Для успешной реализации структурной реформы портового хозяйства государству следует активно использовать международный опыт и рекомендации ведущих аналитиков.
Об этом генеральный директор портового холдинга «Портинвест» Александр Смирнов заявил в ходе круглого стола «Новые возможности инвестирования в морские порты Украины», который организовала Американская торговая палата.
«Государству необходимо поддерживать существующее желание инвесторов вкладывать средства в реформирование портовой отрасли, и для этого следует активно привлекать в процесс реформ лучших мировых экспертов, которые уже имеют опыт успешной реализации концессионных проектов. Это позволит сделать концессионные процессы максимально прозрачными для всех сторон, и что немаловажно – грамотно реализовать стратегические для государства проекты», - отметил Александр Смирнов во время экспертной дискуссии.
Пример успешного внедрения механизмов государственно-частного партнерства в портовой отрасли Бельгии привела старший консультант компании Roland Berger Strategy Consultants Дарья Королева. В 1999 году там разделили зоны ответственности между частными инвесторами и государством. В результате порт Антверпен оперативно нарастил морскую перевалку грузов с 126 млн тонн до 142, по объемам грузооборота занял второе место в Европе, сгенерировав около 18 млрд долларов добавленной стоимости инвесторам и государству.
По мнению директора Центра транспортных стратегий Сергея Вовка, не менее важным условием осуществления портовой реформы остается и потребность реформировать смежные отрасли - железнодорожные перевозки, таможенное оформление, экологический и фитосанитарный контроль, а также привлечение частного капитала в обновление основных фондов отрасли.
Напомним, 15 октября 2012 г. Кабинет Министров издал постановление №1055, которым внес все 18 морских торговых портов Украины в перечень объектов права государственной собственности, которые могут предоставляться в концессию. Условия концессионных конкурсов на объекты инфраструктуры портов должно разработать Министерство инфраструктуры, согласовав их с министерствами экономики, финансов и юстиции.