Казалось бы, оппозиция, должна пытаться воспользоваться ситуацией. Как бы не так! Если БЮТ и даже Яценюк чаще всего просто отмалчиваются по большинству конкретных экономических вопросов, то их политические партнеры по "оранжевому лагерю", похоже, пытаются опередить в деле борьбы с бизнесом даже самых радикальных представителей коалиции.
Так, например, выясняется, что представители ВО "Свобода" являются по совместительству наиболее дремучими и непримиримыми противниками свободы экономической. Наследуя худшие образцы коммунистического социального популизма, они призывают власть административно устанавливать закупочные цены коммерческих фирм на потребляемое ими сырье.
Сложно поверить, но этот антирыночный бред – не описка и не ошибка автора, а дословные требования организованных "Свободой" митингов и пикетов.
Молочный кризис
Украинский истеблишмент уже несколько месяцев озабочен "беспрецедентным" падением закупочных цен на молоко. Действительно, с началом сезона "большого молока", когда в Украине производство молока возрастает вдвое относительно зимних показателей, и одновременным запретом Роспотрбнадзора на экспорт украинских сыров в РФ, цены на сырое молоко молочных ферм упали с 4-5 до 3,2-3,5 грн. за кило (молоко 1 сорта базисной жирности), а для селян с 2,3-2,6 до 1,7-2,1 грн. (молоко 2 сорта базисной жирности)
Однако беспрецедентным такое падение назвать никак нельзя. Дело в том, что украинские цены все равно остаются выше европейских, ведь стоимость молока определяется ни количеством воды в нем, а его жирностью и содержанием белка.
Так, в ЕС цена молока жирностью 3,8% и содержанием белка 3-4% составляет около 30 евроцентов без НДС, т.е. по нынешнему курсу – 3,06 грн. за литр, а в Украине молоко жирностью 2,5% покупается за 2,9 грн. без НДС. Соответственно, при пересчете по жирности литр украинского молока оказывается дороже европейского на 1,35 грн.
Тем не менее, украинские селяне действительно терпят убытки. Их молоко страдает высокой бактериальной обсеменённостью и часто содержит посторонние примеси, вроде левомицетина или соды, из-за чего его приходится подвергать двойной пастеризации и не всегда можно использовать для производства высокомаржинальных продуктов вроде йогуртов и сыров, а его сбор по деревням требует дополнительных логистических затрат.
Переработчики вынуждены учитывать все эти факторы при определении закупочной цены, которая дополнительно снижается на величину НДС – селяне в отличие от юрлиц не имеют льготы по НДС. В результате закупочная цена на молоко для населения всегда ниже, чем у молочных ферм. По данным Milkua.info, по состоянию на 15 мая она составляла в среднем около 1,9 грн. за кило, что действительно не покрывает затрат на содержание коров. Однако виной тому не заговор «молочной мафии», а низкая эффективность производства и низкий, в сравнении со странами ЕС, уровень господдержки производителей.
Свобода в безумии
Казалось бы, представители "антинародного" режима должны были в лучших советских традициях собрать предприятия и объяснить, что либо они повышают закупочные цены, либо налоговая и прокуратура устроят им «кузькину мать». Более того, ходят упорные слухи, что на первых порах ровно так и было.
Однако затем, казалось бы, далеко не самый либеральный украинский премьер Николай Азаров совершил крутой разворот. Он провел через правительство решения о государственных интервенционных закупках сухого молока и масла, а затем добавил к ним выплату субсидий за сохранение молодняка.
На первый взгляд, вопрос решен, но не тут-то было: ведь предвыборная гонка уже началась, а значит, популизм обречен взять верх над остатками разума в умах ее участников. И если другой регионал – господин Коновалюк – ограничился робкой попыткой создать правовые основания для регулирования закупочных цен на молоко, то в "Свободе" решили не размениваться на мелочи, а требовать от властей приказать молочным рекам заливаться в закрома переработчиков по ценам более, чем в полтора-два раза выше мировых.
Неужели господин Тягнибок не понимает, к чему это может привести, а заодно и того, что его предложения насильно заставить предприятия покупать молоко по завышенной цене являются ничем иным, как призывом к грабежу.
Более того, если власть таки воспримет предложения соратников Тягнибока, или они сами станут властью и (о чудо!) возьмутся ревностно выполнять свои предвыборные обещания, страну ждет крах молочной отрасли. Ведь невозможно конкурировать с иностранными производителями, если они делают ту же самую продукцию, но из более дешевого и качественного сырья.
Корень деградации
Можно, конечно, сказать, что во имя победы над «антинародным режимом» все средства хороши. Мол, сейчас все вынуждены врать избирателю, но важно то, что после победы лидеры «Свободы» действительно займутся реальным развитием экономики.
Однако выборы проходят, а политики к лучшему не меняются. Причем не по своей воле, но по своей вине. Они не могут по-другому, ведь любой политик, придя к власти, уже на следующий день начинает думать о том, как эту власть укрепить и сохранить.
Он просто вынужден считаться с мнением избирателя, развращенного и отупленного его же собственными лозунгами и призывами. В результате власть нет-нет, да и прикажет закупочным ценам расти, розничным – падать, коровам доиться, а экономике процветать.
В результате мы продолжаем жить в стране, где почти все делается так, что хочется смеяться сквозь слезы. Прямо, как в анекдоте: «Товарищ прапорщик, остановите поезд! – Поезд, стой! Раз-два».