Такое мнение в ходе экспертного опроса Института Горшенина высказал народный депутат Украины Анатолий Гриценко.
Депутат уверен, что у власти отсутствует крепкий фундамент для реформы.
«Первое условие, без которого нельзя даже начинать такие масштабные изменения – это доверие граждан к власти. Если этого нет, никаких последующих шагов даже не стоит делать. А у людей есть стойкое отторжение любых подобных инициатив из-за того, что они хорошо помнят 1992-й год, когда за одну ночь были утрачены все их сбережения, а государство их бросило, и 1990-е годы, когда проводили масштабную приватизацию, и десятки миллионов остались при своих «бубновых» интересах, а обогатилось несколько семей. Второе условие – это когда у власти есть стратегия развития страны и люди, которые могут реализовать эту стратегию, и когда власть своими действиями демонстрирует результаты. А у нас есть Министерство аграрной политики, но нет собственно аграрной политики. А этот бег на длинные дистанции с поросячьей радостью, что мы экспортируем много зерна, подсолнечника, рапса и т.д. – это только свидетельство, что Украину из развитого аграрного государства превращают в аграрную колонию вместо того, чтобы она была метрополией», - отметил Гриценко.
По его мнению, надо проводить эффективную аграрную политику – «чтобы создавались рабочие места, поднимался уровень социальных стандартов на селе. Для этого не нужен институт частной собственности на землю».
«Для этого достаточно, чтобы был эффективный институт долгосрочной аренды с правом залога в банке для получения кредита, с правом передачи в наследство. Но в пакете с этим идет требование иметь суд, который защищает любую собственность – личную, корпоративную, государственную. Если этого нет, если можно рейдерски захватить любую собственность, любые предприятия, независимо от формы собственности, то тем более нет смысла говорить о земельной реформе в том понимании, как она представлена законопроектом, который внесло правительство. Поэтому я не буду голосовать за этот законопроект, и главная причина – я вижу, чем это завершится. Это завершится тем, что землю скупят несколько семей – и не с целью проведения эффективной аграрной политики, не с целью подъема села и уровня социальных стандартов на селе для тех людей, которые там работают, а с целью через несколько лет перепродать эту землю, заработать на этом несколько десятков миллиардов долларов и на этом поставить точку», - заявил парламентарий.