ГлавнаяЭкономикаБизнес

За базар ответили

Супермаркеты в киевском микрорайоне «П» сейчас напоминают магазины из перестроечного анекдота: у нас нет мяса, а рыбы нет в соседнем магазине. Поэтому, чтобы совершить все необходимые покупки, приходится ходить, как минимум, в два магазина и потом еще на рынок. А ведь, казалось, все начиналось так хорошо…

Артём Горячкин Артём Горячкин , журналист

Сначала супермаркет просто появился возле базарчика на одном из перекрестков. Но жители микрорайона все равно заходили в него через рынок, покупая половину продуктов на лотках прямо у витрин. Вскоре базар «обустроили»: разогнали продавцов под предлогом строительства торговых галерей, часть которых сразу выкупили мелкие сети и игровые залы. Обратно вернулись не все – не хватило места. Остались только продавцы «тысячи мелочей», семечек и пиратских дисков. Теперь покупатели сразу заходили в супермаркет, радуясь кафельному полу, светлым залам, фоновой музыке и ярким стеллажам.

То же произошло с остальными рынками по соседству. А пресса в это время радовалась, как украинцы превращаются в европейцев – начинают покупать картошку и лук в магазинах.

То же было и в провинции. Первыми там появились строительные гипермаркеты и магазины электроники, потеснившие мелких продавцов. Затем в райцентры вошли продуктовые сети. Так, в городе «К» одна из них «убила» спорткомплекс, воспитавший не одно поколение местных волейболистов и гандболистов. После этого продавцов крупнейшего рынка в самом центре города стали запугивать рассказами о строительстве еще одного супермаркета на их месте.

Но грянул кризис, и в бывший спорткомплекс, где когда-то ежедневно стоял шум и гам от тренировок и соревнований, людей стали заманивать розыгрышами путевок.

Полки супермаркетов, воцарившихся на местах базаров, осиротели. Покупатели стали вновь заходить на рынки, но не до магазина, как раньше, а после - докупая продукты.

Дело не в измене «любимым семейным» супермаркетам. Просто их менеджмент упустил из виду, что люди заходили к ним за ПОКУПКАМИ, а не для начисления баллов на карточку или участия в акции. Увлекшись развитием сети, повышением капитализации, они забыли, что нужно следить не за IPO на Лондонской бирже, а за тем, чтобы за товары вовремя рассчитывались с поставщиками, а на полках всегда были свежие продукты.

На базаре покупать не проще. И не лучше. Все прекрасно понимают, что рыночные торговцы берут свой товар у тех же посредников, что и супермаркеты. Но когда в магазинах начались перебои со свежими овощами – не экзотическими - огурцами и помидорами, на базары пошли даже самые лояльные покупатели.

Оказалось, базарщики лучше подготовлены к кризису. Розничная торговля всегда выживала за счет «продаж под реализацию». Проблем с расчетами здесь просто не могло быть - однажды обманешь, в следующий раз можешь не приходить. Зато, благодаря взаимному доверию, товары и продукты мелкими партиями расползаются по перекресткам и лавочкам, а через неделю-две точно также, но в обратном направлении, стекаются деньги. Вот вам и рецепт выживания в условиях кризиса.

А все потому, что сохранились элементарные формы доверия и уважения: к покупателю, к поставщику, к коллегам по рынку. На базарах никогда не собирались заманивать путевками - только товаром и ценой.

Пока на единственном «необлагороженном» базаре в районе все хорошо – благодаря притоку недовольных покупателей из супермаркетов падение спроса ощущается не так сильно, как могло бы. Но продавцы не тешат себя иллюзией – понимают, что как только супермаркеты уладят свои финансовые проблемы, все продолжится. И «на районе» появится еще один мегастор.

Возможно, в этом супермаркете будет продаваться то, чего не будет в других магазинах района.

Артём Горячкин Артём Горячкин , журналист