78-я Биеннале Уитни – социальная критика и расовые конфликты
17 марта открылась одна из старейших выставок современного искусства, которую, начиная с 1932 года, проводит нью-йоркский музей Уитни. Биеннале Уитни занимается исследованием актуального искусства США и во многом устанавливает глобальные тенденции в арт-сфере. В этом году выставка впервые проходит в новом здании музея, из-за чего событие сдвинули на год: кураторам потребовалось время, чтобы оптимально использовать большие пространства нового помещения.
Кураторами стали 36-летний Кристофер Уай Лью и 34-летняя Миа Локс. Художественный состав выставки продемонстрировал тенденцию: мужчины уступают место женщинам, белые – цветным, классики – неофитам, а центр – периферии. Из 63-х участников, около 50% – это женщины, в той же пропорции – черные, латиноамериканцы и азиаты. И хотя две арт-столицы США (Нью-Йорк и Лос Анджелес) все еще держат пальму первенства, но почти половину художников кураторы привлекли с периферии – для этого они за год посетили 40 американских городов. Наряду с признанными мэтрами современного искусства (Ларри Белл, Джо Байер, Уильям Поуп Эл, Дана Шутц), на Биеннале засветилось множество новых имен.
Работы, отобранные для выставки, показали высокий уровень вовлеченности в сферу политики и экономики: они анализируют положение американского общества в контексте обострения международных отношений, усугубления экономического неравенства и повышения этнической напряженности. Например, арт-группа Puppies Puppies показала перформанс Liberty с использованием реплики Статуи Свободы с символически незажженным факелом. Другая группа – Occupy Museums – предлагала купить свои работы за сумму ежемесячного взноса по задолженности художников определенным коммерческим структурам.
Еще одна интересная тенденция этого года – возвращение к фигуративной живописи. Хотя множество арт-объектов выставки выполнены с использованием цифровых медиа и виртуальной реальности, биеннале представила не меньше масляных и акриловых полотен, лишь незначительная часть которых – абстракции. В пример тут можно привести картину «Открытый гроб» любимицы аукционных домов и коллекционеров Даны Шутц. Эта яркая фигуративная работа вызвала целый шквал критики в соцсетях, переросший в акцию протеста кураторов и художников, призывающих к уничтожению картины. Скандальное полотно изображает похороны 14-летнего афроамериканца Эмметта Тилла, жестоко убитого в 1955 году в штате Миссисипи по ложному обвинению во флирте с белой женщиной. По мнению недовольных, автор спекулирует на расовых проблемах: как описал ситуацию художник Паркер Брайт, «белая женщина зарабатывает на изображении смерти чернокожего из-за ложных показаний другой белой женщины».
Выставка продлится до 11 июня.
1-я Триеннале российского современного искусства – "тихий протест" и "интеграция" Крыма
Как признаются организаторы, Триеннале во многом была создана по образу и подобию Биеннале Уитни. Стремясь выйти за пределы Москвы и показать тенденции художественной жизни регионов России, 6 кураторов выставки – по настоянию комиссара Триеннале Кейт Фаул (главного куратора музея «Гараж») - посетили более 40 периферийных городов. В результате они отобрали 69 художников, чьи работы займут все пространство «Гаража», включая лестницы и туалеты.
Пытаясь отойти от образа репрессивного куратора, который подгоняет реальность художественной практики под выбранную им тему, огранизаторы отказались от какого-либо лейтмотива Триеннале. Вместо этого авторов распределили по семи «директориям», типологизирующим современное российское искусство. Выставка начинается с транспаранта «Здесь вам не Москва», с которым новосибирский акционист Артем Лоскутов выходил на свои «Монстрации» (протестные шествия с абсурдными лозунгами). Этот арт-объект относится к директории «Искусство действия», объединившей художников-активистов.
В раздел «Мастер-фигура», посвященный художникам, которые создали собственный язык, повлиявший на арт-процессы в регионах, попали такие знаковые фигуры российского искусства как Анатолий Осмоловский, Дмитрий Булатов, Андрей Монастырский. Здесь же представили антологию путешествий по России основоположника московского концептуализма Дмитрия Пригова. Художника, умершего в 2007-м, решили включить в выставку из-за его колоссального влияния на новейшее поколение – несмотря на то, что в целом Триеннале не экспонирует работы, созданные до 2012 года. Как объясняют кураторы, именно в 2012-м началась актуальная для российского искусства ситуация: новый президентский срок Путина, «слитый протест» и «тихое сопротивление».
Директории «Верность месту» и «Локальные истории искусства» рассказывают о работе художника с местным контекстом, раздел «Авторская мифология» - о мирах, сконструированных художниками, а «Общий язык» - препарирует проблему коммуникации. Последняя директория – «Морфология улиц» - посвящена стрит-арту и заполонила весь парк Горького, окружающий музей.
В общем и целом, Триеннале продемонстрировала большое собрание социально-критических работ и запланировала дискуссии, посвященные громким протестным арт-событиям последних пяти лет - группе «Война», Петру Павленскому, Pussy Riot. Тем не менее, несмотря на условную независимость частной структуры от государственной идеологии (музей «Гараж» финансирует российский олигарх Роман Абрамович), Триеннале включила в свою программу территорию Крыма. По заявлению кураторов, они решили работать с «геополитическим фактом», а не игнорировать его. Однако ни один крымский художник не был отобран для выставки – единственным крымским эпизодом на Триеннале оказался видеофрагмент Монстрации 2014 года, разогнанной в Симферополе. Организаторы выставки указали на культурную исключенность Крыма из украинской, российской и международной арт-сферы, а также на отсутствие в Крыму современного искусства.
Однако они не обратили внимания на тот факт, что ряд актуальных художников (организовавших, например, в Симферополе в 2012 году проект «Спорная территория») покинули полуостров после и вследствие аннексии, перебравшись в Киев.
5-я Ярмарка Арт-Базель Гонконг – монументализм и периферия
Ярмарка современного искусства Арт-Базель – одно из ключевых событий в глобальной арт-сфере. Начиная с первой ярмарки в 1970-м, она стала главным местом встречи галерей и коллекционеров, а так же важной ступенькой в карьере молодых художников. Отвечая на вызовы глобализации, швейцарская ярмарка открыла филиалы - в 2002-м в Майами и в 2008-м - в Гонконге. На сегодня, именно это отделение показывает лучшие результаты по продажам. Арт-Базель Гонконг стала главной художественной ярмаркой в Азии и местом паломничества крупных западных галерей, многие из которых (White Cube, Gagosian, Ben Brown) открыли представительства в Китае.
23-25 марта проходила уже пятая ярмарка Арт-Базель Гонконг, собравшая 242 галереи из 34 стран в Гонконгском центре конференций и выставок, расположенном на искусственном полуострове в бухте Виктория. Выбор художников и галерей показывает все ту же тенденцию нарастающего внимания к регионам и периферии. Естественно, не обошлось и без гуру западного арт-мира: на ярмарке были представлены работы мастера постживописной абстракции Френка Стелы, титанов поп-арта Роберта Раушенберга и Алекса Каца, итальянского новатора Лучо Фонтана, близкого к японской группе Гутай, а потому очень популярного среди японских коллекционеров. Кроме того, были также фигуры, объединяющие запад с востоком – например, британско-индийский скульптор-монументалист Аниш Капур, или работающий в Штатах и Германии тайский мастер перформанса Рикрит Тиравания.
Тем не менее, основное место на ярмарке заняли все-таки художники и галереи азиатско-тихоокеанского региона. Раздел ярмарки «Инсайт» собрал галеристов восточного полушария - от Турции до Новой Зеландии, включая Ближний Восток и Индию, а сектор «Открытия» был посвящен исключительно азиатским молодым художникам, только начинающим свою карьеру.
Особый интерес у посетителей вызвал раздел «Столкновения», который объединил работы, выходящие за пределы традиционных ярмарочных стендов (монументальные скульптуры и инсталляции). Куратор этого сектора Алекси Гласс-Кантор отбирала работы из «восточных» городов, слабо представленных в мировом арт-сообществе: например, из пакистанского Лахора, вьетнамского Хошимина, филиппинской Манилы, новозеландского Окленда. Ну а главный ажиотаж вызвала инсталляция Саммит китайского художника Шэнь Шаоминя, который изобразил посмертную встречу «большой пятерки» коммунистических лидеров. Посетители становились в очередь, чтобы сделать селфи с восковыми фигурами Мао Цзедуна, Фиделя Кастро, Ким Ир Сена, Хо Ши Мина и Владимира Ленина, лежащими в стеклянных гробах.
13-я Биеннале Шарджа – политика и экология
Главная художественная биеннале арабского мира проходит в городе Шарджа, который расположен в получасе езды от Дубая и считается культурной столицей ОАЭ. Начиная с 1993-го, Биеннале Шарджа работает основной платформой для развития актуального искусства на Ближнем Востоке. 10 марта стартовала основная программа Биеннале, для участия в которой отобрали больше 60 художников. Победителем конкурсной программы стала 35-летняя художница из ЮАР Динео Сеше Бопапе с инсталляцией 2017 года +/- 1791 (Памятник Гаитянской Революции 1791). Расположенная в одном из лабиринта двориков Sharjah Art Fundation, инсталляция проводит параллель между восстанием рабов на Гаити против французской колониальной администрации – и южноафриканским движением против апартеида, состоявшимся 150 лет спустя. Вместе с тремя другими лауреатами, Динео получит в качестве приза финансирование своей следующей работы.
В целом, 13-я Биеннале Шарджа акцентирует внимание на сотрудничестве с арт-структурами других регионов Востока через обмен знаниями и идеями, и занимается исследованием фундаментальных элементов человеческого существования. Чтобы реализовать эту идею, куратор Биеннале Кристин Томе (директор Ливанской ассоциации пластических искусств) запустила отдельные программы в других странах региона, построенные вокруг ключевых локальных понятий.
В январе уже прошла такая программа в Дакаре (Сенегал) – этот портовый город стал резиденцией для исследования понятия «вода». Лидером проекта стал франко-алжирский художник Кадер Аттиа, лауреат премии Марселя Дюшана 2016 года. Срежиссированная им программа из архитектурных проектов, перформансов, видео-арта и семинаров проанализировала проблемы глобального потепления и возрастания уровня мирового океана, особенно актуальные для Сенегала с его хрупкой инфраструктурой водоснабжения и неравным доступом населения к водным ресурсам. Остальные программы будут проходить с мая по октябрь в Стамбуле (Турция), Рамалле (Палестина) и Бейруте (Ливан). Там кураторы и художники займутся исследованием таких ключевых понятий как «зерно», «земля» и «кулинария».
Основная часть Биеннале продлится до 12 июня.
4-я Выставка номинантов Future Generation Art Prize - локальные контексты и страны «третьего мира»
Этот год стал особо удачным для Динео Сеше Бопапе - кроме победы на Биеннале Шарджа, она завоевала еще и главную премию Future Generation Art Prize 2017 в размере $100 тыс. Эта международная премия, учрежденная в 2009-м фондом украинского олигарха Виктора Пинчука, направлена на открытие новых имен в сфере современного искусства и присуждается раз в 2 года художникам не старше 35 лет. Двадцать участников шорт-листа премии были отобраны из 4,5 тыс. заявок, полученных от молодых художников из 138 стран со всех континентов.
В духе актуального тренда внимания к локальным контекстам, более половины финалистов оказались представителями Африки, Азии и Латинской Америки. Двадцать первым номинантом автоматически стала украинская «Открытая группа» - как обладатель главной премии PinchukArtCentre 2015. Отбор финалистов и определение победителей курировал международный совет премии Future Generation Art Prize, состоящий из всемирно известных экспертов, художников и коллекционеров: в нем состоят директор музея Гуггенхайма Ричард Армстронг, музыкант и коллекционер Элтон Джон, директор МоМА Гленн Д. Лоури, художники Демиен Херст, Джефф Кунс и Такаши Мураками.
Выставка лауреатов, куратором которой стала молодой польский специалист Анна Смолак, впечатляет своей мультимедийностью: ее объекты состоят из скульптур, интерактивных инсталляций, интервенций, перформансов, видео- и аудио-проектов. Например, инсталляция победительницы конкурса Динео Сеше Бопапе mabu/mubu/mmu представлет собой огромное количество чернозема, размещенного на верхнем этаже галереи, и покрытого минералами, кристаллами, пеплом и прорастающими семенами – в сопровождении звуков моря. Инсталляция является открытой метафорой земли и безземелья, богатства и бедности, новой жизни и траура.
Как победительница конкурса, Динео Сеше Бопапе представит свою сольную выставку в PinchukArtCentre в Киеве в 2018 году. А все художники, ставшие номинантами премии, примут участие в групповой выставке Future Generation Art Prize@Venice в рамках официальной параллельной программы Венецианской Биеннале 2017.
Выставка продлится до 16 апреля.
1-я Антарктическая Биеннале – роботы и доисторические вирусы
Еще одна выставка, уже заработавшая себе место на Венецианской Биеннале 2017, – это авантюрный антарктический проект Александра Пономарева. Родом из Днепропетровска, Пономарев закончил инженерно-морское училище в Одессе, и долгое время работал во флоте – на кораблях и подводных лодках. После этого он поменял морскую практику на художественную, однако не оставил тему водных путешествий. В 2009-м он реализовал специальный проект «Субтициано (Всплытие субмарины в Гранд Канале)» на 53 Биеннале современного искусства в Венеции, а в 2014-м, на 14-й Венецианской архитектурной биеннале, открыл павильон Антарктики. Именно эта локация будет экспонировать видеоотчет, документацию и арт-объекты 1-й Антарктической Биеннале.
17 марта больше ста участников Биеннале (художники, архитекторы, дизайнеры и философы из Японии, Германии, Китая, Аргентины, Испании, Великобритании и России) вышли на 117-метровом научно-исследовательском судне «Академик Сергей Вавилов» из аргентинского порта Ушуайя – самого южного города нашей планеты. Дальше корабль прошел через пролив Дрейка, где творческий состав экспедиции помучался от морской болезни, а после этого прошел вдоль антарктической земли Грэхема, делая высадки и посещая исследовательские станции.
На каждой остановке художники создавали инсталляции и проводили перформансы. Например, аргентинский художник и инженер Хоакин Фаргас выпустил на снега шестого континента робота под названием Гласиатор – он особым образом утрамбовывал снег, чтобы не пустить в мир доисторические вирусы, которые ученые время от времени находят в толщах антарктического льда. Антарктида тут рассматривается как образ ничейной территории, а стало быть, как идеальное (и даже утопическое) место для вырабатывания глобальных практик солидарности в сферах экологии и культуры.