Прежде всего важно разобраться с вопросом, какие обязательства перед народом на коллектив накладывает звание «национального»? В первую очередь – пропаганды и развития украинского искусства. Это значит, что музыканты должны быть мотивированы включать произведения отечественных авторов в программы, искать способы привлечения к ним внимания слушателей, повышать образованность публики в отношении истории украинской музыки и её современности.
Для того, чтобы развивалась национальная симфоническая культура, коллективы обязаны делать заказы отечественным авторам, регулярно исполнять их музыку, инициировать премьеры. При этом важно поддерживать не только мэтров (у нас их, по сути, три – Станкович, Скорик и Сильвестров), но и среднее – очень талантливое – поколение авторов, рождённых в 60-70-е годы. И, конечно, музыку молодых, которая в симфонических программах почти не представлена. Только регулярное исполнение украинской музыки позволит вызреть новому украинскому симфонизму, которому практически не дают развиваться.
Звание «национального» присуждается раз и навсегда. Это звание означает очень значительное повышение зарплат, которое, по идее, нужно постоянно оправдывать. Ведь каждый месяц начисляется сумма, многократно превышающая ставки в аналогичных коллективах без высших государственных званий.
Так получается, что поддерживают современных авторов у нас в стране преимущественно негосударственные структуры и отдельные музыканты, чаще всего из чисто альтруистических побуждений. То есть, даром. Почему же за рубежом Украину знают благодаря проектам Влада Троицкого, дуэту молодых виртуозов Duo Violins, выступлениям частного оркестра New Era Orchestra, а при этом один концерт хора имени Верёвки в ДК города Васильков обходится налогоплательщикам в 3 619 625 грн? Неужели концерт в ДК города Васильков важнее, к примеру, участие во Франкфуртской книжной ярмарке, на которое никогда не достаёт денег? Сколько новых концертных залов, в которых так нуждается наша страна, можно было бы построить, если бы мы не субсидировали коллективы, вот уже 50 лет исполняющие одни и те же танцы, отражающие взгляд советской Москвы на аграрную Украину?
Всё это – очень важные вопросы, которые каждый из нас должен задать сам себе и коллективам, за существование которых мы платим. Может быть, есть смысл раз в году устраивать конкурс грантов и делить эту сумму в 414 миллионов гривен среди тех, которые действительно может презентовать качественный украинский продукт?
Мы проанализировали работу 12 национальных коллективов в этом концертном сезоне, с сентября по начало марта. Результаты оказались совершенно неожиданными, потому как оркестр народных инструментов действует эффективнее Национальной филармонии – самого дорогостоящего коллектива в области классической музыки. С него и начнём.
Национальная филармония Украины
Профинансировано в 2016 году: 54 124 800 грн
План на 2017 год: 87 300 000 грн
В структуру филармонии входит Симфонический оркестр НФУ и Киевский камерный оркестр. В ней также есть десять ансамблей, названия которых достойны провинциального дворца культуры 60-х годов прошлого века: инструментальный квартет «Джерело», народный ансамбль «Веселі Музики», ансамбль народных инструментов «Дивограй», ансамбль народных инструментов «Рідні наспіви», вокальное трио «Козачка» и т.п. В филармонической программе они появляются в лучшем случае раз в сезон. В остальное время, видимо, колесят по ДК. Должны ли эти коллективы находиться на балансе Национальной филармонии, если их деятельность не вписывается в эстетику и репертуарную политику оплота классической музыкальной культуры?
Есть ещё 11 солистов-инструменталистов, среди которых самым неожиданным выглядит пианист мега-уровня, победитель конкурса Рубинштейна Антоний Барышевский. Каждое его событие – аншлаговое и концептуальное, чего не скажешь о компромиссных концертах большинства штатных солистов с романтической музыкой. Также из бюджета филармонии деньги получают 14 вокалистов и пять мастеров художественного слова, трое из которых – пенсионеры.
В филармонический план сезона вписано около 200 концертов. Звучит музыка Германии и Австрии, России и Франции, Польши, Финляндии и Испании. За весь год – лишь 29 концертов, в которых присутствует хотя бы одно произведение украинского автора. То есть, в шести концертах из семи Национальная филармония, призванная пропагандировать национальную классическую музыку, избегает любого – даже пятиминутного – её включения в программы.
Отдельный вопрос – какие композиторы всё же прорываются в программы. Из классиков – Мыкола Лысенко, Семён Гулак-Артемовский, Кирилл Стеценко, Яков Степовой и т.д. Из живых патриархов – Евгений Станкович (5 раз), Мирослав Скорик (4 раза) и Валентин Сильвестров (один раз). Среди тех, кому меньше 70 лет, – Сергей Пилютиков (дважды), Александр Щетинский, Анна Гаврилец, Александр Родин, Алексей Ретинский, Виктория Полевая, Золтан Алмаши и Святослав Лунёв. Всё. Это при том, что в Союзе композиторов Украины состоят 290 авторов и вне его устава композиторов тоже достаточно.
Кто из музыкантов, состоящих в филармонии, играет украинскую музыку? Дирижёры Николай Дядюра, Виталий Протасов (пьеса Лунёва) и Роман Кофман (произведение шестидесятника Валентина Бибика) с симфоническим оркестром Национальной филармонии. Звучит она также в исполнении пианистов Антония Барышевского и Марии Вихляевой, бас-баритона Андрея Маслакова и меццо-сопрано Русланы Якобинчук.
Вывод из всего вышесказанного неутешительный: получая из бюджета 87 миллионов на развитие украинской культуры, Национальная филармония не справляется с этим заданием ни в количественном, ни в качественном плане. Украинская музыка в программах – коллекционная редкость. При этом любые отговорки относительно того, что пьесы современных отечественных авторов не будут восприняты публикой, беспочвенны. Недавнюю премьеру «Семи последних слов Христа» Александра Родина зал встретил стоячими аплодисментами.
Национальный заслуженный академический ансамбль танца Украины имени Павла Вирского
Профинансировано в 2016 году: 28 240 900 грн
План на 2017 год: 45 017 000 грн
Ансамбль Вирского, как и 70 лет назад, – визитная карточка Украины. Дискотека наших прабабушек и сегодня способна восхищать зрителя как украинского, так и зарубежного, вплоть до британской королевы Елизаветы, пригласившей танцовщиков на званый завтрак в Букингемский дворец. Судя по всему, зритель готов из года в год смотреть одну и ту же программу из танцев, поставленных Павлом Вирским 50-70 лет назад и Мирославом Вантухом – 30 лет назад. Меняются только танцоры: на вид большинству артистов не больше 30-ти.
Любопытно заглянуть на сайт одного из самых высокооплачиваемых коллективов Украины. Основной язык – русский. По центру страницы – странный коллаж, где танцовщики в атласных шароварах приземляются в прыжке прямо на веночки украинок с огромными караваями в руках. В разделе «Коллектив» – лишь дирекция. Пять человек, из которых трое носят фамилию «Вантух» – отец, мать и сын. О танцовщиках и оркестре – ни слова. Славу коллективу создают талантливые анонимы. Кроме того, нет никакой информации о предстоящих концертах и программах.
Что касается исповедуемой эстетики, ансамбль Вирского – идеальной красоты представление об аграрной советской Украине. И мы по инерции продолжаем тиражировать этот образ наивного усатого украинца в атласных шароварах внутри страны и за её пределами, вынося за скобки Украину урбанистическую, Украину научную, современное искусство Украины, в конце концов. Да, ансамбль, сделавший себе имя в советские годы, продолжает собирать аншлаги. Но, по большому счёту, его спасает только то, что ребята редко выступают, и в таких условиях можно из года в год показывать одну и ту же ностальгическую программу.
Национальный заслуженный академический украинский народный хор Украины имени Григория Верёвки
Профинансировано в 2016 году: 27 152 600 грн
План на 2017 год: 43 435 500 грн
Ровесник ансамбля Вирского, дважды украинский хор («украинский народный хор Украины», как следует из официального названия) появился в период Второй мировой войны согласно постановлению Совета Народных комиссаров. Видимо, создание коллектива было делом государственной важности и полностью согласовывалось с политикой партии, иначе коллектив не организовывали бы «сверху». Научного сотрудника Института фольклора АН УССР Григория Верёвку, сына бедного крестьянина, человека талантливого и идеологически надёжного, поставили руководить огромным коллективом. Согласно постановлению, Государственный украинский хор состоял из 134 человек, из которых 84 – певцы, 34 – артисты оркестра народных инструментов, 16 – артисты балета.
Коллектив был создан в сталинские времена для того, чтобы транслировать одобренный московской верхушкой образ Украины – счастливой и простодушной аграрной республики.
На сегодняшний момент в составе коллектива более 150 участников. И репертуар, и идеология в нём законсервировались с советских времён.
Из календаря событий на сайте ансамбля можно узнать, что на три месяца 2017 года у коллектива расписано лишь три выступления. 10 и 11 января – в МЦКИ (Октябрськом дворце), 17 марта – в ДК города Васильков. Путём несложных математических действий, разделив общий бюджет в 43 435 500 грн на 12 концертов (исходя из того, что за три первых месяца 2017 у коллектива – три концерта, то есть в среднем - по одному в месяц) можно подсчитать, что один концерт ансамбля обходится налогоплательщикам в 3 619 625 грн.
ГП «Национальный дом органной и камерной музыки Украины»
Профинансировано в 2016 году: 26 928 800 грн
План на 2017 год: 44 060 000 грн
Один из любимейших залов киевлян. Сюда ходят даже те, кто никогда не слушает классику – «на орган». Коллектив находится в состоянии перманентной борьбы с Римо-католической парафией Святого Николая. Клавиатура и педали органа находятся в центральной части алтаря, поэтому органисты зачастую вынуждены репетировать по ночам, когда сцена не используется в нуждах культа.
В структуру Дома органной и камерной музыки входят пять ансамблей – ансамбль классической музыки имени Бориса Лятошинского, камерные ансамбли «Киев», «Рависан» и «Киев-Брасс», а также квартет имени Мыколы Лысенко. Несмотря на то, что четыре коллектива из пяти носят имена украинских композиторов или родного города, отечественная музыка занимает в их программах второстепенное место или почти не звучит. Из этих пяти коллективов украинцы чаще всего звучат у квартета имени Лысенко, реже всего – у ансамбля «Рависан».
Кроме того, в составе коллектива – 9 солистов-инструменталистов, 6 вокалистов и 6 органистов. К примеру, на март запланировано 19 органных концертов. «Итальянская органная музыка XVII-XIX веков» и «Музыка Баха и Генделя» в исполнении Ирины Харечко; программа из Генделя, Баха, Луцци и Вилы-Лобоса от органистки Анны Бубновой и героя Украины, народной артистки и лауреата Шевченковской премии Ольги Басистюк; «Золотая эпоха романтизма» от Ирины Калиновской; «Органные произведения Баха» сыграет Валерия Балаховская. Народный артист Украины Владимир Кошуба сыграет четыре концерта – с музыкой Каччини, Перголези, Чайковского, Петрова, Дворжака, Альбениса и др. авторов. Получается, в течение месяца киевляне не услышат ни одного органного произведения украинского автора, хотя и готовых партитур – масса, и на заказ авторы готовы писать хоть бесплатно, только бы играли.
Единственный концерт со 100% украинским контентом – фьюжн-феерия «В снах рождественских ночей» с авторской музыкой Ивана Тараненко и его же фольклорными обработками. Только Иван Тараненко – вовсе не солист Национального дома органной и камерной музыки.
ГП «Национальный заслуженный академический симфонический оркестр Украины»
Профинансировано в 2016 году: 21 179 600 грн
План на 2017 год: 33 795 000 грн
Наряду с симфоническим оркестром Национальной филармонии это главный оркестр страны. С 18 января по 26 марта находится на гастролях по США по приглашению промоутерской компании Columbia ArtistManagement. Коммерческая поездка наделала много шума в СМИ, так как оркестр искал $90 тыс. на перелет и перевозку инструментов, уверяя спонсоров в том, что это чрезвычайно важный тур для того, чтобы заявить об Украине в США. Между тем, на сайте компании Columbia ArtistManagement можно видеть, что из четырёх программ тура украинская музыка есть лишь в двух. При этом в обоих случаях включены произведения одного и того же автора – Евгения Станковича. Львиная же доля звучащего материала – это русская классика: Шостакович, Рахманинов, Стравинский, Чайковский и Прокофьев. Крайне интересно, как последние трое преподносятся американскому слушателю, акцентируются ли их украинские корни.
Дома в течение сезона оркестр должен сыграть 20 концертов. В них – произведения лишь трёх украинских патриархов: по два – Мирослава Скорика и Евгения Станковича, одно – Валентина Сильвестрова. При этом обе пьесы Станковича, Концерт №2 два для скрипки с оркестром и Триптих из балета «Ночь перед Рождеством» обыгрывались перед поездкой в США. Концерт № 3 для фортепиано с оркестром Скорика был приурочен к 75-летию трагедии Бабьего Яра, а Симфонию №3 Валентина Сильвестрова включил в программу его давний товарищ, дирижёр Игорь Блажков. О поддержке и стимулировании национальной композиторской школы, о заказах авторам речи вообще не идёт. В этом сезоне коллективом исполняются лишь готовые партитуры признанных авторов, которым за 70 лет.
ГП «Национальный одесский филармонический оркестр»
Профинансировано в 2016 году: 21 374 000 грн
План на 2017 год: 34 060 000 грн
На фоне кричащего китча Одесской филармонии Национальный одесский филармонический оркестр – камертон стиля. Концерты с главным дирижёром, американцем и народным артистом Украины Хобартом Эрлом противостоят филармоническим абонементам «Звёзды, зажжённые гением», «Сакс-революция» и прочим дикостям, происходящим в красивейшем историческом здании по проекту Александра Бернардацци. Помимо классики играют одесских авторов. Ближайший концерт посвящён памяти Юлии Гомельской и Александра Красотова. Он полностью построен из партитур этих двух одесских композиторов.
Национальная заслуженная академическая капелла Украины «Думка»
Профинансировано в 2016 году: 17 170 200 грн
План на 2017 год: 27 999 000 грн
Коллектив, без которого практически невозможно ни одно пафосное событие. Если нужно грянуть – это к громогласной «Думке». Если проводить сравнение, то «Думка» – это Нина Матвиенко в классической традиции, настолько за ней закрепилось звание эталона украинской хоровой культуры.
А теперь заходим на сайт коллектива и смотрим раздел «Репертуар». Что характерно, он подан исключительно на английском языке. Первую группу представляет украинская церковная музыка. Вторую – музыка российской православной традиции: Литургия св. Иоанна Златоуста Рахманинова и Чайковского. Третья – традиционные украинские хоры и музыка современных авторов (самому молодому из них – Владимиру Зубицкому – 64 года). Наконец, четвёртая группа – это репертуар с симфоническим оркестром. Из 24 предложенных авторов только два – украинцы. Естественно, патриархи – Станкович и Сильвестров.
Вернёмся к филармоническим выступлениям коллектива. В этом сезоне он должен выйти на филармоническую сцену трижды. Один раз – с Барбивской колядой Анны Гаврилец. Два других концерта – это сборник из Вагнера, Брукнера и Верди, а также Симфония №9 Людвига ван Бетховена.
Национальный академический оркестр народных инструментов Украины (НАОНИ)
Профинансировано в 2016 году – 15 083 800 грн
План на 2017 год – 24 131 000 грн
Любой фольклорист вам скажет, что оркестр народных инструментов – это абсурд и пережиток советской эпохи. Академические музыканты относятся к подобным коллективам со скепсисом и снобизмом, но, тем не менее, на фоне остальных национальных коллективов этот выглядит наиболее оригинальным и мотивированным. Олег Скрипка, ONUKA , «Друга ріка» создают с НАОНИ оригинальные и востребованные публикой программы. В разделе «концертные предложения» на сайте оркестра – десяток разноплановых программ, в которых основное внимание уделено как раз украинской музыке.
Национальная заслуженная капелла бандуристов Украины имени Георгия Майбороды
Профинансировано в 2016 году: 15 016 700 грн
План на 2017 год: 24 175 000 грн
Практически ровесница Октябрьской революции (в следующем году ей исполнится 100 лет), капелла бандуристов соединила в себе национальный дух с советской привычкой ходить строем. Её история полна взлётов и трагедий: тут и борьба с кобзарями, и гибель руководителей ансамбля на фронте (в 1941 году она была единственным государственным коллективом, который не эвакуировали в связи с началом войны), и превращение народного инструмента в арфоподобное существо. Так, в послевоенное время группа мастеров создала унифицированную оркестровую бандуру «Черниговка» киевского типа с валиком – перестройщиком тональностей, позволяющим исполнять классику. Оркестровый состав капеллы пополнился бандурами разных типов: бандура бас, бандура-контрабас, бандура альт, бандура прима, кобза. Фактически, получился не народный, а оркестр гибридов с фольклорным прошлым.
На сегодняшний день этот коллектив, как ни странно, выглядит куда более интересно большинства своих национальных коллег. У него отличный сайт. Между прочим, редкий случай, когда имена всех до единого музыканта выложены на сайт вместе со студийными фотографиями. Сразу создаётся впечатление не серой массы оркестрантов, а уникальных личностей. Красивых людей, что немаловажно.
Все семь концертных программ коллектива составлены из украинской музыки. Кроме того, на сайте представлены два cd с фольклорными обработками и оригинальными авторскими песнями.
Национальный коллектив солистов «Киевская камерата»
Профинансировано в 2016 году: 10 711 300 грн
План на 2017 год: 17 767 500 грн
«Киевская камерата» обосновалась под крышей Союза композиторов Украины и, как говорится в официальной биографии ансамбля, «долгое время была его своеобразной творческой лабораторией». Пожалуй, единственный национальный оркестр, который регулярно и планомерно исполняет произведения современников. Лидер по количеству премьер. В этом сезоне сыграли пьесы Анны Гаврилец, Юрия Шевченко, Кармеллы Цепколенко, Игоря Щербакова, Валентина Сильвестрова, Золтана Алмаши, Наталии Боевой, Олега Безбородько, Алексея Войтенко, Виталия Вышинского, Любавы Сидоренко, Александра Шимко, Богдана Кривопуста и ещё многих и многих авторов.
Украинскую музыку играют почти везде. Везде, кроме Национальной филармонии, что в очередной раз наводит на грустные мысли относительно репертуарной политики главного зала страны. В сентябре «Киевская камерата» сыграла монографический концерт Вольфганга Амадея Моцарта. В октябре подготовила Вечер итальянской музыки. В декабре в память о скрипаче Алексее Горохове исполнила Фрица Крейслера, Никколо Паганини, Клода Дебюсси и Пабло Сарасате. Правда, в оркестровке самого Горохова, так что всё-таки национальный элемент хоть подпольно, но проник и в филармоническую программу.
Ивано-Франковский национальный академический Гуцульский ансамбль песни и танца «Гуцулия»
Профинансировано в 2016 году: 12 934 300 грн
План на 2017 год: 21 480 000 грн
Ещё один коллектив, образованный в самые тяжёлые для Украины годы. Он основан в 1939 году в Станиславе (Ивано-Франковске) и был призван изображать жителей края добрыми и наивными крестьянами, весело припрыгивающими с бутафорскими топориками в руках. Первоначально коллектив состоял из 50 артистов – это смешанный хор, танцевальная группа и так называемый «оркестр народного типа». Приблизительно в этом же составе он дожил и до сегодняшнего дня.
У коллектива нет сайта. Записи на YouTube и в социальной сети Вконтакте демонстрируют законсервированность ансамбля в эстетике 70-х годов прошлого века.
ГП «Национальный академический духовой оркестр Украины»
Профинансировано в 2016 году: 6 984 800 грн
План на 2017 год: 11 360 000 грн
В этом сезоне, если верить официальному сайту коллектива, у него запланировано 24 концерта. 25-й не указан, но фигурирует на сайте филармонии – это «Карпатська рапсодія» с музыкой Георгия Майбороды, Климентия Доминчена, Левка Колодуба и Леонида Затуловского. Два первых почили в 90-е годы, а Затуловский и Колодуб живы, им по 81 и 86 лет соответственно.
На июнь запланирован концерт музыки Мыколы Лысенко.
Ещё в программе - «Вечорниці» Петра Нищинского и несколько украинских пьес в концерте «Вальс, вальс, вальс» - «Концертный вальс» Якова Цегляра, «Днепровский вальс» Игоря Шамо, Вальс из фильма «Тарас Шевченко» Бориса Лятошинского и Вальс композитора Жанны Колодуб.
Все остальные концерты – их 21 – полностью составлены из зарубежной музыки. Это программы «Фрэнк Синатра», «Legend of Film Music», «The Best Sound of Music», «Woman in Love», «The Beatles. Cover-концерт» и прочие исполнения музыки лёгких жанров. Получается, в этом сезоне программа коллектива на 90% состоит из лёгкой зарубежной и советской музыки, посвящённой Второй мировой войне – «Фанфары победы» (концерт 8 мая). С подобной регулярностью исполнения таких программ в Киеве выступают только коммерческие оркестры, чей гонорар полностью зависит от выручки за проданные билеты.
Только на 10% репертуар этого сезона составлен из отечественной музыки. Четверо из семи представленных украинских композитов – классики романтической и советской эпох, а трое – ныне живущие авторы возрастом от 81 до 87 лет. При этом пьесы четы Колодуб написаны в 60-е годы, а Буковинская рапсодия №3 Затуловского – в 1993 году. Таким образом, в этом сезоне оркестр не поставил к себе в план ни одной премьеры произведения украинского автора.
***
Итого в сухом остатке получаем неутешительную картину. Из года в год Министерство культуры финансирует коммерческие оркестровые проекты, функционирование (а не выступления) сформированных в сталинскую эпоху ансамблей, тиражирующих образ наивной аграрной УССР, или же поддерживает память о западноевропейской и российской музыкальной истории.
Из 12 национальных музыкальных коллективов, финансируемых Министерством, лишь три активно инициируют создание нового украинского продукта. Это Национальный академический оркестр народных инструментов Украины (НАОНИ), Национальный коллектив солистов «Киевская камерата» и Национальная заслуженная капелла бандуристов Украины имени Георгия Майбороды. Остальные – безусловно, высочайшего уровня музыканты, которые, между тем, практически выключены из активного сотворчества с современными отечественными композиторами. А при таких условиях музыкальная культура превращается в музей ушедших эпох, и, в случае Украины, – в музей культур чужих государств.
Возвращаясь к вопросу о квотах, если уж они введены в отношении частных радиостанций, не зависящих от государственного финансирования, то касательно национальных коллективов должны действовать и подавно. Потому что коллективы, носящие гордое звание национальных, в первую очередь должны инициировать создание нового творческого продукта, а не паразитировать на шедеврах культуры чужих держав.
От редактора: Статья исправлена 13 марта 2017 года в части, рассказывающей о репертуаре Национального академического духового оркестра Украины.