Почему праздник оказался под ударом? Промоторы декоммунизации видят в нем повторение советских практик – выхолащивание политического смысла этого дня и превращение в «день весны» и «праздник женственности и красоты». В офисах мужчины организовывают подарки и угощения «для милых дам», магазины засыпают телефоны клиентов сообщениями о скидках на «женские товары» – одежду, косметику, посуду и постельное белье, все вокруг шутят про баснословные прибыли цветочных магазинов.
В прошлом году, Президент Петр Порошенко, поздравляя выдающихся женщин (а это участницы АТО, медики, волонтерки и спортсменки) с 8 марта, отметил, что у войны не должно быть «женского лица», а женщины всегда были и есть поддержкой для мужчин. «Мужчинам всегда нужны ваша любовь, поддержка и уверенность, что дома всё хорошо», – отметил глава государства.
Современная версия 8 марта предлагает женщинам пассивную роль – сидеть в ожидании подарков от активных мужчин и поддерживать все их начинания.
Сто лет назад Международный женский день имел совсем другой смысл, который не помешало бы возобновить.
Начало
В начале ХХ века европейские женщины имели гораздо меньше политических и экономических прав, чем сейчас. Они не могли голосовать, не могли владеть и управлять имуществом в той же мере, как мужчины, не были защищены в социальной сфере, не имели равного с мужчинами доступа к образованию.
Утверждение Международного женского дня действительно связано с именем Клары Цеткин. На втором международном съезде женщин-социалисток, который прошел в 1910 году в Копенгагене и объединил около 100 участниц из 17 стран Европы, она предложила ежегодно отмечать Международный женский день, чтобы объединить женщин в борьбе за их права. В тот период женщины не обладали избирательным правом даже в таких государствах, как США, Великобритания и Канада.
Почему этот вопрос стал актуальным для социалистических партий? Прежде всего, из-за изменения классовой структуры общества. Модернизация второй половины XIX века привела к появлению нового класса – пролетариата. Массовое производство товаров требовало большого числа рабочих, города разрастались, появились средства массовой информации. Появились и новые способы влиять на жизнь общества – политические партии предлагали свои программы избирателю. Сколько часов в неделю работать и в каких условиях? Получат ли работник или работница компенсацию в случае травмы или болезни? Как, кому и когда заботиться о детях? Женщины, не имея таких же инструментов для решения этих вопросов, как мужчины, хотели их получить.
Не только социалистки добивались прав для женщин. Суфражистки (от англ. suffrage – избирательное право) в Великобритании были разных классов и политических взглядов. В то время, как британские суфражисты (более общий термин для обозначения движения за женское избирательное право в целом) добивались права голоса для женщин конституционным путем, суфражистки предпочитали действовать под лозунгом «Действия, а не слова» («With deeds, not words») и устраивали разнообразные громкие акции.
Украинский контекст
Украинские женщины в ХІХ веке вначале объединялись в основном с образовательными и благотворительными целями. Например, в 1840 году в Харькове основали первую женскую организацию – Общество помощи женскому высшему образованию, которая только через 20 лет смогла добиться для женщин права поступать в университет. Совместно с Обществом Красного Креста действовали женские организации помощи больницам и работным домам.
На территории Австро-Венгерской империи первой украинской женской организацией стало основанное в 1884 году Натальей Кобринской в Станиславове (сейчас Ивано-Франковск) «Товариство руських женщин». Кобринская полемизировала с Кларой Цеткин и утверждала, что социализм не понял роль женщины в обществе, ограничивая женский вопрос только рабочим движением, а бороться нужно за равные права во всех сферах.
Советская женщина из стали
Украинская исследовательница Оксана Кись пишет, что именно массовые женские демонстрации с требованиями «мира и хлеба» на улицах Петрограда зимой 1917 года в итоге привели к Февральской революции в России и свержению монархической власти в России. Так что, придя к власти, большевики отблагодарили женщин, наделив их равными политическими и общественными правами, в том числе, и разрешив голосовать.
Партия рассматривала женское движение в инструментальном смысле – поставив его под свой контроль и расширяя своё влияние в обществе. В 1920 году в резолюции ІХ съезда ВКП(б) говорилось: «Самое серьезное отношение к работе среди женского пролетариата города и деревни и активное участие в ней всех членов коммунистической партии увеличит её ряды новыми неиспользованными силами, новыми работниками на всех участках советского строительства и борцами за совершение советского строя».
С 1921 года 8 марта стал государственным праздником и, по словам Оксаны Кись, с самого начала позиционировался как праздник пролетарок и женщин-работниц. В 1930-х он стал частью государственного официоза – поводом для подсчета достижений женщин, освобожденных от кухонного рабства и уз царизма. «Новая советская женщина» должна была в интересах нового общества совмещать материнство с трудом наравне с мужчинами.
Демографическая ситуация второй половины 1940-х повысила статус матери в советском обществе. Почетным стало звание «матери-героини», одинокие или многодетные матери получали внимание и льготы со стороны государства. Эта тенденция сохранялась все последующие десятилетия. Утвердившийся с середины 1960-х годов дискурс «Великой отечественной войны» также популяризировал образ женщины-матери. Яркой иллюстрацией здесь послужит, например, стальной монумент Родины-матери, открытый в Киеве в 1981 году.
Ключевым моментом для понимания современного характера праздника, который хотят запретить, стало утверждение 8 марта в 1965 году выходным днем. Этим празднование перенесли из более публичной рабочей сферы в семейную, постепенно наполнив знакомым нам смыслом – мужчина с утра идет за цветами и даже, возможно, готовит праздничный завтрак для жены-матери семейства, дети рисуют открытки для своих мам и вручают их дома или на школьных праздниках, мальчики в обязательном порядке поздравляют одноклассниц.
В результате праздник в Советском Союзе почти полностью утратил свой политический смысл. По времени это совпадает с противоположной мировой и европейской тенденцией. Как уже писал LB.ua, с 1975 года ООН наоборот повторно актуализировал 8 марта, рекомендовав отмечать Международный женский день по всему миру и присваивая ему каждый год тему, важную для движения за женские права, – "Женщины и ВИЧ/СПИД", "Покончим с насилием в отношении женщин и девочек", "Женщины и борьба за мир". Тема этого года – "Женщины и перемены на рынке труда: 50/50 к 2030".
Возможная отмена праздника активизировала общественные дискуссии о сути праздника и его связи с женским движением. 8 марта в Киеве, Харькове, Херсоне и Львове пройдут марши за женские права. Организаторы события в столице предлагают под лозунгом «Нет насилию всех форматов – от роддомов до военкоматов» обратить внимание на проблему институционального насилия против женщин в Украине. Пока этот день выходной, его можно использовать, чтобы отстоять свои права.