ГоловнаКультура

Битва за спадщину: хроніка подій навколо "скіфського золота"

В декабре будет известно решение Окружного суда Амстердама по делу о “скифском золоте” – экспонатах выставки “Крым: золото и секреты Черного моря”, которая проходила в музее Алларда Пирсона в 2014 году. Суд вынесет решение о том, куда должны вернуться объекты, привезенные на выставку из Крыма еще до аннексии полуострова Россией.

LB.ua составил хронологию событий вокруг “скифского золота” и собрал комментарии причастных к делу экспертов.

Суть конфликта

Музей Алларда Пирсона был открыт 12 ноября 1934 года и известен мировой аудитории своими выставками о Ближнем Востоке, Египте, Классическом мире и Средневековье. В Украине же о музее узнали в 2014 году, когда разгорелся украинско-российский спор о владении “скифским золотом”.

Музей Алларда Пирсона в Амстедаме
Фото: arcam.nl
Музей Алларда Пирсона в Амстедаме

Причиной конфликта стали экспонаты выставки “Крым: золото и секреты Черного моря”, которая с февраля до сентября 2014 года проходила в музее. На выставке были представлены не только украшения из золота и серебра (кроме знаменитой пекторали – она не вывозится на заграничные выставки), но и керамика, деревянные шкатулки, предметы утвари и так далее, что, впрочем, не помешало обобщению всех объектов выставки в название "скифское золото".

Изначально планировалось, что выставка закончится в мае, но ввиду нарастающего конфликта она была продлена до сентября – очевидно, в надежде, что дополнительных три месяца хватит, чтобы решить спор о принадлежности экспонатов.

Экспонаты для выставки привезли из четырех крымских музеев – Центрального музея Тавриды, Керченского историко-культурного заповедника, Национального заповедника "Херсонес Таврический" и Бахчисарайского историко-культурного заповедника, Национального музея истории Украины в Киеве и Одесского археологического музея. Часть представленных объектов вернулись на материковую Украину, а крымские остались в Нидерландах – музей не рискнул возвращать их обратно в уже оккупированный Крым.

Хроника событий

Март 2014

Вопрос о возвращении “скифского золота” стал ребром: украинский Минкульт обнародовал заявление о том, что экспонаты с голландской выставки должны вернуться на материковую Украину. В России же настаивали на том, что объекты из крымских музеев должны вернуться на полуостров.

Министерство культуры Украины внесло на рассмотрение правительства изменения в документы о перемещении и возвращении в Украину культурных ценностей. Суть изменений состояла в том, чтобы всю власть в решении вопроса “куда возвращать культурные ценности после заграничных выставок?” передать в руки Минкульта. До этого Минкульт лишь давал разрешение на предоставление экспонатов для заграничных выставок, но право решать, когда и как музейные предметы будут возвращаться обратно, оставалось за музеями и заповедниками, где эти предметы изначально хранились.

Светлана Фоменко
Фото: Facebook/Міністерство культури України
Светлана Фоменко

“Когда планировалась и начиналась эта выставка, разрешения были предоставлены всем музеям, но потом, когда она была продлена, такое разрешение крымские музеи не получили, – комментирует первый заместитель министра культуры Светлана Фоменко (в 2014 году была замминистра по вопросам евроинтеграции – прим.), – то есть, музейные ценности, временно вывезенные из Украины и не возвращенные в обусловленный соглашением срок, считаются незаконно вывезенными из территории Украины”.

По словам замминистра, ситуация конкретно с объектами из крымских музеев зафиксирована в приказе Министерства культуры №292 от июня 2014 года, где говорится о передаче прав оперативного управления от крымских музеев к Национальному музею истории Украины. Такое право передается в случае возникновения угрозы коллекции или использования ее не по назначению.

“Эти музейные экспонаты уже тогда считались незаконно вывезенными, и крымские музеи на них незаконно претендовали. Права оперативного управления они были лишены”, – добавила Светлана Фоменко.

Июнь 2014

Выставку продлили до сентября. На следующий день после появления этой информации МИД Королевства Нидерланды подтвердил признание всех экспонатов выставки государственной собственностью Украины.

Посетители выставки КРЫМ, ЗОЛОТО И ТАЙНЫ ЧЕРНОГО МОРЯ в музее Aлларда Пирсона в Амстердаме, август 2014.
Фото: EPA/UPG
Посетители выставки КРЫМ, ЗОЛОТО И ТАЙНЫ ЧЕРНОГО МОРЯ в музее Aлларда Пирсона в Амстердаме, август 2014.

Экспонаты выставки КРЫМ, ЗОЛОТО И ТАЙНЫ ЧЕРНОГО МОРЯ в музее Aлларда Пирсона в Амстердаме, август 2014.
Фото: EPA/UPG
Экспонаты выставки КРЫМ, ЗОЛОТО И ТАЙНЫ ЧЕРНОГО МОРЯ в музее Aлларда Пирсона в Амстердаме, август 2014.

Экспонаты выставки КРЫМ, ЗОЛОТО И ТАЙНЫ ЧЕРНОГО МОРЯ в музее Aлларда Пирсона в Амстердаме, август 2014
Фото: EPA/UPG
Экспонаты выставки КРЫМ, ЗОЛОТО И ТАЙНЫ ЧЕРНОГО МОРЯ в музее Aлларда Пирсона в Амстердаме, август 2014

Август 2014

PR-директор Музея Алларда Пирсона Марлеен Смит сообщила “Интерфаксу”, что музей в Амстердаме отложил возвращение экспонатов выставки “Крым: золото и тайны Черного моря” какой-либо из сторон. Такие действия она объяснила уникальностью этого случая. ”Передача объектов состоится только после квалифицированного судебного решения или же тогда, когда стороны достигнут договоренности”, – уточнила PR-директор.

Немногим позже тогда еще первый заместитель министра культуры (сейчас советник министра культуры и гендиректор "Мистецького Арсенала" – прим.) Олеся Островская-Лютая в комментарии LB.ua заявила, что 19 экспонатов многострадальной выставки вернутся в Национальный исторический музей в Киеве уже в начале сентября. Речь шла об объектах, которые и до выставки хранились в этом музее, – и они действительно вернулись. Среди возвращенных экспонатов, кроме прочих, были золотой скифский шлем, золотой скифский меч и ножны к нему, фибула (застежка-брошка), а также украшения и предметы быта сарматов.

Сарматская фибула
Фото: fakty.ua
Сарматская фибула

Меч с золотыми рукоятью и ножнами
Фото: fakty.ua
Меч с золотыми рукоятью и ножнами

Золотое сарматское украшение, которое носили на шее
Фото: fakty.ua
Золотое сарматское украшение, которое носили на шее

Шлем cарматов
Фото: fakty.ua
Шлем cарматов

В свою очередь, замминистра культуры по вопросам евроинтеграции Светлана Фоменко была более категоричной и заявила, что все 500 экспонатов голландской выставки должны вернуться в Украину до октября. В противном случае, заявила она, судьба скифского золота будет решаться через арбитражный суд.

Март 2015

Сторонам конфликта было дано время до 4-го марта 2015-го года, чтобы ответить на ряд вопросов, поставленных Университетом Амстердама, который отвечает за сохранность коллекции. А к 1-му апреля окружной суд Амстердама обещал определиться в вопросе участия правительств Украины и Нидерландов в деле о скифском золоте.

Апрель 2015

Голландский адвокат Украины Маартен Сандерс заявил, что суд по скифскому золоту, который был начат крымскими музеями, может затянуться на несколько лет. Также он уточнил, что процесс находится на самой начальной стадии.

Адвокат Маартен Сандерс
Фото: berghstoop.com
Адвокат Маартен Сандерс

Позже представитель России при ЮНЕСКО Элеонора Митрофанова на пресс-конференции в “Россия сегодня” рассказала, что российская сторона пыталась найти рычаги давления, в инструментах, выработанных ЮНЕСКО, но попытки успехом не увенчались. А Верховная Рада Украины направила парламенту Нидерландов обращение с просьбой вернуть Украине экспонаты коллекции “Крым - золотой остров в Черном море”, за что проголосовали 249 депутатов при минимально необходимых 226.

Май 2015

Суд определился и признал Украину одной из сторон в разбирательстве о принадлежности скифского золота, поскольку она заявила о своих правах на спорные объекты. Параллельно с этим, прошение Нидерландов на участие в деле суд отклонил. Причиной послужило отсутствие отношения страны к делу.

Декабрь 2015

Стало известно, что окружной суд Амстердама ждет к 10 февраля 2016 года ответа от Украины по делу о скифском золоте. Рассмотрение дела продолжалось в формате переписки между сторонами.

Март 2016

Стало известно, что устные слушания по делу о “скифском золоте” в окружном суде Амстердама состоятся 5 октября.

Октябрь 2016

Слушания состоялись. Никаких подробностей сообщено не было, но первый заместитель министра информационной политики Эмине Джеппар написала в Фейсбуке, что суд может принять решение по делу скифского золота 14 декабря.

Эмине Джеппар
Фото: mip.gov.ua
Эмине Джеппар

Суд в Амстердаме: причины и прогнозы

Если основываться на нормах международного права, вопрос, казалось бы, решен уже давно.

Все источники международного права о защите культурных ценностей запрещают присвоение имущества на оккупированных территориях. В том числе имущество религиозных, художественных, образовательных и научных учреждений. О чем еще у истоков скандала, в 2014 году, писала в блоге на LB.ua юрист-международник Екатерина Бусол.

Также юрист уточнила, что Ст. 5.1 Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 года обязывает оккупационные силы способствовать национальной власти в обеспечении охраны и сохранности ее культурных ценностей. Если говорить проще, Россия как государство-оккупант обязана помогать нашей власти обеспечивать сохранность скифского золота.

“Для России этот вопрос не лежит в плоскости “культурных ценностей” и их исторической принадлежности. Это, скорее, вопрос демонстрации своей силы, своих побед. Так же, как и “Крымнаш” – “Скифскоезолотонаше” и точка”, – комментирует первый заместитель министра информационной политики Эмине Джеппар, уточняя, что все судебные тяжбы больше похожи на спектакль. Причиной такого ярого желания Российской Федерации вернуть экспонаты на территорию Крыма замминистра называет попытку косвенно показать, чей полуостров.

“Голландский защитник Российской Федерации Михиль ван Левен также говорил о том, что этот вопрос принадлежности “скифского золота” лежит исключительно в плоскости возвращения “сакральных” для Крыма и его жителей артефактов в музеи, откуда их вывезли в 2014 году”, – уточнила Эмине Джеппар.

Замминистра добавила, что украинская власть не может обеспечить должный контроль и охрану культурного наследия на территории Крыма – из-за оккупации полуострова Россией. Она добавила, что конечным владельцем экспонатов является Киев, а крымские музеи – их вторичные пользователи.

ДОПОЛНЕНИЕ, 5 декабря. На круглом столе в Институте Горшенина, посвященном проблемам сохранения наследия и судебному процессу вокруг экспонатов голландской выставки, первая замминистра культуры Светлана Фоменко подчеркнула, что российская сторона не является стороной судебного разбирательства и из-за этого в этом деле не могут быть задействованы нормы международных конвенций. В голландском суде с государством Украина судятся крымские музеи, а не РФ. Музеи пытаются доказать в суде, что они украинские и действуют по украинскому законодательству, а голландская сторона рассматривает это дело в плоскости контрактов, в которых четко прописано, что эти культурные ценности есть частью государственного музейного фонда.

«Конечно, если говорить о публичном поле, то Россия говорит, что коллекции должны вернуться в те музеи, откуда они приехали, чтобы их не дробить, но с юридической точки зрения РФ ни в коей мере не является стороной дела. Больше того, официально представитель Российской Федерации не принимал участия в рассмотрении. Не ищите логики в этом деле. Ее здесь нет», – отметила Фоменко.

О самих раритетах LB.ua рассказала заместитель директора музея имени Богдана и Варвары Ханенко Екатерина Чуева: “Сейчас речь идет о 565 экспонатах. Это предметы из 4-х крымских музеев и заповедников: симферопольского Центрального музея Тавриды (132 экспоната), Бахчисарайского историко-культурного заповедника (215 экспонатов), заповедника Херсонес Таврийский (28 экспонатов) в Севастополе и Керченского историко-культурного заповедника (190 экспонатов). Все предметы были найдены на территории Крыма”.

Фото: pantikapei.ru

По словам Катерины, огромную ценность представляют не только изделия из золота и серебра, но и скромные деревянные шкатулки, найденные в одном из захоронений Усть-Альминского могильника в 1990 году. Эти шкатулки стали настоящей научной сенсацией – ведь попали они на территорию полуострова в начале новой эры Китая. Реставрировали эти уникальные находки в Японии.

“Безусловно, ювелирные изделия и другие находки являются украшением музейных экспозиций. Однако ценность экспонатов выставки не только и не столько в том, что большинство из них изготовлена из драгоценных металлов. Большинство из них четко задокументирована, а, значит, нам доступен не только сам предмет, но и его контекст. Достопримечательности, которые были представлены на выставке в Бонне, а затем и в Амстердаме, знает каждый исследователь (в Украине и за рубежом), чьи научные исследования связаны со скифской, сарматской, готской тематикой, историей античного искусства (прежде всего ювелирного), торговли и др.”, – добавляет Чуева.

Крымские археологические материалы составляли и будут составлять исключительную важность для понимания исторических процессов, которые происходили на территории Украины

Ценность крымских экспонатов, застрявших в Амстердаме, сложно переоценить даже тем, кто мало знаком с музейным делом. "Тяжело даже перечислить все возможные научные темы, для исследования которых ценны эти материалы. Так же невозможно вырвать из истории (в частности, истории культуры) Украины "фрагменты", связанные с Крымом, – говорит Катерина. – Кочевники, которые на протяжении тысячелетий жили в степной зоне на Юге Украины и в Крыму, культура античных городов Северного Причерноморья, христианство, которое пришло в Украину из Крыма, – все эти сложные и разнообразные связи никогда не прерывались, поэтому крымские археологические материалы составляли и будут составлять исключительную важность для понимания исторических процессов, которые происходили на территории Украины".

***

“Мы рассматриваем очень низкую вероятность того, что решение будет не в нашу пользу, но, в таком случае, мы продолжим борьбу – будем подавать апелляционный иск. Отстрочки решения не будет, его озвучат 14 декабря”, – отмечает первый заместитель министра культуры Украины Светлана Фоменко.

Другими словами, в середине декабря мы будем иметь окончательное решение суда первой инстанции – это подтверждают голландские адвокаты, которые представляют Украину в суде. “Думаю, если решение будет не в пользу крымских музеев, они подадут апелляцию”, – добавила Фоменко.

Экспонаты в музее Алларда Пирсона
Фото: allardpiersonmuseum.nl
Экспонаты в музее Алларда Пирсона

Голландский адвокат Украины Маартен Сандерс из адвокатской компании “Bergh Stoop&Sanders N.V.”, которая на тендерной основе была выбрана Министерством юстиции защитником украинской стороны в этом деле, тоже делает положительные прогнозы: “Поскольку артефакты принадлежат Украине, и музеям больше не разрешается их хранить, я не вижу причин, по которым суд может принять другое решение. Тем более, что аннексия была признана незаконной государством Нидерландов и ЕС. Все уже сделано. Мы просто ждем решения суда”, – заявил он.

Адвокат добавил, что в том маловероятном случае, если 14 декабря решение будет принято не в пользу украинской стороны, то юристы изучат его и примут решение, стоит ли его обжаловать.

Денис ПристайДенис Пристай, Журналист
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram