Фильм «Зовите меня Марианной» польки Каролины Белявской, получивший главный приз конкурса «Docu/Право», рассказывает о мужчине за сорок, который отказывается от своей вроде бы вполне успешной семейной жизни, чтобы сделать операцию по смене пола. Стремясь привести тело в гармонию со своей самоидентификацией, он надеется при этом сохранить близкие отношения с родными и знакомыми, но наталкивается на презрение коллег, обиду жены и детей и отчаяние родителей, с которыми ему даже приходится судиться.
Физическая трансформация и душевные испытания, противостояние с окружающими и внутренняя борьба переданы не только через непосредственное общение с участниками драмы, но и через её художественное осмысление в виде автобиографической пьесы. В эпизодах, исполняющих в структуре фильма функцию флешбэков, уже пережившая развод, судебный процесс и операцию Марианна поясняет исполнителям, призванным сыграть супружескую чету (её саму в прежней, мужской ипостаси и её бывшую жену), значение реплик, продолжая таким образом попытки добиться понимания со стороны окружающих.
Персонажи одержавшей победу в секции «Docu/Жизнь» итало-американской картины «Кресло твоего отца» Алекса Лора и Антонио Тибальди нуждаются скорее не в понимании и сочувствии, а в том, чтобы их оставили в покое, наедине с дорогими их сердцу призраками и демонами, от которых они пытаются найти спасение в молитвах и алкоголе. Эти персонажи - двое пожилых братьев, которые живут в оставленном родителями доме, превратившемся в мусорную свалку испорченных продуктов, ворохов тряпья, разбросанных бумаг и множества прочих свидетельств их одинокого, безрадостного и никому не дорогого существования и пришедших в негодность памяток об ушедших близких. Но перспектива лишиться снимающего верхний этаж арендатора, который больше не в силах выносить зловоние и нашествия тараканов, вынуждает братьев обратиться в компанию по уборке и дезинфекции.
Появление в этом царстве хлама чистильщиков, пускай их деятельность и сочетается с деликатностью, воспринимается в первую очередь не как приведение в порядок пространства, погружённого в хаос, а как вторжение в частную жизнь, частные радости и частное безумие, как насилие со стороны общества над личностью, подчас необходимое и всегда неприятное.
Держаться в стороне от окружающего мира предпочитают и герои «Саламанки» белорусов Руслана Федотова и Аляксандры Кулак. Эта лента, получившая специальный диплом программы «Docu/Коротко», посвящена мексиканской общине меннонитов, избравших своим идеалом не только чистоту евангельских нравов, но и простой до аскетизма сельский уклад. Необычайно живописные образы приветливых и при этом отстранённых, словно пришедших из былых столетий фермеров, плотников и школьников сопровождаются историей, рассказываемой за кадром от лица одного из обитателей селения. История оказывается повестью о выходе из общины и возвращении в её лоно, о попытке бегства, которая становится инициацией, окончательным приобщением к неизменному порядку вещей, к истории рода, заключающейся в бесконечном повторении.
Победу же в этой секции одержала картина «Конец света» польки Моники Павлючук, отчасти также выстроенная на звучащих за кадром исповедях - их принимает радиоведущий, обсуждающий со слушателями их восприятие светопреставления в преддверии катаклизма, который сулит календарь майя. Одновременно с ним звонки принимает другой ангел-хранитель большого города, диспетчер службы спасения. Сплетающаяся в эфире разноголосица человеческих судеб, личных апокалипсисов и личных спасений свидетельствует пускай и не об избавлении от страданий, но о способности человека разделить чужую боль.
Преодоление разобщённости многие склонны искать в фашистских доктринах, как показывает американо-пакистанская лента «Среди верующих» Гемаль Тиведи и Мохаммеда Али Накви, награждённая специальным дипломом конкурса «Docu/Право». Центральный персонаж фильма - известный пакистанский исламистский проповедник Абдул Азиз Гази, стремящийся объединить соотечественников под знамёнами религиозного фундаментализма, способного по его уверениям не только указать единственно верный путь к Богу, но и разрешить социальные проблемы, с которыми не справляются безвольные и коррумпированные демократические власти.
Азиз Гази и его последователи представляют собой примечательный пример оппозиционеров, стремящихся не освободить народ от притеснений диктатуры, а, наоборот, утвердить тоталитарный строй, избавить сограждан от бремени личного выбора, заменив его жёсткой системой обязательных для соблюдения догм. При этом сторонников идеологии объединяет не столько уважение друг к другу и взаимная поддержка, сколько ненависть к не принадлежащим к их числу. В свою очередь, антагонисты главного героя настаивают на созидательной ценности религии, утверждая, что подлинный джихад состоит не в уничтожении неверных, а в борьбе с бедностью, необразованностью и демонами собственной души.
Фильм, одержавший победу в конкурсе «Docu/Украина», «Люди, пришедшие к власти» Алексея Радинского и Томаша Рафа, описывает весьма схожую картину нищеты и невежества, старательно культивируемых предрассудков и мифов, которые стали питательной средой для экстремистского движения, увенчавшегося вакханалией люмпенов, зловещей карикатурой на революционные события. При всей неприглядности представленной авторами реальности ДНР, гнев и обида, владеющие героями фильма, их стремление добиться лучшего “завтра” подчас кажутся пускай и искажённым, но всё же отражением мыслей и чувств их соотечественников, находящихся на противоположной стороне идеологических (и вполне осязаемых) баррикад.
С куда большей лёгкостью отечественный зритель может сопереживать персонажам картины Надежды Парфан «Реве та стогне» on tour», получившей специальный диплом этой секции. Прежде всего, представители культурной сферы, которая, как известно, держится в наших краях исключительно на самоотверженных энтузиастах, узнают себя в её героях-музыкантах, чьи польские гастроли оказываются лишь продолжением мытарств на родине с поисками (в равной мере неутомимыми и безуспешными) площадок для выступления и благодарной публики. При этом участники группы «Реве та стогне» с их раз за разом не оправдывающимися большими надеждами отнюдь не выглядят неудачниками. Кажется, что награду за свой упорный труд они в полной мере находят в творческом процессе, оказываясь для самих себя идеальной аудиторией, и в этом они едва ли так уж отличаются от любого из тех, для кого профессия стала призванием и образом жизни.
Подобному герою посвящён и фильм Юрия Шилова «Панорама», удостоенный награды студенческого жюри и сертификата от компании кинофестивальной дистрибьюции «Letter to fest». Действие разворачивается в одном из наиболее дорогих сердцу киевских киноманов мест, кинотеатре «Кинопанорама». При этом его жизнь с будничными сеансами, фестивалями, театральными спектаклями и нашумевшими инцидентами вроде сорванной бомжами-титушками демонстрации альманаха «Открытый доступ» преобразована до неузнаваемости залихватским монтажом и точкой зрения на события - в центре повествования оказывается киномеханик, шумный и обаятельный сквернослов.
Фильм Шилова получил одну из самых высоких оценок от фестивальных завсегдатаев, увидевших в нём не только остроумную интерпретацию сюжета «моя жизнь в искусстве», но и своеобразную дань киногеничности их собственной жизни, неотделимой от кинотеатральных залов и кулуаров. Победителем же зрительского голосования стала лента канадцев Рэя Клонски и Марка Лейми «Дэвид и я» о дружбе одного из режиссёров с американским заключённым, отбывающим пожизненный срок за преступление, которого он не совершал. Фильм подробно описывает постыдный набор полицейского насилия и юридических ошибок и злоупотреблений, однако главной темой фильма оказывается не восстановление правосудия, а удивительная дружба между осуждённым за убийство афроамериканцем и канадцем из итало-еврейской семьи, сыгравшая ключевую роль в жизни каждого из них.
К этой парадоксально жизнеутверждающей картине - и фестивалю документального правозащитного кино в целом, - можно отнести слова героини ленты из короткометражного конкурса «Женщины в умывальнике» Ирис Заки, посвящённой взаимоотношениям евреев и арабов в Израиле: «Я рассчитывала лучше познакомиться с жестокими притеснениями и нетерпимостью, а вместо этого узнала вписанную в тяжёлый социально-политический контекст историю преодоления стереотипов, взаимного принятия и дружбы. Теперь у меня есть не только фильм, но и надежда».