1. Как корабль назовешь, так он и поплывет – поговорка, которой не устает находить подтверждение украинская арт-среда. Ярмарка – это последнее слово, которым стоило бы называть место, где по замыслу организаторов должно находиться средоточие искусства. В отечественном габитусе ярмарка ассоциируется в лучшем случае с необузданным весельем, леденцами в форме петушков и танцами под водочку и задорный аккомпанемент, в худшем – с ежегодным потным действием в Сорочинцах, уровень организации которого, по многочисленным свидетельствам, находится где-то за пределами добра и зла.
Ярмарка Art-Kyiv Contemporary, которая проходит в эти дни в многострадальном здании Мистецького Арсенала, носит, конечно же, несколько другой характер, да и задание у него архиважное – помочь формированию украинского арт-рынка и заодно ознакомить всех желающих с новейшими веяниями современного искусства – в том виде, в котором их захотят представить галереи-участники и коллекционеры, естественно. Тем не менее, исконный ярмарочный дух не покидает стены Арсенала еще долго после открытия, на котором была такая атмосфера, что казалось, вот-вот из-за угла выскочат ряженые и весельчаки с бубенцами и баянами, дабы поддержать градус веселья на нужном уровне. Правда, нужно отдать должное обезоруживающей самоиронии организаторов – на открытии Арт-Киева можно было услышать песни из репертуара «я вам не скажу за всю Одессу».
Мистецький Арсенал. Левое крыло
2. Торжественный переезд Натальи Заболотной (бывшего директора Украинского дома, а сейчас – директора Мистецького Арсенала) и всех событий, которыми она заведовала – явление весьма неоднозначное.
С одной стороны, нынешнее место проведения и Арт-Киева, и запланированных антикварного и скульптурного салонов, позволяет качественно улучшить критерии отбора произведений искусства, которые будут на них представлены. Сравнивая Арт-Киев 2010 с его прошлогодними аналогами можно легко заметить отсутствие представительства разного рода народных декоративно-прикладных веяний в искусстве, и это, несомненно, пойдет на пользу, как выставке, так и ее посетителям.
Подпись к проекту Spy (Россия) «Дело не в лабиринте»
С другой же стороны – здание Мистецького Арсенала резко повышает уровень ожиданий, с которыми на Арт-Киев приходят посетители, и ухудшает общее впечатление, с которым они оттуда выходят. Ведь когда мы заходим в Украинский дом (бывший музей Ленина, кстати), мы что делаем? Сначала поднимаемся по пафосной лестнице к огромному зданию, знаменующему собой величие совдепии и отмечающее позорным клеймом «совок» все, что находится внутри него. Зайдя внутрь и купив билет, мы поднимаемся еще по одной громоздкой лестнице, после которой перед нами разверзается многоэтажное чрево Украинского дома, из которого пестрым потоком льется Оно, Искусство, современность которого определялась лишь временными рамками создания того или иного произведения. Иконки ведь и сегодня кто-то рисует, знаете ли. Так вот, пробравшись сквозь дебри откровенных сублимаций, создатели которых не потрудились облачить их в хоть какую-нибудь приближенную к искусству форму, мы страшно радовались редким жемчужинам, которые обнаруживали в том или ином павильоне и которые сглаживали общее впечатление до нужной степени.
Что происходит, когда мы заходим в здание Старого Арсенала? Во-первых, замечу, что за короткий период своего существования в амплуа «мистецького» (художественного, то бишь) оно успело нажить лишь ассоциацию с Гогольфестом. К последнему можно относиться по-разному, но наверняка многие согласятся, что даже при наличии серьезных недостатков в, скажем, визуальной программе фестиваля, впечатление легко стиралось другими, более качественными, образцами современного искусства – в частности, театром или музыкой. Таким образом, Мистецький Арсенал – это помещение, в котором все же мы склонны увидеть больше хорошего, чем плохого, а наличие последнего – выдать за случайность и брезгливо от него отмахнуться.
Бокс Albert Benamou Gallery (Франция)
Каково же было мое удивление, когда столкнулись эти две парадигмы – ожидая вполне посильную для украинского уровня арт-событий дозу прекрасного (ну, или эстетически безобразного), я получила его самую малость, которую еще необходимо было выцедить из всего непомерного количества вторичного и не представляющего никакого интереса (как на мой, непрофессиональный в этой сфере, вкус) искусства. В итоге – когнитивный диссонанс и попытки вспомнить, когда это Мистецький Арсенал успел побывать музеем Ленина.
3. Весьма любопытно, почему организаторы многочисленных выставок в Арсенале, помещении весьма необычном, мало того, признанном сайтом Art-Kyiv пространством с «особой исторической аурой и уникальными экспозиционными возможностями», не используют эти самые уникальные возможности, а размещают работы по одному и тому же лекалу. Как и раньше, левое крыло Арсенала разделено на павильоны, занять каждый из которых стоил галереям 3 тыс. долларов, и наполнением которых распоряжалась сама галерея-участник. Понятное дело, что при желании возместить расходы на участие и продать хоть какую-то часть выставленных полотен (а в основном на Арт-Киеве выставлена живопись), особой оригинальностью отличились немногие, остальные же спокойно воспользовались принципом «чем богаты, тем и рады».
Вот в таком положении оказались шелкографии Тимура Новикова
В числе тех немногих, представительство которых порадовало автора этих строк, оказались галерея Kyiv. Fine Art, выставившая работы совместно с галереей Yvon Lambert, московская «Паноптикум INUTERO» (она привезла работы Тимура Новикова, которым, впрочем, не нашлось место на стенах, их просто поставили на пол), галерея «Арт Квартал», которая представила картины интереснейшего художника Максима Башева, и немецкая «White Square Gallery». Другое дело, что правое крыло Арсенала (некоммерческое) было отдано в экспериментальные руки стрит-арта, который представили как украинские художники (Анатолий Белов, Гомер, Жанна Кадырова, Никита Кадан и другие), так и иностранные – известный Zevs из Франции, один из столпов стрит-арта Гаральд Негели и два российских проекта – Incubus Project и Spy. Это действительно интересные кирпичики в стену нашего с вами образования в сфере современного искусства.
Проект Incubus Project (Россия)
4. Негласным участником Street Art Project можно назвать легендарного Бэнкси, чей фильм «Выход через сувенирную лавку» демонстрируется в рамках Арт-Киева каждый день по нескольку раз. Это весьма интересно сделанное мокьюментари (псевдо-документальное кино) о том, во что имеет обыкновение вырождаться современное искусство и люди, которые считают себя важными его представителями лишь потому, что первыми додумались не только скрестить да Винчи с Энди Уорхолом, но и показать результат этого дивного синтеза общественности. Что и говорить, зрелище это весьма полезное не только для художников, но и для посетителей – узнавание себя в зеркале искусства в неожиданном ракурсе всегда действует очень отрезвляюще. Вопрос лишь в том, велика ли доля самокритики самих организаторов в этом прекрасном душевном порыве – показать кино о себе и своих друзьях.
«Выход через сувенирную лавку»
5. И напоследок – о симптомах. Некоторые из опытных посетителей подобных выставок, арт-ярмарок и т.д. и т.п. оценили Art-Kyiv Contemporary как привычное, как для Киева, проявление низкого уровня подобранных работ, организации и атмосферы в целом. Если раньше отрицательные отзывы были привычной частью всякого обсуждения и могли поддаваться здравому скепсису (в конце концов, нам хорошо известно о носителях печальных сентенций о «дегенеративном искусстве»), то сейчас пора бить тревогу.
Работа Максима Башева
Ситуация, когда здравомыслящая часть публики, которая ходит на 95% всех культурных событий Киева (а иногда и Украины в целом), оценивает новое, перспективное, хорошо профинансированное и широко анонсированное событие не иначе, как «привычно плохо», – симптоматична до неприличия. Хорошо, если найдется врач, который сумеет поставить правильный диагноз и назначить эффективное лечение. Тогда следующий Арт-Киев сможет преподнести нам много приятных сюпризов.