Ответ сегодня не даст никто. Все происходит здесь и сейчас, и мы сами творим нашу жизнь. Но можно сказать, что на лицо политический кризис и кризис власти. Народ не способен самоорганизоваться вплоть до делегирования кандидатов во все ветки власти.
Майдан – это, конечно же, не революция. И тем более, не перманентная, меняющая свои формы и продолжающаяся во времени (как хотелось бы некоторым «лидерам» оппозиции, пафосно вещающих о продолжении революции, – вплоть до их победы на очередных выборах). Майдан - это разовое мероприятие по формированию своего рода гражданской сознательности. А активность гражданской сознательности сможет только изменить регламент жизни власти в рамках старой системы. Ведь никто, собственно, на систему и не посягал. Система власти переформатируется и эта реорганизация будет воспринята, как смена системы.
Вбрасываются псевдорадикальные лозунги, весь «революционный» порыв которых сводится к необходимости проведения одновременно внеочередных выборов всех и вся. Многие уже сейчас "примеряют" новый формат и новые роли и пытаются договариваться. Даже термин звучит - «полная перезагрузка власти». Как не вспомнить фильм «Матрица»: и после очередной перезагрузки матрица остается матрицей. Система останется системой, правда, с новыми лицами «агентов матрицы».
Несколько слов о примирении. Много надежд возлагается на переговорный процесс между властью и представителями оппозиции и гражданского общества (Майдана).
Если говорить по сути, то примирения, как такового, быть не может в принципе. Любая патовая ситуация должна разрешаться только созданием новой формы, потому что примирения двух форм быть не может. Можно создать форму примирения, только она не будет иметь в себе основы, потому что каждая из сторон будет существовать в этой жизни, воспринимая ее через затаенную вражду и обиду. И только дело времени, когда разродится новый конфликт. У каждой из противоборствующих сторон есть свои претензии. Эти претензии обозначены. Поэтому, каждая противоборствующая сторона придет в искусственную форму «примирение» со своими претензиями. Немаловажную роль играют личности, говорящие о примирении. В любом случае, так называемое «примирение» станет интригой и манипуляцией.
А Майдан? Энергия созидания не способна проявлять свои качества в отсутствии необходимого регламента действий. Регламент на сегодня востребован, но не предложен. Востребован - обществом. Не предложен - политиками, занятыми суетой вокруг очередной «перезагрузки Матрицы».
Мы живем в эпоху высоких технологий, только вот ни одна из этих технологий не затронула по настоящему систему. А, собственно говоря, почему? Вся исторически прошедшая модернизация власти не затронула ее привилегированность, потому что власть - это инструмент системы. Все общественные науки строят свои постулаты исключительно в рамках существующей системы, пытаясь найти необходимые рычаги управления, соответствующие современности. Поэтому к власти претензия не только со стороны народа. К сложившейся системе власти предъявляет претензию время.
Ну невозможно наращивать потенциал старым механизмом. Поэтому и причины участившихся кризисов нужно искать тоже здесь, в морально и фактически устаревшей форме системы. Из любой ситуации есть, как минимум, два выхода: пытаться модернизировать старый фасад (что мы и делаем так упорно на протяжении последнего столетия), а можно попытаться смоделировать новую систему, опираясь не на идею, а на фактически необходимый нам результат. И это не разрушение и хаос, это определение нового порядка жизни, закладывая который, нужно предусмотреть переход от декларативности демократии к ее фактическому выражению. И все это может быть реализовано. Без ответа остается только один вопрос: "Согласится ли власть потерять свои привилегии ради развития жизни народа в потенциале"?