ГоловнаБлогиБлог Павла Солода

Скованные одной цепью?

Дискуссия вокруг статуса Донбасса разгорается с новой силой. Этому в немалой степени способствует запущенный Западом процесс конституционного переформатирования Украины. Опасность в том, что украинские власти, пытаясь решить тактическую проблему конфликта на Востоке, могут потерпеть стратегическое поражение в долгосрочной перспективе. Четкое виденье того, какова стратегия относительно захваченных областей, так и не было сформулировано. Решение вопроса пришло извне.

Фото: amnesty.org.ua

Децентрализация и местные выборы с последующей реинтеграцией ДНР и ЛНР. Запад и Россия оказались едины в желании перевести конфликт на Донбассе из плоскости международной политики в сферу внутренней политики самой Украины. Суть в том, что даже в гибридной войне без победителя необходимо определить проигравшего. Проигравшей стороной номинально становится Украина, так как несет основные издержки этой войны и спровоцированных ею явлений.

С учетом всего этого концептуальные составляющие целей и диспозиций участников процесса следующие:

Россия. План Б или Новороссии 2.0

Кремлевские стратеги прилагают основные усилия, чтобы сформировать эффективные инструменты влияния на украинскую политику и ослабить санкционное давление Запада. Критически важно стать обладателем «золотой акции», которая бы позволила блокировать любое поступательное движение Украины и расширить социальную базу для переиздания «русского мира». Сохранение в организме государства Украина «антител ЛНР и ДНР», по меткому определению Соловьева, имеет целью возвращение к новым форматам Новороссии. Данный сценарий возможен в случае возрастания социального напряжения в прифронтовых областях. Аналогичную картину можно наблюдать в организме, атакованном вирусом. Как только иммунная система носителя дает «слабину», вирус просыпается и обеспечивает поражающее воздействие. На данный момент идеологи Кремля стахановскими темпами конструируют новую мифологическую подкладку конфликта. На авансцену выведена борьба угнетенного пролетарского края, «технической интеллигенции» против несправедливости олигархов, поставивших народ Украины на колени. Характерны заявления журналиста Максима Шевченко, в которых он превращает российских ополченцев в передовой отряд украинских борцов-пролетариев. Иными словами, в довесок к оружию из военторга трактористам и шахтерам четко разъясняют, против кого они сражаются и кого должны грабить. Данный идеологический вектор выбран неслучайно. Россия позиционирует себя как страна, в которой власть «честных силовиков» загнала олигархов в стойло и заставила служить народу. Антиолигархическая повестка может стать одним из драйверов местных выборов на территории потенциальной Новороссии 2.0.

Запад. Откупится и забыть

Все чаще украинский вопрос в сознании западных политиков и бюрократов вызывает лишь раздражение. Это не столько раздражение от действий украинских элит (хотя они вносят свою лепту), сколько понимание собственной неэффективности перед лицом реальных угроз. Очевидно, что сформированные в Европе институциональные механизмы разрешения споров и конфликтов должны быть сломлены и перестроены. В сознании европейцев Украина из страны вновь победивших ценностей демократии превращается в передний край обороны. Военная угроза со стороны Российской Федерации начинает восприниматься европейцами более чем серьезно, о чем говорит политолог А.Умланд. В виду этого удержание украинского рубежа для ЕС приоритетно, но его потеря не критична. Европейским бюрократам необходимо получить карт-бланш на укрепление собственных оборонительных плацдармов. Это подталкивает их к поиску быстрого компромисса по Украине за счет интересов последней. Европейцы хотят верить, что разрушительный потенциал взаимной ненависти, который сформировался на Донбассе, можно аннигилировать правовыми инструментами. На деле же украинские власти остаются один на один с агрессией РФ, военное руководство которой лишь выжидает удобный момент для очередной эскалации.

Павел Солод Павел Солод , Медиа-аналитик, политолог
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram