Вот совершенно ни разу не удивляют заявления о том, что государство плохой собственнник. Примеров убыточных госхолдингов – масса. Можно ли сделать госпредприятие рентабельным? Как показывает не только зарубежный опыт – вполне. Достаточно остановить банальный распил на расходах и наладить контроль над продажами готовой продукции и услуг. История с непростым государственным бизнесом на производстве спирта – тому пример. Как известно, в Украине имеется госмонополия на производство этилового спирта. И вся водка – частная, в том числе, - производится из спирта, поставляемого госпредприятием (ГП) «Укрспирт». В ГП «Укрспирт», в свою очередь входит 41 предприятие, где все, собственно, и выпускается. Мощности госконцерна позволяют выпускать 31,3 млн. декалитров (1 дал = 10 л) спирта для самых разных целей – и люксовых сортов для качественного крепкого алкоголя, и даже компоненты для автомобильного биотоплива. Этот порядок позволял государство жестко контролировать уплату акцизов и других налогов с производства и реализации алкогольной продукции. Хотя этот же порядок вызывал немало критики, в том числе, со стороны тех же водочников. Но ситуация такова, какова есть, и государство, по крайней мере, пока не намерено отказываться от столь жесткой схемы администрирования алкогольных акцизов.
За спиртовым госбизнесом в прежние времена тянулся мутный шлейф – тут и грязные истории с поставками спирта на водочные компании, и производство неучтенной продукции, и много чего еще. В общем – поле непаханное для фискальной службы и правоохранителей.
Желающие могут обратиться к всезнающему Гуглу – он подскажет, кто именно из семьи и ее окружения стриг купоны со сверхприбыльного спиртового дела.
Казалось бы, приход новых людей к руководству страной должен был положить конец суете вокруг «Укрспирта» и сделать жизнь этой госкомпании скучной, размеренной и прибыльной. Но, как оказалось, быстро такого добиться не удалось. Только в декабре 2014 года закончилась череда скандалов вокруг госкомпании. Закончилась она бегством экс-директора «Укрспирта» Михаила Лабутина из больницы, в которой находился на стационарном лечении. Это произошло 19 декабря 2014 года. А перед тем Лабутину было предъявлено уведомление о подозрении в растрате средств ГП "Укрспирт" 172,5 млн грн и уклонении от уплаты налогов на сумму 28,2 млн грн.
Расследование продолжается до сих пор: 6 июля ГФС обнародовала сообщение о том, что налоговая милиция Киевской области зарегистрировала уголовное производство относительно государственного предприятия "Укрспирт" по эпизодам, имевшим место в 2014 году, когда должностные лица госпредприятия, злоупотребляя служебным положением, безосновательно перечислили 89 млн грн государственных средств на счета предприятий с признаками фиктивности, чем повлекли их растрату. Расследование идет, но предприятие уже почти 7 месяцев работает под управлением новой менеджерской команды – с декабря 2014 года исполняющим обязанности директора ГП «Укрспирт» был назначен Роман Иванюк.
И практически первое, что начал делать г-н Иванюк – внедрять систему учета готовой продукции онлайн. Еще в феврале 2015 года он сообщил, «мы будем работать над установкой электронных датчиков и электронных счетчиков на предприятиях, которые работают. Есть системы, которые дают возможность в онлайне отслеживать полностью все характеристики предприятия, которое работает».
Одновременно взялись за расходы на закупку сырья. Сейчас ГП заявляет, что работает только с проверенными компаниями и получает от поставщиков отсрочку платежей на 30 дней. Для минимизации издержек работает конкурсная комиссия по закупкам и ведется ежедневный мониторинг рынка сырья. Зачем нужны такие детали? А потому что действия, в общем-то, очевидные. Но по странному стечению обстоятельств предпринимают их далеко не во всех госкомпаниях.
Результат, как и положено, был получен вполне ощутимый. Во-первых за первое полугодие 2015 года ГП «Укрспирт» сократил просроченную задолженность перед поставщиками сырья почти в шесть раз. И сэкономил на закупках около 11 млн. гривен (суммарный объем закупок сырья за полугодие – около 225,8 млн. грн.). Еще один кредитор госконцерна – «Нафтогаз», перед ним долг за поставки газа на начало года составлял 65,7 млн. грн. И он был за полгода погашен полностью.
Закрыли долги – это само по себе достойно. Но еще и экономически выгодно. Потому что создает компании больше маневра при выборе поставщиков в будущем.
Помимо предпринятых шагов при закупках сырья и энергоресурсов, ГП «Укрспирт» присоединился к государственной системе электронных закупок «Prozorro», что очевидно повысило прозрачность затрат и снизило издержки.
И тут надо заметить, что по итогам первого полугодия 2015 года выручка сократилась до 715,9 млн грн. (без учета акцизов и НДС), то есть на 12% по сравнению с первым полугодием 2014 года. Причины очевидны – отрезаны оккупированные Крым, а также часть Луганской и Донецкой областей. В такой ситуации оставался единственный выход – увеличивать экспортные поставки. Подписан договор с Грузией на поставку 300 тыс дал спирта, благодаря чему ГП «Укрспирт» смог возобновить работу Борщивского предприятия в Тернопольской области. Готовится ряд договоров на поставку спирта в Австрию, Латвию, Польшу и Туркменистан.
Ну а теперь о главном – спиртовой бизнес точно не должен быть убыточным и точно должен приносить бюджету солидный доход. Несмотря на сократившуюся по понятным причинам выручку, налоговые отчисления выросли в первом полугодии до 118,5 млн грн., что на 19% больше, чем за тот же период 2014 года. Чистая прибыль ГП «Укрспирт» до налогообложения составила в первом полугодии по предварительным данным около 88 млн. грн. (точные цифры будут известны после сдачи полугодовой отчетности), тогда как за аналогичный период 2014 года - 49,15 млн. грн. Также стоит напомнить, что в целом 2014 год предыдущий менеджмент предприятия сумел закончить с убытком 532 млн. грн.
В целом история полугодового выведения «Укрспирта» из кризиса говорит об очень простых уроках:
- нужно считать деньги;
- нужно вести точный учет на производстве;
- нужно оптимизировать затраты;
- нужно ликвидировать схемы вывода денег в фирмы-«прокладки».
И тогда ранее убыточное госпредприятие неожиданно для скептиков оказывается прибыльным. Что, кстати, хороший козырь и при возможной последующей приватизации – прибыльное предприятие всегда стоит дороже.