В пик кредитования банки активно выдавали деньги под покупку автомобилей с пробегом, однако сейчас они критичнее относятся к имуществу, которое будет выступать залогом по кредиту, и только из числа 50 крупнейших финучреждений по размеру активов чуть более десяти банков выдают кредиты на покупку б/у автотранспорта иностранного производства. При этом часто исключением является продукция китайского автопрома и стран СНГ.
По итогам прошедшего года можно сказать, что за счёт кредитов приобретается порядка 20% новых машин. В целом автокредитование для банков является весьма интересным направлением, которое имеет меньшие, чем у ипотечного кредитования сроки, и при этом менее рисковое, нежели потребительское кредитование. Рынок кредитования покупки новых автомобилей отличается высокой конкуренцией, плюс ко всему постепенно завоёвывает рынок и лизинг. И хотя физические лица ещё с осторожностью относятся к данному инструменту финансирования, постепенно объем продаж автомобилей в лизинг растет.
Рынок подержанных авто выглядит намного живее. Здесь и объёмы операций весомее, да и перспектив у сегмента больше.
И учитывая нынешнюю ситуацию, когда новые автомобили становятся дороже, а отсутствие роста доходов не дает населению уверенности в завтрашнем дне, вполне объяснимой выглядит соотношение объёмов рынков новых и подержанных авто. Оптимальным путём развития обоих направлений может стать развитие системы trade-in, которая задействует авто-дилера, продавца и покупателя, выглядит вполне приемлемой.
Предположительно, человек, который привык ездить, продавая автомобиль, готов приобретать новый. По системе trade-in, он отдает свой б/у автомобиль автосалону, и оплачивает фактически разницу между стоимостью приобретения и своего авто с пробегом. В случае нехватки средств он может воспользоваться программами кредитования банков. Возникающий парк автомобилей с пробегом также является объектом купли-продажи. Приобретая б/у автомобиль у авто-дилера человек уже получает проверенное транспортное средство, к тому же, участие авто-дилера позволяет избежать вопросов по оплате. В случае, если покупателю не хватает средств, то он может воспользоваться банковским кредитом. Причём заёмные средства перечисляются на расчётный счёт автосалона. Таким образом, и банк получает гарантированное оформление обеспечения выдаваемого кредита, путём оформления договора залога.
Так что будущее у рынка автопродаж есть. Взвешенная кредитная политика банков, не менее взвешенная оценка своих возможностей со стороны покупателя, консолидация усилий участников рынка могут стать хорошей основой для развития авторынка.
Высоких доходов!