Раньше из реальности в виртуальный мир бежали подростки, сейчас «бегут» и взрослые
— Отец Виктор, хотелось бы обсудить с Вами взаимоотношения Церкви и общества. Скажите, пожалуйста, что радует и что огорчает Вас в современном обществе?
— Если позволите, я отвечу в обратном порядке, чтобы закончить на оптимистической ноте. Больше всего меня огорчает то, что наше современное общество неспособно принять действительность такой, какова она на самом деле. То ли это неумение видеть реальность, то ли это сознательный побег от реальности, но факт остается фактом: люди все больше пытаются замкнуться, каждый в своем маленьком мирке. И эта тенденция, как мне кажется, усиливается. Раньше все переживали о подростках, которые целыми днями сидят за компьютером, погружаясь в виртуальный мир и теряя социальные навыки, а сегодня из реальности «бегут» и взрослые. Достаточно просмотреть наши газеты, интернет-издания, блоги.
К примеру, совсем недавно со всех сторон кричали, что вот-вот наступит объединение украинских Церквей, некоторые даже называли время и место события, говорили о поддержке Константинопольского Патриарха. У далекого от всего этого человека могло сложиться впечатление, что уже все решено — осталось только подписать протокол в торжественной обстановке перед телекамерами. Но, как оказалось, на самом деле все обстоит совсем иначе. То же самое было и в прошлом году, когда все СМИ заранее знали, кто будет преемником почившего Митрополита Владимира.
Я не знаю, отчего это происходит, но это не просто неосведомленность. Людям проще создать какую-то удобную для себя модель, выдать желаемое за действительное, но им не хочется, или же страшно, смотреть правде в лицо и здраво оценить ситуацию. А ведь все подобные построения от малейшего прикосновения с реальностью рассыпаются, как карточный домик. Подобное приходится видеть, к сожалению, и в церковной среде.
Например, некоторые наши прихожане могут знать все об антихристе и конце света, но ничего не знать о Христе. Они тратят массу усилий на борьбу с глобальными вещами, которые не в состоянии остановить, в то время как эту энергию можно было бы применить в созидательном русле. На самом деле, у каждого из них есть собственные семьи, где все настолько запущено, что этого хватило бы с головой. Этот побег из реальности, сознательный или нет, а также неумение расставлять приоритеты в жизни вызывает наибольшее сожаление.
А теперь о хорошем. Мы — люди верующие, и нас больше всего радует то обстоятельство, что Господь не просто создал наш мир и бросил его на произвол судьбы, но Сам непрестанно заботится о нем. Меня очень трогают слова святителя Филарета (Дроздова), который учит, что Бог даже возникающее через удаление от добра зло направляет к добрым и благим последствиям. И вера в это вселяет в душу оптимизм, тем более что каждый день мы действительно видим в нашей жизни направляющую Десницу Божию.
Христианский долг обязывает нас бороться с грехом, а гражданский – с нарушениями правопорядка доступными способами
— Как соотносятся различные безнравственные явления, происходящие в современной жизни, с христианской моралью? Верующие и церковные люди должны как-то реагировать на это или же должны принимать такие явления как данность времени?
— По первому вопросу все довольно однозначно: какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? (2Кор. 6:14). А что касается второго, то Сам Христос говорит: Я посылаю вас, как агнцев среди волков (Лк. 10:3). Апостол Иоанн Богослов выражается также довольно прямо: весь мир лежит во зле (1 Ин. 5:19). Так что в некотором смысле это данность, оставленная нам после грехопадения.
Однако должны ли мы с этим мириться? Конечно, нет. Христианский долг обязывает нас бороться с грехом, а гражданский – с нарушениями правопорядка доступными способами, проявляя свою гражданскую позицию. Заповедь кесарево кесарю, а Божие Богу (Мф. 22:21) актуальна и сегодня. К сожалению, для нашего времени характерна ситуация, которую можно было бы определить такими словами: «Я ничего не сделал, потому что всегда хотел сделать больше обыкновенного». Выходит так: если у нас не получается осуществить что-то грандиозное, отменить ИНН, например, то все остальное просто не имеет значение и недостойно нашего внимания. Но можно поступить иначе. Если мы чувствуем свое бессилие что-либо изменить в окружающем мире, то негодование против царящего беззакония можем обратить на самих себя, искореняя в себе то, чего не в силах терпеть в других. По словам преподобного Серафима Саровского, человек, стяжая дух мирен, спасает тысячи вокруг себя. Ведь на самом деле праведник спасает народ от гибели не пропагандой и агитацией, не громкими обличениями, а просто фактом своего существования. Вот это и есть та соль земли, которая не дает окончательно испортиться нашему миру.
Важная задача Церкви сегодня — ориентировать людей в информационном потоке. А свидетельство о Христе может быть невербальным
— Какова миссия Церкви сегодня?
— Миссия Церкви во все времена остается одной и той же – привести людей к вере и ко Христу. Единственная корректировка времени – это новые средства и возможности, а также новые вызовы, на которые необходимо отвечать. Но конечная цель все та же. Здесь важно помнить слова апостола Павла, что вера от слышания, а слышание от слова Божия (Рим. 10:17). Другими словами, проповедь и свидетельство о Христе остаются все так же актуальными.
Однако следует помнить, что в современном обществе информации становится настолько много, что в ней очень легко запутаться. Кроме того, многие пытаются замаскироваться под христианство, пропагандируя совершенно не совместимые с ним идеи и практики. Поэтому важной задачей сегодня является необходимость ориентировать людей в информационном потоке. Существует достаточное количество хороших книг и авторов, но читатель может к ним не дойти, закопавшись в какие-то листовки и сомнительные брошюрки. Вместе с тем, сегодня свидетельство о Христе может быть невербальным. Многие люди устали от шума и болтовни. К тому же, классическая литература сформировала в нас образ человека, способного на поступок. И христианство именно такая религия, потому что вера без дел мертва (Иак. 2:26). Вспомним то время, когда язычники, глядя на христиан, говорили: «Посмотрите, как они любят друг друга!» — и сами становились христианами. Напомним себе, как Господь говорил Своим последователям: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35). Вот это и есть самая сильная и действенная проповедь.
При всей своей сложности Православие дает верующему огромную духовную свободу и привилегии...
— Что может способствовать воцерковлению социально активной, высокообразованной, занимающей ответственные посты в государственных и общественных структурах части населения, которая, к сожалению, далека от Церкви?
— На самом деле ситуация выглядит несколько иначе. Чаще всего членами Церкви являются или престарелые бабушки, которые по своему воспитанию приходят в храм, или же высокообразованные интеллектуалы, ученые, гуманитарии, которым Православие своей историей, символизмом, догматической сложностью и неоднозначностью дало пищу не только для сердца, но и для ума. Гораздо меньше в Церкви людей «среднего звена». У них и времени меньше, чем у пенсионеров, чтобы ходить в храм, и им достаточно сложно вникнуть в тонкости православного вероучения. Вот здесь может помочь именно проповедь христианского образа жизни. Что же касается людей, задействованных в государственных и общественных структурах, то в этом случае очень важны грани соприкосновения с ними. Ведь Православие — это государствообразующая и культурообразующая религия украинского народа, и общих тем для пересечения с государственными мужами, людьми науки и культуры более чем достаточно.
Процесс воцерковления очень сложный и длительный. Не нужно ставить перед собой задачу завтра же подвести неверующего к монашескому постригу. На первом этапе достаточно ненавязчиво познакомить человека с миром веры. Ведь многие боятся того, чего не понимают. Например, вопрос, почему нужно ходить в церковь: разве не можно молиться дома? На самом деле, все христиане в силу своего крещения являются родом избранным и царственным священством (1 Петра 2:9), что дает нам право не только на общественную молитву в храме, но и на индивидуальную дома. Под таким ракурсом наше утреннее и вечернее правило действительно выглядит привилегией: мы можем на всяком месте в любое время обращаться к Богу, не нуждаясь в особых посредниках. В храм же мы приходим для того, чтобы получить то, чего не можем получить дома – для благодатного единения со Христом в святых Таинствах. Во многом то, что нами воспринимается как тяжелая повинность, оказывается, на самом деле, прерогативой и привилегией. И ведя работу по воцерковлению человека, нужно уметь показать, что при всей своей сложности Православие дает верующему