Моде этой уже многие тысячи лет: еще наши прародители, не желая трудиться на пути к обожению, исполняя заповеди и повеления Божии (Быт. 1, 28; 2, 15-16), решили чудом стать как боги (Быт. 3, 5), и в результате - пали. И на протяжении всей истории человечества мы видим эти попытки без труда над собой, чудом, получить от Бога все желаемое. Причем видим и то, как с самой первой попытки этим желанием пользуется враг рода человеческого. Потому еще в Ветхом Завете Бог повелевает с чрезвычайной осторожностью относиться к знамениям и чудесам (Втор. 13, 1-2). Желание чудес и знамений Спасителем объяснено предельно ясно: «род лукавый и прелюбодейный ищет знамения» (Мф. 12, 39). Толкуя книгу Деяний апостольских, святитель Иоанн Златоуст спрашивал: почему в те времена было много чудес, а сейчас мало? И сам же отвечал так: чудеса и знамения нужны не для верующих во Христа, а для убеждения неверующих. Следовательно, желание знамений и чудес указывает если не на отсутствие веры, то уж точно – на ее оскудение. Умножение же знамений и чудес Христос прямо связывает с деятельностью лжехристов и лжепророков в последние времена (Мф. 24, 24).
Святителю Иоанну Златоусту, когда он объяснял это своему собеседнику, задали следующий вопрос: а не получится ли так, что кто-то, сознательно устраняясь от знамений и чудес, опасаясь попасться на уловки лукавого, не примет явного чуда Божия? На что святитель спросил своего собеседника, константинопольского вельможу: а если ты, отправившись по императорскому повелению в дальнюю страну, и дав повеление своему рабу стеречь дом, вернешься среди ночи, и раб, следуя твоему повелению, не откроет среди ночи ворот, даже слыша твой голос – а вдруг кто-то из злодеев может ему подражать. Ты же не накажешь его за то, что придется провести ночь у ворот своего дома, но наградишь за точное исполнение твоих повелений. Так и настоящий христианин не будет падок на чудеса, из опасения открыть врата своего внутреннего храма (1 Кор. 6, 19) не Богу, но его противнику, который ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить (1 Петр. 5, 8).
Какова цель чудес? Зачем, например, Христос воскресил сына вдовы наинской?
Христос ждал от людей чистосердечного обращения, но зная об окаменении их сердец, убеждал их в Своем посланничестве чудесами (Мк. 6, 52; 8,17), так, что и апостолы спрашивали о нем: «кто же Сей, что и ветер и море повинуются Ему?» (Мк. 4, 41). Кроме убеждения неверующих, чудеса Христовы имели и особый смысл, важный и для нас, верующих в Сына Божия. Этот особый смысл был раскрыт в святоотеческих истолкованиях Евангелия.
Так, говоря о воскрешении сына вдовы наинской (Лк. 7, 11-16), святые отцы обращали внимание на то, что во время Своего земного служения Спаситель совершал воскрешение умерших трижды: кроме сына наинской вдовы Он воскресил праведного Лазаря Четверодневного (Ин. 11, 1-44) и дочь Иаира (Мк. 5, 35-43). Святые отцы видели в этом образ воскрешения Христом душ людей. Душ, умерших своими грехами для духовной жизни. О дочери Иаира, еще находившейся в доме отца, Cпаситель сказал, что она еще «не умерла, но спит» (Мк. 5, 39). Так, душа, пребывающая в греховном сне, еще не умерла, от прикосновения Божия она сразу может встать от греха и ходить путем праведности, но укрепить ее нужно Трапезой Господней (Мк. 5, 42-43).
Сына наинской вдовы уже выносят из города, прообразующего Град Великого Царя (Мф. 5, 35). Чтобы воскресить эту изверженную душу, Господь Сам идет к ней, как отправился он в Наин. Воскрешение же праведного Лазаря Четверодневного, ради чего Господь, несмотря на величайшие опасности, идет через всю страну – прообраз воскрешения к праведной жизни душ, нравственное состояние которых также описано в этом повествовании: «Господи, уже смердит!» (Ин. 11, 39). Это и есть подлинное чудо - нравственное воскресение погибшего человека.
Нужно ли искать чудес?
Ни в коем случае. Спаситель Сам с неодобрением говорит о тех, чья вера зависит от знамений и чудес (Ин. 4, 48). Чудеса вторичны по отношению к нашей вере – то есть не для того чудеса, чтобы мы веровали, но если веруем искренно, то Господь творит в нашей жизни чудеса, которые лишь нужно заметить. И если духовный взор человека не замутнен (Мф. 6, 22-23), то он видит в своей жизни не цепь случайностей, или же своих побед и поражений, но Бога, чудесно действующего в его жизни. Если же вера человека слаба, то и чудеса Божии в его жизни явлены не будут (Мф. 13, 58). Все это – не теоретические выкладки, но реалии жизни во Христе: ведь как, к примеру, много потрачено интеллектуальных сил как на доказательства бытия Божия, так и на их опровержение. Живущий же во Христе человек ни доказательств этих не требует, ни чудес не ищет (1 Кор. 1, 22) – Бог всегда присутствует в его жизни, всегда откликается на его молитву, постоянно являя в жизни такого человека Свои чудеса. Потому подлинно верующий человек не чудес ищет, но проводит «жизнь тихую безмятежную во всяком благочестии и чистоте» (1 Тим. 2. 2), зная, что она завершится величайшим чудом – воскресением из мертвых (Ин. 6, 40).