ГоловнаБлогиБлог Дмитра Гуріна

Нас шесть процентов. Это очень много

Вчера вечером пресс-служба Президента объявила, что «Проект меморіалу захисникам незалежності України буде винесений на публічне обговорення».

Сегодня утром я говорил по телефону с Юрием Бирюковым. Он честно сказал мне все то, чего я на самом деле очень боюсь.

Фото: EPA/UPG

Что публичные обсуждения вокруг мемориала будут бессмысленным балаганом. Что мемориал героям, погибшим в войнах за Украину, будет построен лет через 20, а скорее всего — никогда. Что Мемориал Небесной сотни тоже не будет построен никогда.

Что мы могли сделать место, где конкретные живые люди могли бы помянуть своих побратимов, а теперь этого места не будет. Что все забудут и переключатся, начнутся другие задачи, другие интересы, другие вызовы, и в итоге не будет ничего.

Юрий не верит, и было бы странно, если бы он верил — у нас за плечами 24 года, когда на практике все происходило именно так.

Точно так же я ни одной секунды не верил, что удастся остановить дозахоронение в мемориал — которое могло бы стать ошибкой, сравнимой с безграмотно проведенной отменой печально известного Закона о языках.

Ведь десятки лет к памятным датам всегда придумывали очередной пустой совковый лубок, торжественно делали его под телекамерами и надевали всем на голову. Почему это должно было прекратиться именно сейчас?

Мой пост в фейсбуке и колонки — верхушка айсберга.

Мы уже подготовили судебный иск к Кабмину о превышении им полномочий — мы должны были подавать его сегодня утром.

Весь вчерашний день я давал комментарии украинским СМИ — и объяснял, объяснял, объяснял почему происходящее неправильно.

И одни из самых, наверное, уважаемых в Украине людей согласились поставить свои подписи под обращением — не к Президенту, к Нации.

Они посчитали важным сказать Нации о том, что никакая группа людей не может узурпировать принятие решение по вопросам национальной памяти. Что такие решения могут быть только результатом широкого общественного диалога и национального консенсуса. Что они должны базироваться на подчеркнутой прозрачности и законности процедур, а также на уважении к чувствам участников трагических событий и членов их семей. Что мы не имеем права подрывать общественное доверие к принципам демократии в целом и не имеем права оставлять возможность для ревизии решений, связанных с национальной памятью, при изменении политических обстоятельств.

Я очень рад, что Президент услышал все это "до того", как моральные авторитеты нации успели это сказать. Это, собственно, и есть главная "Перемога".

Все эти дни я думал — зачем мы это делаем? Это же пустая трата времени и сил, ведь гарантированно ничего не получится. Может быть, стоит делать что-то другое?

Каждый раз я отвечал себе вопросом на вопрос: кто я такой, чтобы отказываться идти навстречу своим глупым и мелким страхам, после того, как в Украине были люди, которые шли навстречу своему страху по Институтской? Как я могу прекратить делать то, что считаю правильным и этичным, когда на Востоке гибнут солдаты за саму нашу возможность это делать?

Бояться, что ничего не получится, не перестаешь — но сильно помогает продолжать идти.

Точно так же я боюсь, что сегодня, в среду 19 августа в 19:00, на нашу лекцию «Герой під Вічним Вогнем» в Парке Вечной славы никто не придет.

Зачем приходить? Ведь кажется, что конфликт исчерпан?

С одной стороны хватило упорства объяснить ошибку, а с другой стороны хватило мудрости ее понять.

Раз бороться со «Зрадой» не надо, так лучше, наверное, заняться чем-то другим?

Может быть, и нам стоило бы перенести эту лекцию? Мы так быстро ее организовываем, что, наверное, о ней никто не успеет узнать?

Украинцы всегда эффективны в протесте, но редко после. Всем кажется, что есть кто-то другой, кто пойдет строить страну. Что у меня «другая задача», «другое занятие в жизни», «другие планы». Что есть кто-то кроме нас.

Нас, украинцев, которые доверяют друг другу и готовы друг друга слушать, — только шесть процентов. Кто-то думает, что это очень мало, а мне кажется, что это уже очень много.

И мы — эти шесть процентов — отлично знаем: никто вместо нас ничего не сделает. Никого кроме нас просто нет.

На месте каждого, кто не приходит — пустота.

Вместо голоса каждого, кто молчит — тишина.

Посмотрите в зеркало — там вы увидите единственного человека, который способен изменить Украину.

Сегодня, в среду 19 августа, в 19:00, у Вечного огня в парке Вечной славы мы прочитаем 4 коротких лекции. Мы будем читать их, даже если слушать придет только один человек. Потому что мы должны начать договориваться, а для этого — продолжать говорить.

А еще потому, что если мы этого не сделаем, Юрий окажется прав. Публичные обсуждения вокруг мемориала станут балаганом. Мемориал павшим за Волю Украины будет построен через 20 лет, а скорее всего — никогда. Мемориал Героям Небесной сотни тоже не будет построен, и все останется таким, каким было последние 24 года.

Поэтому сегодня, в семь вечера, у Вечного огня, Оксана Баршинова — один из лучших кураторов Украины, заведующий отделом искусства 20 и началу 21 веков Национального Художественного Музея Украины, — расскажет о возвращении Героя.

Олег Рыбачук, — член Несторовской группы и человек, который научил украинское гражданское общество создавать свою собственную повестку, — расскажет о Героях каждого дня и том, как даже очень слабые люди могут менять ход истории.

Женя Кулеба, создавшая сквер детей Героев Небесной Сотни с нашумевшим муралом Сергея Нигояна, — расскажет о том, как добиваться реальных видимых изменений, с которыми согласны все.

А я расскажу о том, что такое коллективная память. И о том, зачем вообще нужны нам мемориалы.

Приходите сами, зовите и приводите друзей.

Обещают хорошую погоду и очень красивые облака — одни на всех.

Дмитро Гурін Дмитро Гурін , Член Ради громадскьких експертів Міжнародного відкритого конкурсу Terra Dignitas на меморіал Небесної Сотні
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram