Финалистки музейного конкурса, Татьяна Миронова и Юлия Литвинец вместо открытого конструктивного диалога ведут медийную партизанскую войну в печатных и электронных СМИ. Любителям жанра «музейных комиксов» пока приходится довольствоваться чтением по-самурайски сухих сводок из интернета о перипетиях в музее.
Некоторые наблюдатели, услышав о том, что на кону право управления активами на многие сотни миллионов долларов США, просят конкурсную комиссию перевести диалог претенденток хотя бы в Нome video. Телевизионные продюсеры, прочувствовав тему, вообще предложили кардинально поменять формат конкурса и провести следующий его этап в прямом эфире на одном из центральных телеканалов. А что, чем наши претендентки хуже того же Яценюка и Тигипко, соревнующихся на ринге «Большой политики». Рабочее название телепроекта «Народный директор». Победителя планируют определить посредством проведения социологического опроса зрителей. Между украинскими социологическими центрами объявлен тендер. Победитель, помимо фиксированной суммы от телеканала, в качестве бонуса получает из рук всенародно выбранного директора музея, скульптуру «Модель» одного из основоположников кубизма, Александра Архипенко. Естественно, при условии правильного подсчёта голосов.
Сами же дебаты телеканал решает провести в три тура:
1 – Словесная спарринг-разминка между оппонентами в режиме вопрос-ответ, о прошлом, настоящем и будущем украинской и мировой культуры. Три раунда по 10 минут.
2 – Ответы на вопросы журналистов: планы, истинные мотивы участия в конкурсе и т.д., с подключением участников к полиграфу. Пять раундов по 10 минут.
3 - Победительница второго тура, для окончательного утверждения на должность директора проводит спарринг - сессию с лидером партии прогрессивных социалистов Натальей Витренко. Формат: Классические грязевые бои, женщин-гладиаторов. Грязь - миргородская, лечебная. Победитель получает всё.
В качестве рефери традиционно выступает Евгений Киселёв. У рояля Эннио Морриконе. Приём ставок осуществляет Савик Шустер. Перед началом каждого тура он в спустившийся с потолка микрофон слегка уставшим тоном говорит: «Господа, делайте ваши ставки…, Ставок больше нет». Довольный делами боксёрский промоутер Дон Кинг с сигарой во рту улыбается на все 32 вставных зуба. . . Казино Flamingo, Palazzo и другие игорные заведения Лас-Вегаса в связи с банкротством объявляют о перепрофилировании деятельности.
Я не могу спокойно смотреть на то, что происходит с Главным музеем страны сегодня, как его потихоньку пытаются разворовать, разрушить и создать вокруг мутную водичку
— Татьяна Миронова, и.о. директора Нацмузея
Абсурдность этого сценария и история с прошедшим конкурсом тождественны.
Проведя в начале года своеобразную чистку менеджмента в нескольких музеях национального значения, Министерство культуры Украины в НХМУ провело эксперимент в стиле перестроечных 80-х. Татьяну Миронову, принявшую в апреле 2012 руководство в музее, чиновники решили немного разыграть. Ей к должности добавили на первый взгляд безобидную приставку «и.о.». Однако, на этом креативные идеи в министерстве не исчерпались.
Дабы лишний раз доказать гражданам, что на госслужбе не даром едят хлеб с маслом, там было принято решение создать совещательный орган - Музейный совет. В компетенцию последнего, среди прочего, передали полномочия по избранию на конкурсной основе директора НХМУ. Размытые критерии отбора победителя на «конкурсе красоты» стали объектом жёсткой критики со стороны многих представителей арт-сообщества. Тем не менее в финал, как известно, вышли: исполняющая обязанности директора НХМУ Т.Миронова и главный хранитель фондов музея Ю. Литвинец.
Делегировав музейному совету полномочия определять победителя конкурса, чиновники самоустранились, так и не предложив чёткого алгоритма отбора победителя. Уверен, что большинству из членов Музейного совета задолго до окончательного этапа проведения конкурса были хорошо известны преимущества и недостатки каждой из основных претенденток. Возможно, поэтому некоторые из музейщиков не стали участвовать в последнем голосовании. Оставшиеся члены совета мудро распределили голоса между финалистками поровну, тем самым напомнив министру культуры о праве принимать в таких случаях решение самостоятельно. Надеюсь, музейщики также представили г-ну Кулиняку и согласованный список критериев, которым обязательно должен соответствовать директор музея такого уровня.
Помнится в далёком 1999, украинка американского происхождения Ирэна Стецюра впервые предложила мне и ещё нескольким далёких от музейного дела людям принять участие в сборе средств, для нужд НХМУ. В некоторых залах музея в те годы с потолка сыпалась штукатурка, не редкими были случаи травм на давно не ремонтируемых лестницах, существовали десятки других музейных проблем. Чиновников и политиков в то время такие мелочи не интересовали даже в предвыборный период. Нам с партнёром, далёким от сферы искусств было почётно внести свой маленький вклад в поддержку музея. Спустя время я был приятно удивлён письмом, полученным от пани Ирэны. В нём, помимо благодарности, был приложен подробный отчёт обо всех полученных и потраченных средствах. К этому прилагался перечень отремонтированных участков лестницы, стен, потолков и т.д, а также серия фотографий, где весь коллектив, начиная с директора, на оставшиеся средства приводил в порядок помещения и территорию музея.
Нужно понимать, что музей – очень важная для нормального функционирования культуры институция. Его должен возглавлять человек, который не будет профанировать его работу
— Ольга Балашова, искусствовед
До сих пор преклоняюсь перед героизмом той команды музея, во главе с М.Н.Романишиным, сумевшим сохранить главное - бесценную коллекцию музея. И это при полном отсутствии поддержки государства. Пиариться тогда было не принято, музейщики старшего поколения любили искусство в себе, а не себя в искусстве.
В наши дни, даже плановому субботнику, обязательно предшествует рассылка пресс-релиза по основным СМИ.
Кроме тихого скандала, описанные выше внутренние противоречия в музее не дали возможности его сотрудникам подготовить конкурентоспособную программу на получение гранта в размере 10 млн. гривен на проект "Динамичный музей" фонда Рината Ахметова "Развитие Украины".
P.S. Недавно, Президент Украины В.Янукович инициировал создание Министерства спорта Украины. Параллельно с этим он поручил КМУ и ВРУ подготовить и принять закон о меценатстве в спорте.
Министерство культуры в Украине вроде бы уже есть. Вот бы кто-нибудь додумался донести важные слова до нужных ушей.
Впрочем, это направление у нас традиционно не в почёте.