Пышно обставленный отказ Чумака баллотироваться и поддержка им кандидатуры Гриценко - лишь ещё одно свидетельство потери Гриценко статуса лидера симпатий электората. Этот шаг нужно рассматривать в контексте соревнования "Кто больше подпишет за себя «микропартий» между двумя «единственными кандидатами в президенты от спектра либеральной оппозиции" Гриценко и Садовым. Игра здесь пошла в открытую после того, как в октябре Садовой решил вместо поддержки Гриценко сам выдвинуться в президенты. Да ещё с ходу заручился поддержкой бывшего партнёра Гриценко на выборах 2014 года - «Демальянса». Рейтинг этой партии – в пределах социологической погрешности, всего 0,1%.
Этот удар для Гриценко оказался не единственным – через три недели после демарша Садового от него ушёл один из двух поддержавших его политиков. Вместо поддержки главы «Гражданской позиции» внефракционный народный депутат, лидер ещё одной «микропартии» под названием «Народный контроль» (рейтинг - 0,3%) Дмитрий Добродомов заявил о готовности самостоятельно участвовать в качестве кандидата на президентских выборах.
В группе поддержки Гриценко оставался только Николай Катеринчук. Чья «Европейская партия» в августе приняла решение объединиться с партией Гриценко. Правда, это поддержка в стиле «дежавю» и не по первому кругу - в феврале 2011-го партия Катеринчука уже объединялась с партией Гриценко...
В этих условиях у лидера "Гражданской позиции" был выбор. Один вариант - начать, наконец, действовать наступательно и масштабно, развернуть компанию для закрепления авансово выданного ему кредита доверия избирателей.
В более прикладном приближении – не допустить значительного перетока своего электората к Садовому. А также предложить, наконец, чёткий целостный план, его собственное видение Украины. Зачем стороннику кандидата-альтернативы такие документы, сам Гриценко знает очень хорошо. Поскольку к разработке такого плана он имел непосредственное отношение на президентской кампании 2004 года. Когда принимал участие в разработке прорывной на то время программы Ющенко «Десять шагов навстречу людям».
Второй вариант - поднять виртуальную перчатку, брошенную Садовым. И ввязаться в чисто украинскую забаву «Охота за микропартиями». Её цель - максимум таких трофеев: кто больше себе таких «безделушек» на шею повесил – то и ближе к званию «единственного кандидата» от всей либеральной оппозиции. На заброшенном тропическом островке в 18 веке такое состязание двух претендентов на звание вождя племени людоедов-либералов было бы актуально. Но, объективно говоря, в нынешней высококонкурентной и динамичной избирательной кампании – нет.
Тем не менее, Гриценко рассудил по-своему и выбрал второй вариант. Обеспечив себе поддержку лидера рейтингового «карлика» партии «Гражданская инициатива «Хвиля» (те же самые 0,1% , что и у трофея Савдового - "Демальянса") Виктора Чумака, он попутно решил давно и основательно провисшую задачу своей кампании. А именно - отсутствия постоянно работающего руководителя собственного предвыборного штаба. Для этого он передал бразды правления в этом штабе присоединившему к нему лидеру «Хвыли».
В то время как в сентябре за шаг от этой должности был многоопытный Виктор Балога. Именно тот момент был судьбоносным, переломным для всей кампании Гриценко. Сумей он завлечь к себе начштабом Балогу (или другого игрока такого же масштаба), способного наладить и запустить эффективную штабную машину, появился бы реальный шанс. Шанс на превращение потенциальной энергии авансовой готовности значительной части избирателей голосовать за Гриценко как альтернативу Порошенко&Тимошенко в мощную кинетическую.
Однако «настоящий полковник» так и не извлёк уроки из своих поражений на предыдущих президентских кампаниях. И, вовремя не приняв осенью нужных решений и не запустив системную работу всех своих структур, вышел на траекторию устойчивого снижения с этой пиковой вершины. Что уже и фиксируют социологи. Если на протяжении всего этого года Гриценко устойчиво пребывал в числе ТОП-пяти претендентов на победу, то сейчас, согласно свежим данным КМИС он из этой пятёрки выбыл.
Привлекая на свою орбиту лишь фигуры масштаба Катеринчука и Чумака, Гриценко не сумел обеспечить поддержку своей кандидатуры со стороны действительно весомых и ресурсных игроков. Подтверждением чему стал отказ коллеги Балоги по цеху тяжеловесов времён Кучмы и Ющенко, тоже идущего в президенты - Романа Бессмертного – поддержать кандидатуру Гриценко.
…Капитан Врунгель правильно говорил: «Как вы яхту назовёте, так она и поплывёт». Если на ней написано «Первый непроходной» (слоган Гриценко на его первой кампании в 2009 году), то, как видим, от перемены галсов конечный пункт путешествия не меняется.
В то же время, теряя поддержку избирателей, а вместе с ними и шансы выйти во второй тур, Гриценко - по крайней мере, пока - сохраняет шансы провести свою партию в новую Верховную Раду на осенних выборах. Так что для его попутчиков имеется весомый резон вовремя занять своё место на яхте лидера «Гражданской позиции». Которая транзитом от президентских выборов проследует прямиком к парламентским. А потом – и к местным. И, возможно, на новых участках регаты выступит успешнее, чем на первом, президентском.