ГоловнаБлогиБлог Андрея Миселюка

Осенняя распродажа ПАСЕ. Недорого

В качестве одного из видов оружия в своей «гибридной» войне с Западом Россия успешно использовала финансовую «удавку» против ПАСЕ как организации-витрины рафинированных демократических процедур.

Фото: kapital.com

Сработало безотказно – блюстители чистоты демократических процедур во всей Европе своими действиями (а не красивыми словами) показали, что для них цена их собственного комфорта – безусловный приоритет перед этими самими ценностями демократии и права. В результате ПАСЕ станет первым завоёванным Россией плацдармом в войне за снятие с неё санкций.

Сегодня в Париже состоится заседание комитета по вопросам правил и процедур Парламентской ассамблеи Совета Европы. Здесь официально представят проект решения, которое должно гарантировать России триумфальное возвращение в эту организацию. А 9 октября это решение должна подтвердить ПАСЕ в целом. И судя по имеющейся информации о намерениях европейских депутатов, они это сделают.

Возвращение получится триумфальным - и потому, что Кремль в итоге не выполнил ни одного из требований ПАСЕ. И потому, что Ассамблея продержалась всего один год без российского взноса в Є33 млн., перед тем, как согласилась безоговорочно выполнить все требования ультиматума России. А Москва требовала ни много ни мало – полностью исключить возможность накладывать на неё санкции или выписать процедурные нормы таким образом, что эта возможность практически была не реализуема. Только при этом условии россияне заявляли, что готовы вернуться к работе в ПАСЕ и возобновить уплату взносов в бюджет Совета Европы. Это официальная позиция, которая неоднократно звучала от представителей РФ. Более того, россияне в ходе переговоров о своем возвращении раз за разом публично подчеркивали, что "не будут выполнять решений ПАСЕ".

Так что сегодня повод для радости у Москвы, действительно, есть. С 2014 года российская делегация не участвует в заседаниях Парламентской ассамблеи Совета Европы. Ассамблея неоднократно принимала резолюции, осуждающие действия РФ в Крыму и на Донбассе. Делегацию России лишали права голоса и права на выступления в ПАСЕ. После чего россияне сами перестали приезжать в Страсбург.

Последний раз они работали в Страсбурге еще в январе 2015 года. Тогда, в очередной раз проиграв битву за отмену санкций, РФ заявила, что не вернётся, пока не будут уверены, что их не ждет повторение публичной экзекуции. А в прошлом году отказались платить свой взнос в бюджет Совета Европы.

Называя вещи своими именами – Россия успешно использовала против ПАСЕ как организации-витрины рафинированных европейских демократических процедур один из видов оружия в «гибридной» войне против Запада. Их у неё есть несколько. И, надо отдать ей должное, она умеет выбирать те, которые дают максимальный эффект. В данном случае таким оружием максимального воздействия была финансовая «удавка». Сработало безотказно – блюстители чистоты демократических процедур во всей Европе своими действиями (а не красивыми словами) показали, что для них цена их собственного комфорта – безусловный приоритет перед этими самими ценностями демократии и права.

У решения безоговорочно и безусловно вернуть Россию в ПАСЕ есть целый ряд негативных последствий.

Во-первых, европейцам изменил инстинкт собственного самосохранения. Они оценивают ситуацию неоправданно узко в контексте возвращения российских финансовых вливаний в бюджет отдельно взятой европейской организации. В то время как мультиплицированный эффект этой российской победы в противостоянии с Западом будет огромным. И политическая близорукость европейских депутатов им самим ещё сильно аукнется. Причём уже в ближайшем будущем.

Во-вторых, для Москвы возвращение в ПАСЕ станет первым успешным пробным камнем в борьбе за снятие санкций. И «аргумент ПАСЕ» будет широко использоваться РФ и её сторонниками в Европе для повышения эффективности борьбы за отмену санкций.

В-третьих, аргумент отказа европейцев и дальше поддерживать Украину (не словами – тут недостатка в разного рода «глубоких обеспокоенностях» не предвидится, а практическим наказанием России за агрессию) будет широко использоваться Москвой и её агентами влияния на наших выборах-2019.

В-четвёртых, по авторитету и влиянию ПАСЕ будет нанесён удар такой силы, что к к прежнему уровню значимости эта организация вряд ли сможет вернуться.

В завершение несколько положительных слов о действиях украинской стороны в кризисной ситуации. Будучи фактически загнанной в угол и имея достаточно скудный арсенал средств для изменения ситуации в свою пользу, Украина использовала и продолжает использовать их все. Так, 4 сентября Украина сделала добровольный взнос из бюджета в Совет Европы в сумме $400 тыс. "Россия использует против Совета Европы финансовый шантаж. В эти сложные времена организация нуждается в поддержке. Присоединяйтесь к нам, иначе СЕ больше не будет защищать свои ценности и принципы", – призывал европейцев министр иностранных дел Украины Павел Климкин. К сожалению, призыв остался безрезультатным.

Кроме того, вчера на экстренном заседании комитет ВР по иностранным делам единогласно утвердил проект заявления парламента о том, что Украина не примет "прощение" России. Авторами документа стали члены украинской делегации в ПАСЕ. Это заявление еще должно быть утверждено на заседании парламента, но нет сомнений, что голосов для этого хватит.

Заявление Верховной Рады планируется направить в парламенты всех государств-членов Совета Европы. И именно для этого несколько депутатов планируют еще до октября посетить несколько влиятельных стран-участниц.

Дело в том, что для сторонников "прощения" России огласка очень вредна. «Решение будут принимать депутаты, им впоследствии надо идти на выборы, причем некоторым – очень скоро. Не так сложно потерять пару процентов голосов, если ваш конкурент начнет "рекламировать" то, что вы лично запустили процесс снятия санкций с государства, которое пыталось убить Скрипалей / помогает Асаду / бьет детей на митингах в Москве / фальсифицирует выборы / напало на Украину (для каждой страны можно выбрать свои аргументы, которые работают лучше всего). Открытая поддержка Москвы – вещь очень токсичная. Даже на Западе», отмечает «Европейская правда».

И, наконец, в случае принятия позитивного для РФ решения в октябре украинская делегация готова частично или полностью отказаться от работы в ПАСЕ.

Оценивая ситуацию комплексно, приходится признать, что у нашей страны в распоряжении нет решающих реальных рычагов для того, чтобы заблокировать безоговорочное возвращение России в ПАСЕ. Но всё, что можно и нужно сделать в этом направлении, делается. Потому что, в отличие от европейцев, мы уже пятый год живём в условиях ежедневной практической борьбы с российской агрессией. И знаем, как опасно идти на уступки Москве. Которая за такие уступки и слабости наказывает, что называется, по полной программе. Скоро это «на своей шкуре» прочувствует и толерантная к российским деньгам Европа.

Андрей Миселюк Андрей Миселюк , Политолог, директор Института социально-политического проектирования "Диалог"
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram