В надежде, чтобы хотя бы был принят, как в Грузии, Акт экономической свободы, который определяет:
1) участие граждан в установлении общегосударственных налогов:
- введение новых видов налогов (помимо пяти установленных – подоходный, налог на прибыль, НДС, таможенные пошлины, акцизы – за исключением налога на собственность, ставка которого определяется в соответствии с Налоговым кодексом);
- увеличение верхних ставок существующих налогов возможно только путем референдума;
2) лимиты макроэкономических показателей:
- расходы консолидированного бюджета не должны превышать 30% ВВП;- дефицит консолидированного бюджета не должен превышать 3% ВВП;
- суверенный государственный долг не должен превышать 60% ВВП;
3) принцип универсальности бюджета:
- законодательство не может устанавливать привязку любых определенных государственных доходов к финансированию любых бюджетных расходов;
4) принцип свободы движения капитала.
Украине нужна новая экономическая модель. Такая, чтобы уровень доходов граждан в будущем мог расти. Больше частных предприятий, меньше госсектора. Меньше зависимости от углеводородов, большая степень диверсификации производства. И конечно, необходимо задействовать новые ресурсы для того, чтобы получить дополнительную стоимость, которая так нужна украинской экономике. А для этого потребуются крупные структурные реформы. И здесь также нужны новые направления политики и экономические инициативы от нового Президента Украины.
Но всё же, что нужно делать для долгосрочного развития? Эксперты Института развития экономики Украины (ireu.org.ua), учитывая тот факт, что ослабление гривны по отношению к мировым валютам создает большие возможности для импортозамещения, предлагают, во-первых, максимально эффективно использовать эту ситуацию для реализации различных проектов импортозамещения.
Второе, надо переформатировать деятельность наших торгпредств за рубежом, усилив поддержку украинского экспорта. Нужна структура для обеспечения гарантий и страхования рисков. До сих пор повторно не внесен в Верховную Раду Украины законопроект об экспортно-кредитном агентстве (ЭКА). А ведь этот Закон открыл бы много различных возможностей для кредитной поддержки украинских экспортных программ.
Третье, срочно создавать условия, которые бы позволяли инвесторам делать свой выбор в пользу инвестиций в экономику Украины. Думаю, уже слишком затянулась у нас эта инвестиционная пауза, включая, заметное снижение инвестиций в основной капитал. Активно расширять линейку финансовых инструментов для кредитования.
Четвертое, дерегуляция ведения малого и среднего бизнеса, т.е. упрощение госрегистрации предприятий и доступа к земельным участкам, к различным газо-, электро-, водосетям, сокращение разрешений на строительство и т.д.
Пятое, развитие государственно-частного партнерства.
Шестое, снятие ограничений по инфраструктуре и прежде всего в энергетике и транспорте, сокращая издержки бизнеса.
Седьмое, заморозить хотя бы на первый год тарифы естественных монополий, что обеспечит серьезную экономию оборотных средств для предприятий и компаний малого и среднего бизнеса.
Восьмое, отказаться от увеличения налогового давления в пользу расширения налогооблагаемой базы.
Любая страна уникальна. Особенно Украина с ее сложнейшей текущей ситуацией. И мы не можем развиваться по лекалам или сценариям Китая, Германии, США или, например, Грузии. Правда, могли бы что-то взять от одних, перенять что-то у других. Но всегда у любой страны должен быть свой собственный путь развития.