«Бойцы идеологического фронта», по-другому назвать я их не могу, в попытках построить современную украинскую идентичность на контроверсионных героических исторических примерах и на как минимум спорных фигурах этой самой истории добились того, что в любой цивилизованной стране является дикостью: коллаборация с Третьим Рейхом во время самой страшной из войн в истории человечества, в глазах молодого поколения украинцев все чаще перестает восприниматься как безусловное зло. Лишним доказательством этого факта стали жаркие споры вокруг попытки переименования проспекта Ватутина в Киеве в проспект Шухевича. И противники крайнего национализма одержали далеко не убедительную победу.
Происходит это в Киеве, где, напомню, во время немецкой оккупации произошел один из самых страшных трагичных моментов Холокоста – Бабий Яр. Этот топоним стоит в одном ряду с такими фабриками смерти как Освенцим, Майданек, Треблинка. Именно Бабий Яр фактически стал отправным пунктом для начала Катастрофы на территории Украины. Я уже неоднократно говорил о том, что именно эти трагические события должны были бы стать отправной точкой для переосмысления нашего трудного прошлого. Именно героический пример украинцев рисковавших всем, спасая своих соседей евреев, мог бы стать новым наративом, примером героизма, гуманизма и соответствия тем самым европейским ценностям, которым, по крайней мере на словах, стремиться соответствовать Украина. Если уж говорить об этих самых ценностях, то можно было бы напомнить нашим «идеологам» и любителем позаигрывать с крайними националистами о том, что именно память о Холокосте является объединяющим элементом современной Европы. Один из видных исследователей истории поствоенной Европы Тони Джадт, например, утверждает, что признание своей сопричастности к Холокосту является «билетом на поезд европейской интеграции». Об этом же не раз напоминал Тимоти Снайдер, говоря, что осуждение и признание Холокоста – фактически один из основополагающих и объединяющих факторов для современной Европы.
А куда же движемся мы? Громкое переименование улиц именами Бандеры и Шухевича – людей обвиняемых не только в коллаборационизме, но и в этнических чистках против еврейского, польского населения на Западной Украине, терроре против своих соотечественников – украинцев, не разделявших их радикальных террористических взглядов (речь идет о довоенном периоде). Воздвижение памятников и пышные церемонии перезахоронения бойцов Дивизии СС «Галичина», фактически являвшихся не просто коллаборантами, но и инструментом в руках фашистов, участвовавших в операциях по ликвидации евреев и поляков. У последних, кстати, тоже есть серьезные вопросы к УПА и ее руководителям, о чем наш уже в прошлом «адвокат в Европе» уже устал напоминать украинским властям. Впрочем, все ритуальные танцы президентов и премьеров во время визитов в Польшу, не останавливают «творцов светлого вчера». Из под сукна вытаскиваются все новые «герои»: Евгений Коновалец, Симон Петлюра, с молчаливого согласия которого происходили страшные погромы еврейского населения, Николай Михновский, открыто призывавший в своих трудах выгнать из Украины всех представителей «нетитульной нации» и разорвать все контакты с «неукраинцами».
Складывается впечатление, что творцы национальной исторической наррации, закусив удила, упорно используют тот самый бандеровский принцип «чем хуже, тем лучше», с помощью которого националисты Галичины до войны пытались поднять украинцев на восстание против поляков, устраивая террор по отношению ко всем либерально и конструктивно настроенным соотечественикам. И вместо того, чтобы критично пересмотреть роль УПА в украинской истории и найти общественный консенсус относительно спорных и страшных моментов истории, открыто признав их, «идеологи» нового украинского национализма, создается впечатление, готовятся развернуть кампанию по борьбе с инакомыслием почище сталинской. Во всяком случае, в СССР на законодательном уровне нигде не было предусмотрено уголовного преступления за отрицание спорных страниц истории. В Украине уже есть. При этом никто не хочет открыто признать, что такие спорные личности не объединяют нацию, а разъединяют ее. И, порой, у меня складывается впечатление, что в условиях невозможности построить нормальную экономику и укрепить государственность и суверенитет, чтобы удержать власть сегодняшним правителям Украины просто необходимо обратиться к «проверенной» формуле «разделяй и властвуй», сформированной еще в древнем Риме.