Низкое доверие к власти, как сигнал к смене правящей элиты

В начале года социологическая группа «Рейтинг» провела опрос украинцев на предмет поддержки президента страны. Как оказалось, с момента вступления в должность и до начала этого года рейтинг главы государства упал «по самое не могу». Самый высокий уровень доверия у Порошенко наблюдался в начале осени 2014 – 55 %. Правда, уже в декабре 2016 года он упал до 16 %. При этом 82% респондентов подчеркнули свое несогласие с действиями президента и недовольство результатами его работы. Собственно, упал не только уровень доверия к Порошенко, а и к его команде, соответственно, к власти в целом.

Если проследить историю Украины с момента независимости, то склонность электората к «очарованию» - высокому кредиту доверия к власти в начале каденции, с последующим резким «разочарованием» в конце - это скорее тенденция, чем единичный случай.

Наглядный пример. На фото - табличка с «кривой» уровня доверия ко всем президентам страны. Закономерность на лицо – в начале срока избиратели поют дифирамбы, а под конец его – «требуют кары» за неоправданные ожидания. При этом, от выборов до выборов украинцы бросаются из крайности в крайность: от постсоветского Кучмы – до проамериканского Ющенко. От пророссийского Януковича - до, как он себя позиционирует, проевропейского Порошенко. Судя по тенденции, следующий президент, вполне вероятно, будет исполнять танцевальные па в сторону Востока.

Обратите внимание, те президенты, которые вовремя не обратили внимание на резкое падение собственного рейтинга и не предприняли контрмер (не ушли в отставку или же не сделали каких-то радикальных вещей), закончили плохо – революциями, то есть не обошлось без внешних влияний, внутренних конфликтов и прочих неприятных вещей. Но ключевым фактором – то ли красным сигналом, то ли желтой карточкой для них все же остается рейтинг - слабого противника всегда проще добить.

Яркий пример - Виктор Янукович. По слухам, аналитики Партии Регионов, задолго до памятных событий на Майдане, просчитали схемы радикальных путей развития ситуации, по которым, собственно, и пошла Украина. В тех же экспертных записках была выписана рекомендация – немедленная добровольная отставка Януковича, досрочные президентские выборы, «свой» - лояльный к ПР - кандидат на пост главы государства. Но совет был проигнорирован, в основном потому, что до плановых выборов главы государства оставалось ничего и понадеялись на «авось» пронесет. В итоге - пронесло, так пронесло!

Сегодняшние результаты социологических исследований рейтинга нынешнего президента, как и власти в целом, должны были бы насторожить Порошенко и Ко. Если, конечно, он не хочет повторить судьбу своего предшественника. Ему надо срочным образом повышать этот самый уровень доверия электората. Но вот каким образом?

Беда в том, что в Украине нет сформированной прослойки активного среднего класса, какой является реальной силой в развитых европейских странах. Так называемые, мелкие буржуа, которым дороги сложившиеся ценности и стабильность, собственно и не дают политикам особо раскачивать страну. В Украине же налицо жесткое социальное расслоение – или очень богатые, или же – люди за гранью бедности. Люди, которые сегодня считают себя средним классом, по европейским меркам, к нему не имеют никакого отношения. Скорее это прослойка не совсем уж бедных людей. От среднего класса европейских буржуа, которых характеризирует некое постоянство взглядов, стабильность доходов и даже консерватизм, они далеки, как северный и южный полюса!

Голодным человеком (я, конечно, несколько утрирую) манипулировать легко – у него меньше потребностей, кроме того - они проще. Поэтому с ними прекрасно работают популистские лозунги в стиле крайнего радикализма. Отсюда - псевдогероические саги, оправдание своей неквалифицированной управленческой работы военной ситуацией, происками внешних и внутренних врагов. Но сколько можно спекулировать на обещаниях? Год, три, пять? А далее что – очередная революция?

В нормальном же обществе доверие электората к власти обеспечивается отнюдь, не разовыми политическими решениями или популистскими вбросами. Во-первых, это профессионализм и слаженная работа команды топ-управленцев. Люди должны четко понимать, что они – цельный механизм и только каждый на своем месте сможет обеспечить качественную работу всего механизма. Во-вторых, качественные, пусть даже радикальные реформы во всех, без исключения, отраслях. У нас же попытки некоторых изменений наблюдались, но они не были доведены до конца и имели, скорее, хаотичный и негативный характер. А ведь главное в реформировании – системность. И последнее! К сожалению, ни у одной правящей команды не было цельной, последовательной, глубокой и профессиональной программы развития Украины на длительный срок – хотя бы лет на 20-25 вперед. Максимум, что выжимали из себя представители власти – это слабо продуманные шаги на следующие 4-5 лет – как раз на срок своих властных полномочий. А потом? Потом это уже будут проблемы следующей правящей элиты.

Сейчас много говорят о патриотизме. Но мало кто понимает, что патриотизм – это не шаровары и веночки под украинские песни, а тяжелый труд на благо развития экономики, медицины, науки, страны в целом. Причем, каждого на своем месте! Совсем недавно Украина получила безвизовый режим и, возможно, даже когда-нибудь станет членом ЕС. Но пока политики не научатся мыслить и работать по-европейски, не заслужат доверие народа, а народ, в свою очередь, не выдавит из себя по капле «совковую ментальность» - увы - Украине не стать равноправным европейским государством в широком смысле этого слова.

Альберт Фельдман Альберт Фельдман , Директор украино-израильского института стратегических исследований имени Голды Меир
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram