В последний день конференции 21 июня на итоговом круглом столе выступал Павло Шеремета, руководитель учебного заведения "Киевская школа экономики" и организации EERC (Economics Education and Research Consortium). Эта организация выступает партнером GDN в странах СНГ.
Шеремета посоветовал экономистам больше писать о своей работе в социальных сетях, "потому что наши студенты уже там". И больше работать с теми, кто заказывает исследования и затем использует их в работе (например, с политиками).
Ниже - короткое описание украинского доклада, который подготовили Анна Вахитова, Елена Низалова, Денис Низалов из Киевской школы экономики. На конференции его представила Анна Вахитова. Вы также можете прочесть работы экономистов из других стран - все доклады есть на сайте GDN на английском языке.
Украина: модернизация системы социальной помощи
Экономисты Киевской школы экономики оценили реформу системы соцпомощи в Украине, которая длилась с 2005 по 2009 годы. Главная задача реформы - повысить адресность социальной помощи и упростить ее получение. В частности, помощь должны получать прежде всего бедные, а не обеспеченные граждане.
Всего в стране более 15-и национальных и местных программ соцпомощи, которые охватывают более 2,5 млн семей (19% от общего числа семей, данные на конец 2009 года).
Шесть основных программ охватывают 97% получателей:
- жилищные субсидии,
- помощь малоимущим,
- помощь инвалидам с детства и детям-инвалидам,
- помощь на рождение ребенка,
- по уходу за детьми до трех лет,
- помощь матерям-одиночкам.
Общие траты на соцпомощь составляют свыше 17 млрд гривен в год (6,3% госбюджета, данные Минсоцзащиты). И больше всего денег идет на гранты на рождение детей (48,8% общей суммы в 2009 году). Деньги распределялись через 27 региональных и более 750 местных отделов соцзащиты, где работали более 13 тысяч сотрудников.
Изначально структура соцпомощи была закреплена за конкретными программами, что делало ее неповоротливой и дорогостоящей. Получателям приходилось по каждому отдельному виду соцпомощи собирать кипу документов (а некоторые имели право сразу на несколько видов помощи). В 2005 году при поддержке Всемирного банка началась модернизация системы - создание "единого окна".
Реформа включала в себя:
- Внедрение единой процедуры для получения всех видов соцпомощи.
- Ремонт помещений и оргтехники.
- Покупку компьютерной техники и модернизацию сетей.
- Информационную кампанию для населения.
Экономисты оценили, как реформа сказалась на бедных слоях населения. Стали ли они больше обращаться за социальной помощью. Данные они брали из опроса домохозяйств GfK-Украина. В таблице с результатами исследования говорится, что уровень обращений за соцпомощью среди бедных выше, чем среди более обеспеченных (31,9% против 18,7%).
Важно, что этот уровень среди бедных вырос с 30,6% до 33,3% с 2008 по 2009 годы. А среди обеспеченных уровень обращений за это же время упал с 19,4% до 18%.
То есть система социальной помощи все больше помогает бедным. Однако вызваны ли эти изменения реформой системы - под вопросом. Выяснить это можно при помощи дополнительных исследований. Экономисты отмечают, что в регионах, где реформа не проходила, участие бедных в программах соцпомощи заметно ниже.
Также в докладе дается оценка отдельным элементам реформы (покупка компьютеров, модернизация сетей и т.д.). Стало ли проще обращаться за помощью, получать ее, стало ли проще получать более двух видов помощи? Самым бесполезным элементом реформы оказалась информационная кампания - она не оказала влияния ни на один из этих показателей. А больше всего пользы бедные слои получили от компьютеризации и модернизации компьютерных сетей.