ГоловнаСвіт

Які ігри відбуваються навколо Північної Кореї

Нынешняя американская администрация пытается предотвратить корейский кризис, который разрастается на полуострове. США также пытаются убедить Китай отстраниться от конфликта. В то же время Россия втайне предоставляет Северной Корее продукцию, необходимую для укрепления армии КНДР.

Фото: EPA/UPG

Президенты РФ и США Владимир Путин и Дональд Трамп обсудили по телефону ситуацию вокруг Северной Кореи. "Они поговорили о том, как наилучшим образом разрешить очень опасную ситуацию в КНДР", — говорится в заявлении Белого дома по итогам телефонного разговора во вторник вечером.

Разделяй и властвуй

Через две недели после инаугурации Дональда Трампа администрация Белого дома начала проводить активную кампанию по сдерживанию Китая.

Вначале американский президент неожиданно для всех ответил на телефонный звонок лидера Тайваня Цай Инвэнь 3 декабря 2016 года, что вызвало скандал в отношениях с Пекином. Но таким образом официальный Вашингтон повысил ставки и передал Китаю чёткий сигнал – прекратите поощрять усилия Северной Кореи (КНДР) по увеличению ядерного потенциала и уменьшите военное присутствие вашей страны в Южно-Китайском море. Иначе США может забыть о политике «единого Китая» и поддержит Тайвань на пути его независимости.

Затем, чтобы показать серьёзность своих намерений, американский лидер сообщил о ракетном ударе ВМС США по позициям сирийской армии прямо во время завтрака с китайским президентом Си Цзиньпинем в резиденции Мар-а-Лаго - показав таким образом, что Белый дом готов к жёстким действиям по отношению также и к Северной Корее.

Далее, после того как Пхеньян огласил об очередном ядерном испытании, ударная группа ВМС США во главе с атомным авианосцем «Карл Винсон» подошла на расстояние авиационного удара по КНДР.

Американский авианосец *Карл Винсон* и его ударная группа
Фото: anna-news.info
Американский авианосец *Карл Винсон* и его ударная группа

И, в конечном итоге, власти США дали приказ о развёртывании систем противоракетной обороны THAAD на территории Южной Кореи. Этот шаг будет способствовать снижению обороноспособности Китая.

Видимо, китайцы решили не идти на конфронтацию с 45-м президентом США. При этом Пекин усилил санкции против Северной Кореи, обозначенные в двух резолюциях Совета Безопасности ООН.

Вашингтон положительно оценил китайскую инициативу. И Дональд Трамп сделал сразу два важных шага, что позволило смягчить напряжённость между двумя странами.

Во-первых, американский президент отверг очередное предложение лидера Тайваня провести ещё один телефонный разговор, указав при этом, что он «установил очень хорошие личные отношение с президентом [Китая] Си Цзиньпином. Мне действительно кажется, что он делает все возможное, чтобы помочь нам в большой проблеме. Таким образом, мне бы не хотелось сейчас создавать для него [Си Цзиньпина] какие-либо трудности».

А во-вторых, Дональд Трамп заявил о возможности возведения систем ПРО в Южной Корее лишь за счёт налогоплательщиков этой страны.

Правда, затем ситуация снова изменилась: по приказу Ким Чен Ына 29 апреля войска КНДР в очередной раз провели испытательный запуск баллистической ракеты. Реакция Белого дома не заставила себя долго ждать.

Так, Дональд Трамп пригласил в Вашингтон (не оповестив, кстати, об этом Государственный департамент) эксцентричного президента Филиппин Родриго Дутерте, который недавно заявил о намерении разместить войска на рифах в Южно-Китайском море, возле искусственных китайских островов. Понятно, что при желании Трамп может начать переговоры о расширении американского военного контингента на Филиппинах, что усложнит присутствие китайских войск в этом регионе.

Дальше – больше. Белый дом моментально принял решение о финансировании систем THAAD в Южной Корее. Так, 30 апреля советник Трампа по национальной безопасности Герберт МакМастер в телефонном разговоре со своим южнокорейским коллегой Кимом Гванджином заверил, что союз с Сеулом является для Вашингтона приоритетным. «Советник по национальной безопасности Г.Р.МакМастер пояснил, что недавние заявления президента Трампа были сделаны в общем контексте, в соответствии с ожиданиями общественности США в отношении распределения расходов на оборону с союзниками», - отметили в администрации президента Южной Кореи.

Судя по всему официальный Вашингтон вынес урок из Корейской войны 1950-х годов, поэтому сейчас американцы играют на опережение и не дают Китаю войти в единый военный союз с КНДР и Россией.

Мастер переговоров

Китаю совершенно не нужно, чтобы США увеличили численность военного контингента в Южной Корее и в Японии (именно к территориям этих стран могут долететь ракеты КНДР). Также китайцы с опаской относятся и к возведению противоракетных систем «THAAD», которые не только перекрывают радиус действия китайских ядерных боеголовок, но и способны нести в себе крылатые ракеты класса Tomahawk.

Любопытно, что на фоне северокорейского кризиса Япония также выразила желание обзавестись системой ПРО «THAAD». И, кроме того, китайцы совершенно не хотят, чтобы и Япония, и Южная Корея начали разработку собственного ядерного оружия.

Не следует забывать и о филиппинской карте, которую в настоящий момент американская администрация пытается разыграть. Пекин уж очень не хочет конкуренции в Южно-Китайском море. При этом китайцы понимают, что прямое столкновение повлечёт за собой многомиллионный поток беженцев как с северной, так и с южной части Корейского полуострова.

В Белом доме знают опасения китайцев, именно поэтому Дональд Трамп и его администрация пытается найти вариант, который удовлетворит все стороны переговоров.

Власти США ныне предлагают Китаю сценарий, по которому Пекин будет соблюдать нейтралитет в вопросах вокруг Северной Кореи, а Вашингтон в свою очередь не будет настаивать на объединении двух Корей в одно государство. Эту позицию уже озвучил Госсекретарь США Рекс Тиллерсон во время интервью американской радиостанции NPR: «Мы очень чётко определили наши задачи. И так же чётко определились с тем, что не входит в наши задачи. И мы не стремимся к смене режима, мы не стремимся к краху режима, мы не стремимся ускорять процесс воссоединения полуострова. Мы стремимся к денуклеаризации (избавлению от ядерного оружия) Корейского полуострова — и снова-таки это также полностью соответствует целям других стран в регионе».

Китай своё видение вполне точно изложил во время заседания Совбеза ООН 28 апреля этого года. Министр иностранных дел КНР Ван И отметил, что его страна обеспечит существование безъядерной Северной Кореи в том случае, если американцы откажутся от систем ПРО в Южной Корее и отведут флот от берегов КНДР. «Прежде всего, необходимо сохранить приверженность целям денуклеаризации, которые являются основополагающей предпосылкой долгосрочного мира и стабильности на Корейском полуострове. Это также позволит обеспечить режим нераспространения. Мы должны быть привержены пути диалогу и переговоров. Использование силы разногласий не решают», - заявил глава МИД Китая.

Действительно, китайцам было бы куда проще сесть за стол переговоров и решить корейский вопрос по американскому варианту. Однако КНДР, несмотря даже на полную экономическую зависимость от Пекина, стала вести себя более независимой от китайской администрации. И об этом открыто заявил Ван И: «Китай не является стороной, которая может самостоятельно решить этот вопрос [деэскалации]… В нынешних обстоятельствах Китай готов взаимодействовать со всеми сторонами и внести новый вклад в решение ядерного вопроса на полуострове».

"Рука помощи" из Москвы

В настоящий момент режим в Северной Корее всё больше смотрит в сторону Кремля. А там свои планы на Корейский полуостров.

В средине прошлого года Совет Безопасности ООН принял две резолюции, касающиеся ужесточения санкций против Северной Кореи. Главным образом речь идёт о существенных ограничениях на закупку странами – членами Организации угля (антрацита) в КНДР; ведь лишь за счёт продажи этого товара режим КНДР может выжить.

Китайское руководство долгое время не выполняло решение Совбеза - если быть точнее, то до февраля 2017 года. Однако, после давления оказала новой американской администрации Пекин был вынужден до конца текущего года полностью отказаться от приобретения северокорейского угля. 11 марта 2017 года все грузовые суда КНДР были возвращены домой, в порт Нампхо. Казалось бы, экономика Северной Кореи должна была рухнуть в считанные дни, однако этого не случилось. Почему же?

России удалось (не без помощи Китая) включить в обе резолюции Совбеза ООН пункт 26, в котором говорится, что «поставкам угля, происхождение которого за пределами КНДР закупающее государство подтверждает на основе заслуживающей доверия информации и транспортировка которого осуществлялась через КНДР исключительно в целях экспорта из порта Раджин (город Расон), при условии, что соответствующее государство заблаговременно уведомляет Комитет и что такие сделки не связаны с получением доходов для программ КНДР по ядерному оружию и баллистическим ракетам или с другими видами деятельности».

Порт Раджин находится на территории Северной Кореи и является свободной экономической зоной. Примечательно, что в 2010 году Россия получила право использовать один из доков порта на срок в 50 лет. А в 2013 году компания «Российские железные дороги» (РЖД), возглавляемая тогда ещё близким к президенту РФ Владимиром Якуниным, протянула 54-километровую железнодорожную ветку от российского города Хасан (Приморский край) до самого порта. А чтобы не попасть под международные санкции, было создано общее с северокорейской структурой предприятие – «РасонКонТранс», 70% которого принадлежит российской стороне, а 30% - корейской. Известно, что компания взяла северокорейский железнодорожный участок в аренду на срок до 49 лет. В то же время все расчёты в городе Расон производятся в китайских юанях.

Складывается предельно интересная схема: поезда РЖД доставляют на территорию КНДР кокс и коксующийся уголь, который смешивается с северокорейским антрацитом, затем загружается в грузовые корабли в арендованном Россией доке в порте Раджин и отправляется в Китай. При этом проверить на таможне место происхождения угля невозможно.

Также понятно, что какая-то часть кокса и коксующегося угля остаётся и в Северной Корее, что позволяет режиму производить в том числе и военную продукцию.

Поставками угля через порт Раджин занимаются две компании с российским капиталом – «Распадская», принадлежащая группе «Evraz» Романа Абрамовича, и «Мечел», владельцем которой является российский олигарх Игорь Зюзин.

«Мы надеемся, что этот проект будет способствовать миру не только на Корейском полуострове, но будет способствовать развитию доброжелательных, мирных взаимоотношений наших стран и стран во всём мире», - сказал во время открытия железнодорожного сообщения в городе Расон Владимир Якунин. Единственное, чего не объяснил бывший глава РЖД, так это того, что мир на территории Северной Кореи будет не простой, а русский. 

Историческая параллель

До 2014 года Северная Корея использовала ракетные испытания как предисловие к новым переговорам, в первую очередь с США. Каждый раз страна запускала боеголовки, а взамен получала продовольствие. Однако затем ситуация изменилась: каждый раз, обретая ресурсы, официальный Пхеньян увеличивал финансирование ядерной программы, а количество запущенных ракет становилось из года в год всё больше.

Многие страны, такие как США, например, уменьшили поддержку гуманитарных инициатив ООН в Северной Корее, что привело к сокращению поставок продовольствия. Главная причина отнюдь не в усилении военной мощи КНДР, а в том, что режим Ким Чен Ына кормил лишь военных, а гражданское население вынуждено было голодать.

Россию не возмущал подобный принцип в распределении гуманитарной помощи. Каждый раз она оказывалась первой в ряду страной, поставляющей продукты питания. Так, в ноябре 2016 году МЧС РФ направило помощь «населению КНДР, пострадавшему от катастрофического наводнения, вызванного тайфуном "Лайонрок"».

Так, по данным российского ведомства, всего в Северную Корею было отправлено более 170 тонн продуктов питания и 700 тонн дизельного топлива.

В общем, согласно данным Всемирной продовольственной программы ООН, за три года (с 2013 по 2016) Россия смогла стать крупнейшим донором продовольствия для КНДР, обогнав при этом Китай.

Однако правительство Российской Федерации собирается поставлять в КНДР не только товары гуманитарного назначения. В Северную Корею может пойти и вооружение из РФ.

Так, 8 мая 2017 года российская компания «ИнвестСтройТрест» начнет регулярные грузопассажирские перевозки между Россией и Северной Кореей. Планируется, что судно Mangyongbong-92 будет ходить между пристанями во Владивостоке и всё тем же портом Раджин. Ныне авторы японской газеты Sankei Shimbun утверждают, что таким образом Россия «может транспортировать хоть ядерные боеголовки». «России нельзя позволить поддерживать страны, обладающие оружием массового уничтожения и развивать экономическое сотрудничество с ними. Политический курс, который взяла Россия, в корне отличается от курса Японии, США и Южной Кореи, которые предпринимают действия против растущей угрозы в восточной Азии», - пишут в Sankei Shimbun.

Кроме того, не стоит забывать, что Северная Корея пребывает в долговом «рабстве» у Российской Федерации. Известно, что в 2012 году Россия списала КНДР долг в размере $11 млрд. по кредитам, выданным СССР. Интересно, что остаток долга в размере $1 млрд. будет использован по схеме «долг в обмен на помощь».

Какую помощь может оказать России Северная Корея? Ради чего Москва собирается и дальше кормить северокорейских солдат? При чем что сама Россия сейчас стягивает войска к границе с Северной Кореей, разворачивает артиллерийские установки, тренирует войска, приводит в боевую готовность системы ПВО. Это учения? Или подготовка к будущему конфликту?

Не исключено, что так Кремль предпринимает усилия для подготовки в ближайшие годы нового плацдарма и создания чужими руками вооруженного конфликта на полуострове. Так было во время Корейской войны, когда американцы и китайцы были вынуждены вступить в открытое противостояние в войну, спонсируемую СССР. Тогда, с 1950 по 1953 годы, погибло 4,5 миллиона людей. Нынешняя ситуация отличается лишь тем, что КНДР владеет ядерным арсеналом, а, значит, в случае прямого столкновения, количество жертв может быть в разы больше.

Дивиденды от американо-китайского конфликта тогда извлёк лишь Советский Союз. Сейчас, если история повторится, их получит путинская Россия. Поэтому единственный выход из сложившейся ситуации – договорённость между Пекином и Вашингтоном. Без участия России. 

Олександр ДемченкоОлександр Демченко, редактор відділу "Світ"
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram