1. До недавнего времени в Украине существовало две канонические православные церкви - УПЦ (которую называли УПЦ МП, чтобы не путать с отделившимся от неё Киевским патриархатом) и УГКЦ. Если на табличке на храме написано просто - Украинская православная церковь, это значит, что перед вами храм УПЦ МП.Новая единая церковь будет называться Православная церковь в Украине.
2. Ни сами храмы, ни территория, на которой они построены, не принадлежат никакой церкви. Они принадлежат общине и как правило построены за деньги этой общины и поддерживаются её силами (уборка, облагораживание территории, возле некоторых храмов разбиты небольшие парки, детские площадки и так далее).
Именно община будет решать (это предусмотрено в том числе ст.8 Закона о свободе совести), присоединится ли она к новой и единой украинской церкви, и требовать этого от своего настоятеля.
3. Именно прихожане своими пожертвованиями содержат церковь. Патриархия в Москве никак не спонсирует деятельность церквей в Украине. Богатство священников - миф. Да, в Киеве много богатых приходов (а в крупные знаменитые монастыри желающие замолить грехи нередко приносят деньги целыми мешками), и это может отражаться на финансовом положении настоятелей. Но есть и очень небогатые, а в маленьких городах и сёлах служители едва сводят концы с концами. Это, опять-таки, означает, что самое большое влияние на судьбу прихода имеют именно прихожане.
4. Если какая-то группа людей попробует силой изгнать священника УПЦ МП, его обязательно придут защищать прихожане. Они будут драться не за Москву и не за Кирилла, не за религию, не за каноничность и даже не за Христа. Они будут защищать своего священника, который крестил их детей и отпевал их родителей, который причащал их по воскресеньям и святил их паски, вербовые ветви и яблоки, а в некоторых случаях - автомобили и квартиры. Хорошие священники работают психотерапевтом, они не только помолятся за паству, но и поддержат, благословят на трудное дело, помогут советом. Потому в большинстве случаев священник является дорогим и близким человеком для прихожан.
5. Приходы УПЦ МП не передают никаких денег в Москву. Но существует официальный механизм иерархических “поборов” - это закупка свечей, икон и других товаров церковного обихода у принадлежащего РПЦ предприятия “Софрино”, которое расположено в Московской области. По сути, это косвенный налог в пользу Москвы.
6. Возникает много вопросов об имуществе двух крупнейших Лавр - Киево-Печерской и Почаевская.
В Верхней части Киево-Печерской Лавры функционирует национальный заповедник (кстати, вопреки расхожему мнению, именно заповедник берёт деньги за вход в Лавру, вход в монастырь и пещеры находится чуть дальше, и он - бесплатный). Так называемая “Нижняя Лавра” находится в безоплатном пользовании Свято-Успенского монастыря (УПЦ МП), и недавно мы писали о возможных условиях расторжения этого договора.
Почаевская Лавра находится в государственной собственности - входит в состав Кременецко-Почаевского государственного историко-архитектурного заповедника. И никогда не переходила в собственность УПЦ МП, хотя у неё есть право пользования до 2052 года.
7. “Московскими” священники УПЦ МП являются очень условно - большинство их них родилось в Украине, здесь учились в семинарии и здесь же были рукоположены. При этом влияние из Москвы УПЦ, конечно же, было сильным, хотя для рядовых священников - неравномерным. В том время как в одних храмах настоятели призывали, например, голосовать за Януковича, потом - не ходить на Майдан, а потом говорили о “братоубийственности” войны на Востоке, в других священники собирали деньги и продукты для бойцов АТО и вычеркивали поминание патриарха Кирилла из служб (речь по-прежнему об УПЦ МП). В большинстве же храмов политические темы не поднимаются вовсе, как собственно, и должно быть в месте, где люди собираются во имя Христа.
Вполне можно ожидать, что в обозримом будущем многие или даже большинство священников УПЦ МП вместе с прихожанами перейдут в единую Православную церковь в Украине, и вопрос решится самым логичным и мирным способом.