История вопроса
Экзархат, о котором идет речь, образовался как церковная структура для русской эмиграции и высланной из большивистской России интеллигенции (философский параход) в 1917-20-х годов. Его возглавил архиепископ Волынский Евлогий (Георгиевский). Создание Экзархата как самоуправляемой части РПЦ и статус митрополита Евлогия были подтверждены в 1920 году указом патриарха Тихона. Однако в 1930 году новый глава и будущий «сталинский» патриарх РПЦ митрополит Сергий (Страгородский), который взял курс на колаборацию с советской властью, попытался сместить митрополита Евлогия и взять под контроль эмигрантские приходы. Официальным поводом стало участие митрополита Евлогия в «молитве о страждущей Русской церкви» в Лондоне по приглашению главы Англиканской церкви архиепископа Кентерберийского. В результате эмигранские приходы РПЦ, оставшиеся верными митрополиту Евлогию, вместе с ним перешли в юрисдикцию Константинопольского патриархата.
Затем было несколько попыток вернуть (или вернуться) как структуры в целом, так и отдельных приходов и групп людей в Московский патриархат.
Например, в 1944-1945 году в юрисдикцию МП вернулся сам митрополит Евлогий. Однако в этом случае духовенство и паства его не поддержали и остались в Константинопольском патриархате.
Затем, в 1965 году Константинопольский патриарх Афинагор попытался упразднить Экзархат и передать приходы Московскому патриархату. Однако епархиальное собрание не приняло этого решения и провозгласило себя Автономной церковью Франции и Западной Европы с последующей целью создать автокефальную Французскую православную церковь.
В итоге в 1971 году была восстановлена юрисдикция Константинопольского патриархата и приходы экзархата были преобразованы в Русскую православную архиепископию Западной Европы. Именно этой архиепископии в 1999 году нынешний Константинопольский патриарх Варфоломей выдал Томос и подтвердил ее статус Экзархата. Ну, а теперь, по причинам, которые вероятно будут названы завтра во время официального оглашения решения, этот статус был упразднен или реорганизован.
На сайте Архиепископии уже появилась информация о том, что они не были инициаторами этого решения и что этот вопрос, после получения официального решения из Константинополя, будет рассмотрен на заседании Совета Архиепископии в Париже.
Кто эти люди?
На самом деле очень важно знать, что Архиепископия русских приходов Константинопольского патриархата интересна не только генезисом своих названий, статусов и юрисдикций, а тем, что именно в ней в качестве епископов, священников и мирян находились, трудились, учились и воспитывались наиболее известные и яркие православные богословы и философы ХХ века.
Среди них уроженец Обухова и воспитанник Киевского университета русский философ Николай Бердяев, философ и богослов прот. Сергий Булгаков, последний обер-прокурор Священного Синода РПЦ и историк Церкви Антон Карташев, философ Георгий Флоровский, всемирноизвестные богословы епископ Кассиан (Безобразов), о. Киприан Керн, о. Николай Афанасьев, о. Иоанн Мейендорф и многие другие. Я лишь еще хотел бы вспомнить о. Василия Зеньковского. Все знают его 4-томную «Историю русской философии». Немногие знают, что он был министром исповеданий в правительстве гетьмана Павла Скоропадского. А еще меньше знают, что будущий митрополит Украинской автокефальной православной церкви Василий Липкивский еще в 1918 году предлагал тогда еще мирянину Василию Зеньковскому стать митрополитом Киевским. На что тот ответил: «Я хотел и хочу остаться «церковным интеллигентом», работать на ниве церковного просвещения, утверждать самый тип - еще редкий - сочетания научной работы и преданности Церкви».
Именно эти люди в условиях эмиграции создавали новые формы церковной жизни, религиозного образования и межхристианского общения. Наиболее известные из них:
- Свято-Сергиевский православный богословский институт в Париже (1925), который воспитал целое поколение православных богословов во главе с о. Александром Шмеманом;
- самое известное эмигрантское русскоязычное издательство христианской литературы YMCA-Press (1921), книги которого были первыми на изголодавшемся от атеизма пост-советском пространстве;
- православные молодежные движения для детей и молодежи эмиграции РСХД (1923), а затем и всеправославный Синдесмос.
Эти люди начинали то, что сейчас называется экуменическим движением, создавая в 1928 г. Содружество святого Албания и святого Сергия в Великобритании и Франции и обосновывая необходимость межхристианского диалога. Наверное, еще нужно вспомнить мать Марию (Скобцову) и о. Димитрия Клепинина, которые во время Холокоста спасали евреев, за что были убиты в концлагере, а недавно канонизированы Константинопольским патриархатом.
А еще эти общины продолжали жить в соответствии с принципами соборности и участия не только епископов, но и духовенства и мирян в жизни церкви и принятия решений, которые были заложены Собором РПЦ 1917-1918 гг, о которых Московский патриархат, восстановленный Сталиным под контролем НКВД-КГБ-ФСБ, предпочитает не вспоминать до сих пор.
При чем здесь Московский патриархат?
На самом деле, история попыток вернуть русских Европы в Московский патриархат не прекращаются до сегодняшнего дня. После попыток советского православия 1930, 1944 и 1965, это дело было продолжено в начале 2000-х структурами Отдела внешних церковных сношений МП под началом будущего патриарха Кирилла (Гундяева). Здесь было много «интересных» схем, начиная от судебных процессов, коррупционных схем и силовых захватов храмов, заканчивая «каруселями» прихожан, когда на собрания общин приезжал автобус со специально подготовленными людьми, и в результате община меняла свою юрисдикцию. Велась работа и со священниками, и с общинами. Наиболее шумной в последние годы была история вокруг храма в Ницце, а самое свежее событие - это переход в конце октября части общины православного храма во Флоренции в юрисдикцию РПЦЗ (Русской православной церкви заграницей), которая в 2006 году под личным патронатом ВВПутина воссоединилась с Московским патриархатом.
Поэтому, существует предположение, что решение Константинополя о смене статуса своих «русских» приходов продиктовано желанием защитить их от Московского патриархата.
Кстати, во Франции приходы Русской Архиепископии Константинопольского патриархата являются самой большой православной юрисдикцией (43 прихода). Следующие по количеству - греческие приходы Константинопольского патриархата (38 приходов). Сюда следует еще добавить 3 прихода Украинской епархии Западной Европы, которые находятся под юрисдикцией УПЦ в США Константинопольского патриархата. Всего более 80-ти приходов Константинопольского патриархата только во Франции. У Московского же патриархата во Франции 20 приходов, но зато в самом центре Парижа в нескольких сотнях метров от Эйфелевой башни на территории Посольства РФ построен Кафедральный собор с золотыми куполами в московском стиле и открыт Русский духовно-культурный центр, которые в 2016 году освятил патриарх Кирилл, а в 2017 лично посетил президент Путин.
Какое это отношение имеет к Украине и автокефалии нашей Церкви?
Скорее всего никакого. Но это повод вспомнить о провозглашении независимости украинского государства и автокефалии украинской церкви в начале ХХ века и их ликвидации большивиками при помощи военной силы и репрессий. А еще это повод вспомнить о еще живой традиции несоветского русского православия немосковского патриархата. А также повод вспомнить уже отшедших ко Господу и поддержать наших друзей и православных знакомых «русских» французов - искренних и надежных друзей Украины, среди которых, например, организаторы семинара «Правда, справедливость и примирение между Россией, Украиной и Европейским Союзом», первые сессии которого были проведены в этом году в Париже и Киеве.