До захвата диверсантами родной Горловки 37-летний Владимир Веселкин занимался бизнесом, общественной и политической деятельностью. В июне 2013 года на внеочередных выборах, проводимых из-за преждевременной смерти поселкового головы, его избрали головой пос. Зайцево, территориально входящего в состав Горловки.
Когда начались пророссийские митинги и захваты админзданий, Владимир с группой единомышленников пытался противостоять сепаратистам, но после зверского убийства местного депутата Владимира Рыбака вместе с семьей выехал из города. Успел вывезти часть оборудования, и под Киевом вместе с партнером начал все сначала, открыв небольшую хлебопекарню.
– Теперь мы здесь работаем. В чужом, арендованном. Как 16 лет назад мы начинали, так и сейчас начинаем. Одну хлебопечь успели вывезти. Но она довольно мощная. В Горловке осталось четыре таких хлебопечи и одна туннельная, – поясняет он.
В родном городе предприятие, созданное им 16 лет назад, захватили в августе прошлого года. Одним из первых посмотреть на отжатое имущество приезжал председатель «парламента» вымышленной Новороссии Олег Царев.
«ДНРовский хлеб все едят с удовольствием. Вот нас всего два депутата в городе. Вот мы здесь с ним вдвоем и воюем. Как можем, так и воюем», – представлял так называемый «депутат ДНР» Валерий Отченко себя и своего напарника во всей красе перед гастролером-Царевым.
«Настоящие депутаты вместе с народом. Народ воюет и депутаты воюют», – вторил им вслед «новоросс».
В дальнейшем они устроили показательные акции, демонстрируя как заботливые депутаты ДНР кормят обездоленных горловских стариков. За Отченко ездило местное телевидение, снимая его каждый шаг и записывая каждое слово.
Во время телеэфиров он особо не скрывал, что работает на отжатом предприятии и пользуется остатками продуктов, закупленных истинным владельцем.
Веселкин в это время находился уже в Киевской области.
– Когда произошел захват, мне потом в Интернете скинули ссылку на видео, где уже приехал Олег Царев, где они уже возрождали народное хозяйство, и мое предприятие стало народным в их понимании, – рассказывает Владимир.
Беда пришла не одна. В квартиру, где жил предприниматель с супругой и тремя детьми, въехали россияне. А на территорию принадлежащей ему оптовой базы прилетел снаряд, разворотив все вокруг.
Завод по производству шлакоблока и тротуарной плитки стал базой для боевиков «ДНР». Сейчас он стоит пустым и полностью разграбленным.
– Завод «Арго» полностью вырезали на металл. Даже кабеля повырывали из земли. Они его уничтожили просто. Плитка была до потолка новая, разрешили людям приходить, сбивать ее, пластиковые окна все сняли, – импульсивно добавляет Веселкин.
После открытия пекарни, Владимир ушел на фронт добровольцем, оставив бизнес на партнера. Записался в батальон «Артемовск» в надежде на что, будет дан приказ об освобождении родной Горловки. Даже был на подступах к своему городу – вывешивал украинский флаг в поселке Зайцево.
За этот поступок в родном городе боевики объявили вознаграждение за голову Веселкина в размере 200 тысяч гривен.
После года службы он вернулся в Киев и решил собрать досье на преступников, посягнувших на его имущество. Это данные для дальнейшего трибунала.
Одним из первых позвонил так называемому «депутату ДНР» Валерию Отченко. В разговоре бизнесмен намекнул, что раньше по предпринимательской деятельности сталкивался с Захарченко и знает, что Отченко прикарманивает деньги с его хлебопекарни.
После этих слов «депутат ДНР» разошелся не на шутку и начал угрожать, что с помощью главаря горловской группировки Игоря Безлера (Беса) и еще одного депутата «ДНР», местного бизнесмена Юрия Крикуленко (Беня) найдет 200 тысяч гривен для поимки Веселкина. Собственно, вся беседа была записана и выложена в Интернет. После публикации разговора с Отченко его участь была предрешена. Депутата «ДНР» убили свои же подельники, а тело выкинули на свалку.
Недавно это подтвердила и пресс-секретарь горловского Беса Алена Романова, находившаяся тогда в городе и написавшая у себя на странице ВКонтакте: «16 января 2015 года по просьбе горловских командиров меня попросили опубликовать в группе объявление о похищении Отченко, сообщив о том, что 15 января за Отченко приехал Болик и Борода. Они вывезли его в неизвестном направлении и больше сам Отченко на звонки ребят не отвечал и на связь не выходил».
– Я выставил запись на всеобщее обсуждение. Посчитали они так поступить со своим товарищем боевым, это их право. Это их товарищ, это их республика, это их законы такие. Валера был активным боевиком, но его боевая деятельность закончилась на захвате заводов, хлебных конкретно. Идти на передовую с криками: «Ура, за Родину, за Сталина или за Путина!» не было у Валеры желания, – считает Веселкин.
Бизнесмен продолжил выводить на «чистую воду» подельников Отченко:
– Я решил просто собрать доказательную базу. При нормальном исходе в нашу сторону будет полностью доказательная база как минимум на 12 лет каждому из тех, кто принимал участие в захвате чужого имущества плюс финансирование и спонсирование терроризма.
Татьяну Белоусову – нового директора «отжатой» пекарни, Владимир нашел в социальных сетях. С помощью телефона и небольшой хитрости узнал всю информацию о работе хлебопекарни:
– Представился работником прокуратуры ДНР, который ведет расследование исчезновения или убийства депутата ДНР Валерия Отченко, потребовал у нее документы. Ментальность у людей действительно рабская. Я на нее чуть-чуть накричал, сказал, не вздумайте перечить моей воле, и она сразу скинула все документы. Попробуйте нормального предпринимателя заставить по телефону скинуть кому-то документы.
Сидя за своим рабочим столом, Владимир дает мне послушать свои телефонные беседы с директрисой-самозванкой. Это происходило уже после известий об исчезновении ее покровителя Валерий Отченко.
«Так, Татьяна, я так понимаю, у нас город Горловка. Белоусова, да. Татьяна, меня зовут Константин Александрович. Фамилия Басурин. Я старший следователь Республиканской прокуратуры, экономический отдел», – вот с этих слов начиналось его расследование.
Он показывает присланные ему документы. Вот сумма налогов, которую они заплатили за весь период. Судя по квитанции, одна тысяча гривен. Вот совместное фото коллектива. А вот благодарственное письмо от боевиков, которых бесплатно снабжали хлебом.
– Это уже чистый терроризм. Письмо от третьей бригады воинской части…, выражают благодарность за бесперебойную работу и безвозмездное обеспечение хлебом. Приятно осознавать, что у нас есть такие сторонники, а по-нашему – пособники, – улыбается он.
Владимир признается: предприятие не обанкротилось, потому что захватчики ни за что не платят.
– За свет и газ они вообще не платят. Платеж у меня за свет в последние месяцы был стабильно 110-120 тысяч гривен. За газ – 25 тысяч. В целом 170 тысяч. А они вообще ничего не платят. Вообще ничего, – разводит он руками.
В моем присутствии Веселкин решает раскрыть все карты и поговорить с самозваным директором уже не как сотрудник прокуратуры ДНР, а как настоящий владелец.
Самозванка занимает позицию «я не я и хата не моя» и вначале беседы приглашает его приехать в Горловку:
– Хорошо Владимир приезжайте, будем в качестве обвиняемых, а вы в качестве хозяина. Никто ничего против не имеет, приезжайте.
Затем объявляет, что ничего не захватывала, а работает на простых людей. И в случае чего готова, чтобы по закону «ДНР» рассудили, чья это хлебопекарня.
– Завладение чужим имуществом пусть даже по законам «ДНР» – это не преступление? - спрашивает у женщины Веселкин.
– Нет, не преступление.