ГоловнаСуспільствоОсвіта

Життя після фронту

Уже более чем полгода медики и волонтеры спасают жизни молодых ребят, раненых в АТО. Вывезти из-под огня, доставить в госпиталь, сохранить руку-ногу, найти чудо-препарат, волшебника-хирурга, протез или коляску - это задачи №1. После экстренной помощи наступает этап возвращения к мирной жизни, со сложностями которого мы только начинаем знакомиться. А выход из посттравматического состояния и решение “я буду жить дальше” - это часто не менее сложная часть спасения бойца, чем остановка кровопотери.

Фото: www.dyvys.in

19 января 2014-го, во время противостояния на улице Грушевского, 18-летний киевлянин Саша Коломиец рефлекторно отбросил прилетевшую от силовиков гранату, взрывом ему оторвало кисть правой руки. Полгода люди всем миром собирали деньги на современный протез, в августе его установили и парень прошел реабилитационное лечение. Родители Саши рассказали LB.ua, что еще до того, как их сыну поставили протез, он уже учился со сокурсниками на равных - выполнял все необходимые задания одной рукой на ноутбуке и с помощью программы для архитектурного проектирования AutoCAD. Сейчас, год спустя после Евромайдана, парень продолжает учиться в своем техникуме по специальности инженер-строитель, скоро защита диплома. После окончания техникума Саша хочет работать и продолжить образование по любимой специальности - в Киевском национальном университете строительства и архитектуры.

Представитель благотворительного фонда пожимает Саше Коломийцу руку-протез
Фото: socpartnerstvo.org
Представитель благотворительного фонда пожимает Саше Коломийцу руку-протез

Именно для таких, как Саша Коломиец, и бойцов, получивших серьезные травмы во время военных действий на востоке страны, создана программа “Образование для инвалидов АТО”.

Минобразования предлагает свою помощь желающим получить высшее образование с нуля или сменить специальность, учитывая ограниченные возможности раненого. Учиться можно очно, заочно и дистанционно, на обычных курсах или на подготовительных отделениях, в вузах и техникумах, ПТУ.

Но пока заявки для участия в программе поступили буквально от единиц, в то время как количество раненых в АТО исчисляется тысячами, а инвалидов - сотнями. “Возможно, это связано с тем, что до полного завершения медреабилитации ребята еще не задумываются о будущем, где работать и чем заниматься”, - предполагает координатор программы “Образование для инвалидов АТО” Ирина Ковбаса.

Адвокат Светлана Небесейчук работает как волонтер Центрального киевского госпиталя Минобороны, помогая раненым с оформлением необходимых для мирной жизни документов. Образовательную программу для инвалидов АТО она нашла, когда один ее подопечных завершал медреабилитацию и начал искать для себя новую специальность.

По наблюдениям Светланы, бойцы с большей готовностью воспринимают подобную информацию от волонтеров, психологов. “Когда она исходит от родителей, то иногда включается такой механизм неприятия, желания доказать, что он не беспомощный, сам разберется, - говорит волонтер. - В любом случае, чем более самостоятельным было решение, тем оно будет тверже”.

Фото: Макс Требухов

Для участия в программе МОН уже записался Роман Панченко из Запорожья, ему 20 лет и он инвалид войны 1 группы. Для Романа, который с 2013 года служил в армии по контракту, война началась уже 1 марта прошлого года - их часть дислоцировалась в напряженных регионах Николаевской и Запорожской областей, а летом он получил серьезные ранения во время боев в зоне АТО. Сейчас парень передвигается с помощью коляски, живет в родном Запорожье. До армии он получил профессию сварщика в ПТУ, теперь хочет с помощью госпрограммы поступить на какую-то айти-специальность в запорожском вузе. Роман надеется на содействие государства в поступлении, но понимает, что ЗНО, необходимое для подачи документов, за него министр не сдаст - сейчас он пытается готовиться к тестам по уже хорошо подзабытым школьным предметам.

О важности образования для адаптации бойцов к мирной жизни говорит и директор Института демографии и социальных исследований НАН Украины, профессор Элла Либанова. “Прежде всего, надо попробовать их объединить, чтобы воевавшие могли как-то поддерживать друг друга и после боевых действий. Во-вторых, необходим готовить психологов, чтобы специалисты работали с этими людьми. В-третьих, попытаться тем, у кого нет образования и профессии, конкурентных в мирное время, дать это образование”, - отмечает специалист.

Но настоящая полная социальная реабилитаця воинов - это довольно длинный путь. Психолог, волонтер Кризисной психологической службы Майдана Юлия Клаунинг, работающая с бойцами в киевском госпитале, обращает внимание на то, что важно не перепутать нежелание думать о будущем с самой болезнью. “Одна из составляющих посттравматического синдрома (ПТС) - это личная изоляция. Это происходит внутри болезни человека и это просто нужно пройти”, - объясняет специалист.

состояние ПТС, к сожалению, может быть довольно длительным. Например, по словам Клаунинг, даже у первых пострадавших периода Майдана, которые потеряли руку или ногу, до сих пор еще нет принятия себя как человека без конечности, а ведь прошел уже почти год с момента травмы.

“Но все эти сложные процессы реабилитации раненого обязательно должны произойти своим чередом, нельзя торопить или стремиться исключить какую-то из стадий, - подчеркивает Гелена Лазос, научный сотрудник Института психологии им. Костюка, волонтер Кризисного центра медико-психологический помощи. - А в целом, и временные рамки, и проявления синдрома - вещь очень индивидуальная”.

Эвакуация раненого бойца из Артемовска
Фото: EPA/UPG
Эвакуация раненого бойца из Артемовска

Специалисты-психологи уверены, что госпрограмма доступа инвалидов к образованию или переквалификации - это очень важная составляющая их комплексной реабилитации. “Очень важно, чтобы эти возможности просто существовали, чтобы о них можно было узнать из СМИ, случайно. Тогда через друзей, знакомых, врача или волонтеров, но эта информация до бойца дойдет. А мы должны помнить, что, как бы там ни было, но это люди с более высокой степенью воли и иногда просто достаточно забросить такому зерно, дальше он сам дозреет до планов”, - считает Юлия Клаунинг.

“Многие ребята после АТО не могут переключиться с войны, они хотят дальше делать что-то. Я думаю, что надо доносить до них мысль о том, что да, действительно, война не закончилась, но теперь для них она здесь, и их фронт - это участие в жизни страны. Получив образование, включившись в активную жизнь общества, они могут сделать и тут очень многое”, - подчеркивает волонтер Светлана Небесейчук.

Светлана вспоминает, как один из ее подопечных по госпиталю, инвалид на коляске, звонил к себе на работу (до АТО он преподавал в училище) с новостью, что скоро возвращается на свое рабочее место. Дальше такой диалог, рассказывает волонтер:

- Так а кем же ты будешь у нас работать?

- Ну не знаю, например директором…

- Как? Так это же я?!

“В общем, Саша и вернулся на свое старое место, и пандус для него построили, и я уверена, что с таким настроем он станет еще и директором, и депутатом”, - не скрывает радости Светлана.

Саша из 34 БТО Кировограда в прекрасном настроении. Фото сделано в Киевском военном госпитале в октябре 2014 г. во время
президентских выборов
Фото: Макс Требухов
Саша из 34 БТО Кировограда в прекрасном настроении. Фото сделано в Киевском военном госпитале в октябре 2014 г. во время президентских выборов

Позитивных примеров пока не очень много, но они есть и благодаря образовательной программе их может стать больше.

“Сейчас идет собственно этап распространения информации и сбор данных - мы сделали листовки, передаем их волонтерам госпиталей Украины. - рассказала LB.ua координатор программы Ирина Ковбаса. - На данном этапе министерству важно собрать информацию и понять, сколько и каких желающих среди инвалидов хочет поступить в вузы в следующем учебном году”.

Желающим нужно связаться с оргцентром - отослать свои данные: ФИО, место проживания, контакты (телефон и электронный адрес), информацию о первом образовании и пожеланиях относительно специальности. “При рассмотрении заявки бойца предлагаются все возможности - и обучение на стационаре, и короткие интенсивные курсы квалификации, и профтехобразование. Будет также учитываться доступность места обучения для инвалидов на коляске, возможность переехать в определенный нужный вуз в другом городе”, - говорит Ирина и подчеркивает, что подать заявку на участие в программе могут и те бойцы, которые еще не получил официальных документов об инвалидности.

Леся ПадалкаЛеся Падалка, журналістка
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram