Согласитесь, мудро и современно. И язык изложения мыслей много проще и яснее, нежели у Гегеля с Фейербахом или у Маркса с Энгельсом. А вот знаменитые слова Аристотеля о трагическом катарсисе, связанные с понятиями страха и страдания, от которых должен очиститься зритель в античном театре, переживая судьбу героя, прямо вызвали у меня вполне современную ассоциацию.
Представьте себе: с риторическим театром талантливейшего режиссера-провокатора господина Шустера! Совершенно серьезно, без иронии. Спектакли, которые ставит в пятничные вечера Савик Шустер, действительно значительное событие нашей театральной жизни. Катарсис театра Шустера сродни тому, о котором говорил Аристотель. Он, Шустер – не «кукловод», не вершитель судеб Борис Березовский. Он не ведет к власти, не формирует положительный имидж. У него иная цель: раздеть, обнажить. Не накладывая грим, просто-напросто показать нам: «Смотрите, это – хозяева вашей жизни! Мелкие, залгавшиеся, самовлюбленные! Завтра вы опять выберете их себе во власть?» И мы – выбираем. Такие вот мы, греческий хор в спектакле «Украина».
Разумеется, в театре Шустера есть протагонист. Главный, вокруг которого идет действие, произносятся слова. Это сам Савик Шустер, великолепный режиссер, умеющий тактично и умно создавать видимость своего неучастия в спектакле. Его актеры, в основной своей жизни жесткие, властные люди, в присутствии Шустера хотят казаться умными, мягкими и, разумеется, честными. Они заискивают, они просят, они стараются быть убедительными. Они знают (или - догадываются), что задача ритора – искусство убедительно говорить на основе методов внелогических доказательств. «Сила речи заключается более в стиле, чем в мыслях» - давным-давно заметил Аристотель. Аристотель определяет риторику как искусство убеждения, которое использует возможное и вероятное в тех случаях, когда реальная достоверность оказывается недостаточной. О, это как раз те случаи, которые составляют предмет дискуссий в театре Шустера! Где непрофессиональные актеры, они же – профессиональные политики, пытаются нехирургическими методами украсить собственную «морду лица». С единственной целью – понравиться нам, глубоко презираемым ими же рядовым украинцам.
Режиссер Шустер старается снять с себя маску протагониста. Он надевает ее другим. Временным протагонистам, так сказать. Удивительным нашим согражданам, стремящимся убедить нас в том, что Солнце – холодное, а Луна – горячая. Нестор Шуфрич, на мой взгляд, самый занимательный из них. Он, современный ритор, настойчиво, убедительно говорит, основываясь на методах внелогических доказательств. Обращаясь как бы исключительно к всемогущему Демиургу (Шустеру), часто повторяя свой самый убедительный аргумент «Так, Савик», он легко укладывает в сознание молчаливого греческого хора слова, подкрепляя их осанкой физически сильного человека, движениями глаз, мимикой и едва заметными движениями рук. В меру страстный, уверенно лгущий, пренебрегающий фактами, он демонстративно, не останавливаясь, переходит с языка на язык… Настоящий протагонист! Но – не по Аристотелю, поскольку не может добиться очищения, катарсиса у зрителей, ибо не знает он, ритор Шуфрич, ни страха, ни сострадания.
Все напрасно. Не действует на греческий хор в зале такая риторика. И не будет действовать. Ибо все мы двуязыкие, ибо все мы понимаем истинный смысл «цветов зла» и «цветов лжи»
И страна наша уже достаточно давно не «корабль дураков» (так назвал свою книгу Себастьян Брант в 1494 году). Поэтому и скверно оценивает присутствующий в зале греческий хор уверенного в себе красавца ритора. Низкий рейтинг Нестора Ивановича на табло – жесткий ответ его красноречию, его усилиям нравиться глубоко презираемой «толпе».
Театр Савика Шустера продолжится. Обязательно продолжится. Не волнуйтесь, дамы и господа. И там опять будет Нестор Шуфрич. Впрочем, может быть великий Демиург Шустер назначит иного протагониста. Желающих, как мы видим, среди наших политиков масса.