Правда, если заняться расчетами, оказывается, что 1,5 миллиарда – не так уж много. Делим на 2,5 миллиона (оздоравливаемых детей) и получаем около 650 гривен на одного ребенка. Эти деньги распределяются на 14, 18 или 21 день отдыха. Даже при минимальной двухнедельной смене получается, что оздоровить школьников нужно за 45 гривен в сутки на человека. На эту сумму ребенка 2-3 раза в день покормить (в меню обязательно должны быть фрукты, а черешня в Киеве нынче по 25 грн за килограмм), развлечь и, если повезет, – сводить на экскурсию. Задача не из простых, правда?
Именно потому более половины оздоравливаемых за государственный счет школьников - 1 миллион 702 тысячи – отдыхают в пришкольных лагерях, а не поехали на море или в горы, как представляется обычным, не государственным мужам оздоровление.
Причем пришкольный лагерь – это чаще всего сидение все в тех же классных комнатах и на спортивной площадке, где школьники проводят 9 месяцев в году. Понятно, что такому «отдыху» дети обычно не рады. Да и учителям по окончании учебного года не слишком хочется играть в пионер-вожатых.
«Абсолютное большинство областей пошли простейшим путем, который не имеет ничего общего с оздоровлением – путем создания школьных лагерей, куда дети приходят ради галочки, - заявил сегодня вице-спикер Николай Томенко. - Такой формальный, для отчетности отдых не имеет никакого отношения к оздоровлению, которого требуют молодые люди». Директоров школ и учителей Томенко назвал заложниками системы, и с ним трудно не согласиться. Да и дети с родителями тоже не в лучшем положении. Поскольку оздоровить ребенка на 45 грн в день непросто (а школьным лагерям перепадают и меньшие суммы, так как 45 – это в среднем на каждого оздоравливаемого), директорам школ приходится искать спонсоров среди родителей школьников.
Учителя сами придумывают, как развлечь детей при минимальных денежных затратах. Даже методички пишут. Вот цитата из подобного текста, реалии пришкольного лагеря описывает учитель Надежда Шевчун: «Очень тяжело рассчитывать на энергию и энтузиазм учителя по окончанию учебного года, когда нервная система истощена и требует отдыха. Воспитанники школьного лагеря тоже по ряду обстоятельств вынуждены оставаться еще на месяц в стенах школы, что, конечно же, не способствует оздоровлению. Особенно это касается школ вроде нашей – расположенных посерди асфальта городских улиц, откуда до ближайшего парка или сквера нужно добираться на городском транспорте. А путешествия за пределы города из-за недостатка денег вообще невозможны».
Наверное, многие читатели скажут, что в пришкольном лагере их детям весело и хорошо. Охотно верю. В умении успешно лепить из различных материалов пули нашим педагогам действительно не откажешь. Да и выбора у них нет: не созывать детей в лагерь они не могут. «Покрытие» школьников оздоровлением тщательно контролируют сверху, каждый год от школ требуют все больших количественных показателей.
В результате количество «оздоровленых» школьников ежегодно растет – во всяком случае на бумаге. А робкие просьбы не мучить детей и учителей просто не слышны за бурным обсуждением «успехов в оздоровлении».