ГоловнаСуспільствоЖиття

Записки режиссера. Что делать?..

Недавно мне довелось побывать в сказочном двухнедельном пресс-туре - сначала в Лондоне, а затем в Марракеше (это который в Марокко, в Северной Африке).

Записки режиссера. Что делать?..

Ну, что вам сказать об этих двух городах? Контраст - сногсшибательный! Словами не передать! Скажу лишь, что каждое утро, просыпаясь в пять часов утра от криков марракешских муэдзинов, я, чертыхаясь, повторял про себя слова знаменитого английского писателя и поэта Редьярда Киплинга:

«О, Запад есть Запад, Восток есть Восток, и с мест они не сойдут,

Пока не предстанет Небо с Землей на Страшный Господень суд».

К тому же, в первые секунды после пробуждения, я не сразу мог понять, где я нахожусь - в Лондоне или в Киеве? Или я вообще ещё сплю? И почему это поёт муэдзин? Неужели это в «матери городов Русских» или возле чопорного Биг Бена уже массово собирают некогда христианский народ на утреннюю молитву?.. А куда же подевались все наши батюшки? Где «Христос воскрес» и «Отче наш»? Где крестные ходы и заутрени?.. Кошмар! Вскидываешься - а, что, где!.. Судорожно глядишь по сторонам… вокруг какие-то ковры, арки, витиеватые узоры на потолке… И тут с облегчением понимаешь - нет, ты, слава Богу, не дома, ты сейчас в далёкой чужой мусульманской Африке! И вставать на чужую молитву тебе пока не обязательно!..

«О, Запад есть Запад, Восток есть Восток»...

А что, разве это такой уж невозможный вариант: проснуться однажды в центре Женевы или Берлина под сладкоголосое пение родного муэдзина? Всё возможно, если Европа продолжит постепенно, а может и стремительно, превращаться в «Еврабию», новую, лакомую часть мусульманского мира.

Судите сами. За период с 1990 года численность мусульман на земном шаре увеличилась с 880 млн до 1,5 млрд человек. Ислам превратился в самую быстрорастущую по числу адептов мировую религию. А значит, что сегодня его исповедует уже каждый четвёртый человек живущий на Земле!..

Но, вот, закавыка, только 18 % учеников Аллаха живёт в своих арабских странах. Большинство проживает в Северной Африке, Пакистане, Бангладеш, Индии и в Индонезии, где число приверженцев ислама оценивается в 190 миллионов человек - это самая густонаселённая мусульманами страна в мире. Пока…

Почему пока? Потому что в Европе проживает уже 38 млн мусульман — это около 5 % всего её населения. Даже в демократичной, но весьма осторожной Германии теперь больше последователей ислама, чем во всём ближневосточном Ливане. И в Украине их 787 тыс., примерно 1.7 % всех наших граждан. Но у нас так давно.

Кроме того, в европейских странах ислам уже стал второй по количеству своих приверженцев религией. В вольнолюбивой Голландии число мусульман теперь равно числу представителей всех других религий (кроме христианства) вместе взятых!..

Мечеть в Роттердаме
Фото: EPA/PG
Мечеть в Роттердаме

Интересно, что до пятидесятых годов прошлого столетия в той же Голландии проживал лишь незначительный процент последователей ислама. В 1960 году их было не более 1400 человек. Однако к 1992 году количество оных увеличилось до 484 тысяч, составив 2,3 % от общей численности населения страны. А к 2004 году этот показатель практически удвоился и составил 944 тысячи!

За это время мусульмане построили в 128 городах Голландии 380 мечетей. В одной только столице страны, Амстердаме, их аж - 29!..

Даже в Израиле за последние 20 лет численность мусульман выросла более чем в два раза и к 2030 году может составить 23,3 % израильтян!..

Всё это, конечно, цифры, это я про распространение ислама в мире, а цифры, по обыкновению, конечно, врут, но тенденция явно налицо.

Какие же есть варианты у будущего Европы? Их, как всегда, оказалось не много, всего три: господство мусульман, отказ от мусульман и гармоничная интеграция.

Рассмотрим первый вариант, господство мусульман. Этому явлению активно способствуют несколько основных факторов: вера, демография и чувство наследия.

Вера. Посмотрите, как это сделал я, на пустые скамьи в лондонском соборе Св. Павла, главном храме столицы Великобритании, и на то, что делается в марракешских мечетях и вокруг них в день пятничной молитвы. Как говорится, почувствуйте разницу. Вопросы есть?..

Намаз на Рю де Пуазоньер, Париж
Фото: EPA/UPG
Намаз на Рю де Пуазоньер, Париж

Демография. Ну, и тут говорить не о чем, вы сами всё видите.

И, наконец, чувство наследия. Мы, европейцы, а украинцы в особенности, перестали интересоваться и гордиться своей историей, традициями и обычаями. Такая потеря самоуважения оказывает сильное влияние на мусульман, да и не только: если европейцы не хотят следовать своим обычаям, почему иммигранты должны усваивать их? Логика в этом, согласитесь, безусловно, есть.

Теперь посмотрим второй возможный путь, отказ от мусульман (не знаю, как это покорректнее можно назвать…). Некоторые считают, что, в конце концов, автохтонные, т.е. коренные по происхождению европейцы могут отвергнуть путь ползучей исламизации, раз они пока всё ещё составляют большинство населения континента. Поэтому не надо волноваться, коренные жители Европы в любое время смогут вернуть себе контроль над ситуацией, если придут к выводу, что мусульмане представляют собой угрозу их так высоко ценимому европейскому образу жизни.

Замечательно! Только не представляю, как это можно будет сделать согласованно и радикально, хотя определённые шаги в этом направлении уже предпринимаются, особенно во Франции. Приход к власти правых партий в некоторых других европейских странах тоже подтверждает эту возможность. Но это вариант болезненный и небезопасный. Хотя, думаю, что сегодня другого уже просто не осталось.

В принципе, идеальный результат можно было бы получить лишь в случае, если коренные европейцы и мусульманские иммигранты смогли найти путь к тому, чтобы совместно и гармонично жить, а для этого попробовали создать какое-то новое человеческое объединение. Но если подобная мультикультурность - единственный мирный выход из набирающего обороты конфликта, то выйти на него пока никому, к сожалению, не удалось. Да и вряд ли в ближайшее время удастся.

Поэтому на такой вариант развития событий большинство специалистов смотрит с большим скептицизмом. А американский обозреватель Деннис Прагер так прямо и написал: «Трудно представить себе другой сценарий для будущего Западной Европы, чем её исламизация или возникновение гражданской войны». Вот так…

Грустно всё это. И страшно.. Единственное, что даёт мне хоть слабую, но всё-таки надежду, что нигде, ни в Лондоне, ни в Марракеше, ни в других местах мира, у меня никогда не возникало никаких неразрешимых проблем, ни с белыми, ни с жёлтыми, ни с чёрными людьми. И у них со мной, тоже. И через день я уже не нервничал, что на моё: «Христос воскрес!», кто-нибудь сердито ответит - «Воистину акбар»!..

Ничего, может, как-нибудь, потихоньку договоримся. Бог-то - один. Или как?.. Вот плохо только, что люди разные…

Анатолій БорсюкАнатолій Борсюк, режисер, тележурналіст
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram