ГоловнаСуспільствоЖиття

Найдены останки змей, питавшихся динозаврами

Ученые нашли окаменелости гигантских доисторических змей, основной рацион которых составляли свежевылупившиеся из яиц динозавры, по размерам подходившие в качестве добычи, что говорит о ранее неизвестных фактах в эволюции этих видов рептилий, сообщается в статье исследователей, опубликованной в журнале PloS One.

У доисторической змеи, получившей название Sanajeh indicus, не было такой раздвижной челюсти, которой обладают современные змеи, охотящиеся на крупную добычу, а потому охотиться на молодых динозавров древней рептилии позволяли только ее размеры, составлявшие около 3,5 метра в длину, ограниченная гибкость челюстей и большая, как у ящерицы, пасть.

Возраст змеи Sanajeh indicus, обнаруженной вблизи деревни в штате Гуджарат на западе Индии, - примерно 67 миллионов лет, а наиболее близкими ее родственниками, судя по внешним признакам, являются змеи Австралии, что говорит о наличии сухопутного соединения между двумя континентами в этот геологический период Земли.

Окаменелости змеи были обнаружены еще в 1981 году, когда Дананджай Мохаби из Геологической службы Индии, один из ведущих авторов исследования, наткнулся на окаменелые останки, напоминающие обвившуюся вокруг чего-то большую змею. Последующий анализ, сделанный Мохаби самостоятельно, выявил среди фрагментов костей змеи окаменелости яичной скорлупы и конечностей молодого динозавра. Тем не менее, образец оказался слишком сложным для изучения, а потому дальнейшие работы с ним продолжились только когда к Мохаби в 2004 году присоединился палеонтолог Джефф Уилсон из Мичиганского университета в США.

Согласно результатам анализа кропотливо восстановленного облика змеи и динозавра, а также места, где были обнаружены останки, детеныши динозавров составляли основной рацион этой змеи. Дело в том, что место обнаружения останков содержит в себе множество окаменелых яиц динозавров, которые родители оставляли в неглубоком песке близ ручья без присмотра, лишь немного присыпав породой. Змеи же не обладали достаточными размерами, чтобы употреблять в пищу яйца, а потому дожидались сезона, когда детеныши начинали появляться на свет.

Вид динозавров, к которому относится обнаруженный детеныш - так называемый титанозавр - был одним из самых крупных за всю историю доисторических ящеров и достигал примерно 18 метров в длину во взрослом возрасте, однако начинал свою жизнь будучи менее полуметра в длину. Авторы исследования полагают, что после вылупления динозавр начинал очень быстро набирать вес и прибавлять в размерах, чтобы как можно быстрее достичь габаритов, при которых змеи Sanajeh indicus были бы для него неопасны.

Это противоречит господствовавшим до этого представлениям, согласно которым наиболее крупные динозавры в истории Земли росли медленно и достигали своих размеров только в зрелом возрасте, а продолжительность их жизни составляла 70-80 лет. Обнаруженные окаменелости змеи и детеныша, на которого она охотилась, служат еще одним подтверждением набирающей научный вес гипотезе, согласно которой крупные динозавры жили всего 30-40 лет и начинали быстро расти с первых же дней появления на свет.

«Sanajeh indicus могла проглотить полуметрового детеныша титанозавра только потому, что сама обладала большими размерами - почти 3,5 метра. Это указывает на интересную эволюционную стратегию примитивных змей, которые вынуждены были достигать больших размеров, чтобы охотиться на крупную добычу», - прокомментировал находку один из соавторов статьи, специалист по змеям Джейсон Хэд (Jason Head) из Университета Торонто-Миссиссауга в США.