Госдума России ратифицировала соглашение о присоединении Крыма к РФ и приняла закона о формировании двух новых субъектов в
составе РФ - Крыма и г. Севастополь, 20 марта 2014 г.
Специфика выборов в Госдуму 2016 года
Построение избирательных списков
Особенностью построения партийного списка в России на думских выборах является его разделение на две части: общую (федеральную), где представлены все кандидаты от партии на территории, где проходят выборы. Максимальное количество кандидатов в федеральной части списка – десять (и эти люди гарантированно получат мандаты, если партия преодолела 5%), хотя в большинстве, это три кандидата в списке, что и закрепило за ним название - «федеральная тройка».
Вторая часть списка – местная (региональная). Это значит, что кандидаты после 10 номера в списке разбиваются на региональные группы, в законах РФ о выборах указано минимальное количество таких групп – не менее 35, хотя максимальная планка не установлена. В основном региональные списки возглавляют действующие депутаты Госдумы или же губернаторы областей.
Всего в списках может быть от 200 до 400 кандидатов. Так как порог явки для легитимности результатов не установлен, выборы будут признаны состоявшимися при любом исходе. По сравнению с выборами 2011 года, на этих барьер прохождения в парламент снижен с 7% до 5%, также партиям позволено объединяться в блоки, последнее теоретически давало преимущество внесистемной оппозиции создать демократическую коалицию и увеличить свои шансы на победу.
Также согласно новому закону все кандидаты должны пройти теледебаты. Кроме того, самовыдвиженцам усложнили процедуру регистрации, теперь они должны собрать не 1%, а 3% подписей жителей округа, причем доля брака снижена с 25% до 5%, что дает власти механизм «юридически» снять неугодного кандидата.
Кто идет в парламент?
На этих выборах в Госдуму за мандаты поборются 14 партий, включая четыре парламентские (номера указаны согласно их месту в бюллетене): №1 «Родина», №2 «Коммунисты России», №3 «Российская партия пенсионеров за справедливость», №4 «Единая Россия», №5 Партия «Зеленые», №6 «Гражданская платформа», №7 ЛДПР, №8 ПАРНАС, №9 Партия Роста, №10 «Гражданская сила», №11«Яблоко», №12 КПРФ, №13 «Патриоты России», №14 «Справедливая Россия». Это партии-льготники, те, которым не надо было собирать для участия в выборах 200 тысяч подписей их сторонников по всей стране. Под льготами понимают: наличие партий в парламенте, преодоление 3% на выборах, и наличие представительства партии в региональных Заксобраниях.
Перенос выборов как технология
Изначально выборы планировали провести в декабре 2016, но потом перенесли на сентябрь, объясняя это тем, что в декабре депутаты будут голосовать за бюджет, а это может повлечь конфликт интересов. Хотя, скорее всего, реальной причиной переноса выборов – является желание власти провести эту кампанию с минимумом потраченных ресурсов. Ведь основная часть избирательной кампании попала на мертвый период – лето, и даже если бы внесистемная оппозиция (ПАРНАС, Яблоко) смогла бы привлечь финансирование на агитацию, то КПД такой агитации был бы значительно меньше, чем если бы кампания проходила осенью.
Возможно, переносом выборов объясняется тот факт, что согласно недавним опросам ФОМ (Фонд «Общественное Мнение»), 21% россиян впервые услышали от интервьюеров, что «в сентябре этого года состоятся выборы в Государственную думу».
Выборы в Госдуму 2016 очень важны для партии власти ввиду того, что через два года в России состоятся президентские выборы. И при патерналистской системе власти в РФ, для Путина очень важно иметь стабильное парламентское большинство. Несмотря на заявления экспертов-оптимистов по поводу непоколебимости поддержки ЕдРо (Единой России), последние рейтинги партии власти, согласно опросам Левада-Центр (26-29 августа 2016), демонстрируют падение рейтинга Единой России, что потенциально ставит под вопрос парламентскую монолитность Госдумы. Как результат, при вхождении в парламент несистемных игроков, Кремлю понадобится больше ресурсов для договоренностей с ними.
Псевдовыборы в Крыму
Оккупированную и аннексированную Автономную Республику Крым Россия разделила на четыре одномандатных округа: №19 Симферопольский, №20 Керченский, №21 Евпаторийский и №219 Севастополь.
По этим округам идут 16 мажоритарщиков-кандидатов от действующих парламентских партий, ведь оппозиция пока не открывает свои ячейки в Крыму.
Так называемые региональные списки партий в аннексированном Крыму возглавляют от ЕдРо – «глава» Крыма Сергей Аксенов, также в списке«прокурор Крыма» Наталья Поклонская, «первый вице-премьер Крыма» Михаил Шеремет, «вице-премьер РК» Руслан Бальбек, космонавт Антон Шкаплеров, депутат Государственной Думы Олег Лебедев.
Партию Жириновского в Крыму ведет лидер местной ячейки – Павел Шперов. Из местных также в списке председатель ОО "Русский Крым" Олег Климчук и депутат Феодосийского горсовета Николай Волков.
По той же схеме пошли и справедливороссы, доверив кампанию местному «лидеру крымского отделения» Михаилу Брячаку.
Список Компартии Зюганова возглавил адмирал, бывший командующий Черноморским флотом Владимир Комоедов.
Так называемые “выборы” в Крыму отказались мониторить не только европейские международные организации, такие как Миссия наблюдателей из БДИПЧ (Бюро по демократическим институтам и правам человека), действующая при Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). 16 августа 2016 года группа от исполкома СНГ, которую возглавляет бывший вице-премьер Белоруссии Владимир Гаркун, также отказалась ехать в оккупированный полуостров.
В Министерстве по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Украины призывают крымчан не голосовать на выборах в Крыму,так как они являются нелегитимными, отметив, что организаторы понесут уголовную ответственность.
Кстати, несмотря на то, что российские партии открыли свои представительства в Крыму, некоторые из них, в частности Единая Россия, активно используют на полуострове партийные запасы украинской Партии Регионов. Как результат, во время избирательной кампании, ЕдРо использовала агитационную продукцию Партии Регионов, лишь заменив на ней логотип на свой.
Если говорить о партийных электоральных предпочтениях крымчан, то скорее всего, те, кто поддерживает российских оккупантов, будут голосовать за партии, чьих лидеров они знают, то есть ЕР, ЛДПР и КПРФ.
Технологии на выборах в Госдуму 2016
Праймериз
Во время избирательной кампании четыре партии прибегли к такой технологии предварительного голосования как праймериз, чтобы сформировать с помощью «народного голоса» федеральный список. Это: Единая Россия, ПАРНАС, Альянс Зеленых и Партия Роста. Кстати, только партия власти и раньше использовала эту технологию, в отличие от трех других, для которых это было впервые. Примечательно, что на праймериз ЕдРо проголосовало 10% избирателей от общего количества. Таким образом, с помощью праймериз партия власти продемонстрировала эффект транспарентности в формировании списков, заработав себе электоральные бонусы.
Раскол ПАРНАСА
Через полгода после убийства видного оппозиционера Бориса Немцова, сооснователя «Республиканской партии России — Партии народной свободы» (позже - ПАРНАС), летом 2015 года на базе ПАРНАСа было объявлено о создании широкой демократической коалиции в составе: "Партия прогресса" Алексея Навального, "Демократический выбор" Владимира Милова, "Партия 5 декабря" и "Либертарианская партия России". Демкоалиция договорилась о формировании общего списка на выборы в Госдуму.
В феврале 2016 года Демократическая коалиция ПАРНАС утверждает Правила проведения праймериз, кандидаты готовятся, но 1 апреля 2016 года на федеральном канале НТВ выходит документальный фильм-расследование о лидере ПАРНАСа Михаиле Касьянове, с анонсом «Почему бывший премьер лоббирует антироссийские санкции? Откуда у лидеров оппозиции недвижимость за рубежом? Кто платит за это и как они дерутся за деньги и власть? Скандалы и интриги внутри Демкоалиции».
Это стало основной причиной, почему дальше Демкоалицию покидает Навальный и Милов вместе со своими партиями – «Партия прогресса» и «Демократический выбор», а заместитель ПАРНАСа Илья Яшин снимает свою кандидатуру с праймериз, не смирившись с тем, что Демкоалицию возглавляет Касьянов, чей рейтинг сильно пострадал после фильма-компромата.
Еще одним разрушающим фактором для ПАРНАСа, который повлечет на выборах потерю электоральной поддержки, стала утечка базы данных избирателей на праймериз, когда вместо результатов, какой политик от ПАРНАСа победил на праймериз, на сайте партии появился документ с персональными данными избирателей и их электоральными предпочтениями. Партия назвала это сначала «ошибкой админа», потом «происками ФБС», но в конечном результате, это стало технологией, которая негативно повлияла на рейтинг ПАРНАСа, представив оппозицию для избирателя как «невыгодную альтернативу» власти.
Метод "размывания протестных голосов"
Такой метод используется властью в Москве, где высокий уровень протестных настроений, судя по мэрской кампании 2013 года, когда оппозиционер Алексей Навальный набрал 27,4%. Примером применения этого метода является кампания против депутата Госдумы Дмитрия Гудкова, который баллотируется по Тушинскому одномандатному округу в Москве. Против него ЕдРо выставила санитарного врача и помощника Дмитрия Медведева – Геннадия Онищенко. Чтобы оттянуть «протестные голоса» от Гудкова, по этому округу власть поставила кадидатов-спойлеров, похожих на Гудкова – «активных и молодых»: основателя проекта Пробок.нет Александра Шумского, блогера Эдуарда Багирова, молодого юриста от Справедливой России Илью Свиридова.
Цензура
Примером цензурирования властями внесистемной оппозиции является временная блокировка Роскомнадзором сайта «Открытая Россия» Михаила Ходорковского из-за размещения на нем материалов, призывающих к бойкоту выборов. Роскомнадзор расценил это как экстремизм, подрывающий основы конституционного строя РФ.
Провокации к «экстремизму»
Такая технология была недавно использована против известного российского историка, интеллектуала Андрея Зубова, профессора МГИМО, которого уволили из-за статьи, где он раскритиковал позицию России в отношении Украины. Сегодня Зубов баллотируется от ПАРНАСа по Центральному округу Москвы, по которому социологи пророчат победу единороссу Николаю Гончару. Недавно на дебатах на телеканале «Москва-24» ведущая задала Зубову явно «провокационный вопрос» о Крыме. Сейчас, как известно, непризнание в РФ «присоединения Крыма» карается уголовной ответственностью как призыв к экстремизму. Возможно, позже с помощью этих заявлений власть снимет с выборов Зубова за отрицания «присоединения».
ЯшинLEAKS
30 августа 2016 года в разгар избирательной кампании заместитель председателя ПАРНАСа Илья Яшин презентовал независимый экспертный доклад "Партия "Криминальная Россия", разоблачающий Единую Россию, как систему, которая «стала социальным лифтом для криминальных сообществ», тиражом 20 000. Также доклад представлен в электронной версии. Доклад состоит из пяти глав: «Организованная преступность», «Коррупционеры», «Взяточники», «Мошенники», «Убийцы», которых всех объединяет одна партия – Единая Россия.
Яшин подробно анализирует бандитские и криминальные группировки, поддерживающие ЕдРо, и для избирателя демократических стран подобное расследование имело бы эффект Wikileaks на уровне страны, очевидно повлияв на распределение голосов избирателей. Заставит ли Яшинleaks засомневаться избирателей Единой России, покажет 18 сентября, но судя по незначительному резонансу доклада в СМИ и ТВ, вряд ли о нем услышат 5% избирателей, которые могли бы обеспечить ПАРНАСу представительство в Госдуме.
Особенности агитационной кампании на парламентских выборах 2016
Агитационная кампания в СМИ началась 20 августа и продлится до 16 сентября – дня тишины. Согласно избирательному законодательству России, агитационный материал в СМИ должен быть помечен как таковой, иначе средствам информации грозит штраф.
Слоганы партий на выборах
Указанные слоганы в основном превалируют в программах, на плакатах, и почти не встречаются в видео-рекламе, что анализируется здесь отдельно. Следует отметить, что слоганы многих партий не отличаются креативностью или оригинальностью. Три партии: ЛДПР, ПАРНАС, Яблоко используют в слоганах слово «свобода». Партия пенсионеров использует свое полное название вместо конкретного слогана. Две партии: СР и КПРФ используют слово «социализм», что для коммунистов свидетельствует о размытии идеологии.
Слоганы 14 партий: "Родина - национальный фронт"; "Коммунисты России - десять сталинских ударов по капитализму и американскому империализму"; "Российская партия пенсионеров за справедливость"; "Единая Россия - сильная Россия"; "Зеленые - природе нужен твой голос"; "Гражданская Платформа - правая партия"; "ЛДПР - Свобода, закон, порядок!"; "Парнас - Партия народной свободы"; "Партия роста - рост будет"; "Гражданская сила - Сила России в Гражданской СИЛЕ!"; "Яблоко - Свобода, уважение, ответственность"; "КПРФ - Россия, труд, народовластие, социализм!"; "Патриоты России - Патриотизм выше политики"; "Справедливая Россия - НАШ ВЫБОР - НОВЫЙ СОЦИАЛИЗМ!".
Агитация власти
Ужесточение правил для СМИ
Несмотря на строгое размежевание агитационного и неагитационного материала, Единая Россия пытается подать материалы агитации, как обычные публикации в СМИ. Например, "в Ломоносовском избирательном округе (Ленинградская область) везде висят плакаты кандидата Дмитрия Морозова, известного детского хирурга. И местные СМИ постоянно берут у него интервью в статусе врача". Очевидно, что это является примером агитации, но так как о Морозове пишут именно как о враче, а не кандидате, публикации соответственно не оплачиваются с избирательного фонда и не считаются агитационным материалом, выполняя в то же время функцию такового.
Та же дилемма с агитационным материалом возникает, если в статье говорится о последствиях избрания или неизбрания того или другого кандидата. По мнению медиаюриста Федора Кравченко, если в тексте статьи есть фраза: "Если победят коммунисты, это будет катастрофа для образования", это может считаться агитацией. Что снова грозит СМИ штрафами. Как результат, многие оппозиционные кандидаты отказываются от интервью, что бы потом оно не было расценено как незаконная агитация.
«Безликий Путин»
Особенностью этой кампании стал запрет на использование лиц, не имеющих непосредственного отношения к выборам, в частности, Путина, Сталина и т.п. Но партия власти нашла способ обойти закон – использовав цитаты Путина в своих агитационных материалах таких, как: «Точкой сборки страны стала «Единая Россия»; «Всегда и во всем действовать в интересах людей»; «Самое главное для нас — это люди»; «Мы все нуждаемся в успехах малого бизнеса: и сам малый бизнес нуждается в них, и страна нуждается».
Примечательно, что в агитационной кампании ЕдРо напрочь отсутствует любой посыл к формальному лидеру партии – Дмитрию Медведеву.
«Кубы власти»
В Центральном округе Москвы, фаворит гонки – кандидат от Единой России Николай Гончар активно использует так называемые «кубы Навального», и несмотря на сложнодоступность текста на этой конструкции, главным образом, апеллирует к сбережению исторических достопримечательностей, отчитываясь за проделанную работу в сфере благоустройства («добился реконструкции бассейна в Тверском районе»; «по желанию жителей выступил одним из инициаторов восстановления заброшенного Калачевского сквера»).
Телереклама
Самый эффективный способ агитации в России, где телевизор каждый день смотрят около 61% населения страны, но такую агитацию могут себе позволить только партии с бюджетом – парламентские, плюс Яблоко, которая преодолела 3% на прошлых выборах и получила госфинансирование. Но судя по рекламе Яблока на ТВ, они не тратились на продакшн видео: кандидаты вместе с лидером партии Григорием Явлинским просто сняты на белом фоне, каждый из которых озвучивает причину, почему Яблоко идет на выборы, главный аргумент: «Мы идем на выборы, чтобы поменять политику и власть».
Несмотря на запрет использования в агитации лиц не имеющих отношения к выборам, на Первом канале транслируется ролик Единой России с лозунгом – «Голосуй за партию Президента». Кроме того, единороссы в видео-рекламе апеллируют к теме оборонно-промышленного комплекса, а также теме патриотизма, о котором говорит Путин, чей голос использован в агитационных роликах ЕдРо.
Телефонная агитация
Такую агитацию использует Единая Россия, обзванивая избирателей, и агитируя их поддержать партию президента. Операторы колл-центра единороссов апеллируют к госдолгу граждан, приводя аргумент «поддержка страны = поддержка Единой России». Пример: «Очень важно поддерживать Россию. Вы согласны с тем, что в это непростое для нашей страны время все мы должны проголосовать за “Единую Россию”?» В то же время эксперты, в частности, представитель движения «Голос», объявленного в РФ «иностранным агентом», Андрей Бузин считает, что такой обзвон избирателей является нарушением закона «О персональных данных» и использованием властью административного ресурса, ведь определенный оператор предоставил партии власти базу данных граждан.
Агитация системной и внесистемной оппозиции
«Артподготовка» Вячеслава Мальцева
52-летний, седобородый видеоблогер, экс-депутат Саратовской областной Думы, и кандидат от ПАРНАСа на выборах в Госдуму Вячеслав Мальцев продемонстрировал на этой кампании эффективную агитацию через свой канал - «Артподготовка» на YouTube. Начиная с 2013 года он вел выпуски собственной программы “Плохие новости” на YouTube, которою, по состоянию на сейчас, ежедневно просматривает больше 100 000 человек. Именно видео-блог позволил Мальцеву одержать сенсационную победу на скандальных праймериз ПАРНАСа, получив около 5 тысяч голосов и, соответственно, первое место. После отмены результатов праймериз, Мальцев получил второе место в федеральном списке ПАРНАСа. Сейчас его партийцы пытаются дистанцироваться от Мальцева ввиду его «радикальных» заявлений о необходимости импичмента Путина.
Примечательно, что в конце 90-х Мальцев был создателем саратовского отделения Единой России, а позже – в 2006 году, разочаровавшись, написал Манифест борьбы с партией Единая Россия.
Видео-реклама на YOUTUBE
Слоган видео-агитации Справедливой России: «Давайте вернем власть людям», апеллирует к тому, что во власти находятся «нелюди» (демонстрация в одном из своих роликов медведей в человеческой одежде, управляющих страной – явный референс к Единой России). Также одним из лозунгов кампании справедливороссов является тема коррупции: «Закатаем в асфальт коррупцию и произвол».
В своей видео-рекламе партия Яблоко обыграла тему «страны – как сада яблок», заботиться о которой (о котором - саде), должен каждый. Слоган кампании: "Яблоко - Свобода, уважение, ответственность".
ПАРНАС в своей видео-рекламе апеллирует к лидеру партии Михаилу Касьянову, в частности, его опыту управления страной – когда он был премьер-министром в 2000-2004 гг. В роликах ПАРНАСа в стиле «скетчинг» (техника скоростных набросков) использовано технологию противопоставления времен Касьянова, возглавлявшего правительство (позитивными) с нынешними – когда правительство возглавляет Медведев (негативными), постоянно повторяя в разных видео-сюжетах лозунг: «При мне такого не было». Слоган избирательной кампании: «Перезагрузи систему. Поддержи ПАРНАС!».
Заключение
Эффект «честности» власть создавала с помощью нового закона о выборах, снижающего проходной барьер к 5%, разрешающего партиям объединяться в блоки, и организацией праймериз. В то же время, технологии на текущих выборах демонстрируют стремление к зачистке властями оппозиционного поля: начиная с физического устранения оппонентов (убийство Бориса Немцова), и заканчивая дискредитацией оппозиции (раскол ПАРНАСа) как возможной альтернативы власти. Несмотря на ответ оппозиционных сил, чем стало разоблачающее расследование Ильи Яшина о криминальных связях Единой России, партия президента прогнозировано наберет наибольшее количество голосов. Из-за дискредитации ПАРНАСа, первое место среди внесистемной оппозиции получит Яблоко, которое соберет электорат несогласных с политикой Путина, в частности аннексией украинского Крыма, таким образом, яблочники имеют все шансы пройти 3% барьер, что дает им возможность государственного финансирования. Возможно, неожиданностью этих выборов станет непрохождение партии Сергея Миронова в Госдуму, из-за низкой ее политической активности. В то же время, высокие результаты может показать партия Владимира Жириновского – ЛДПР, апеллирующая сегодня к ультраправому электорату.