Скандальное повышение тарифов, мягко говоря, небезупречно ни в моральном, ни в юридическом плане.
И это пытается доказать в суде «Батькивщина», обратившись в окружной админсуд г.Киева с исками к Кабмину и НКРЭКУ об отмене соответствующих постановлений.
«Если украинский газ окупаемый, его хватает на потребности людей, для чего в 2,5 раза поднимать цену на газ для теплокоммунэнерго? Сейчас неплатежи людей достигли апогея. Все облгазы, которые принадлежат кланам, показали документы, которые свидетельствуют, что люди неспособны платить даже эту цену. Сколько можно издеваться над украинцами? Сколько можно принимать решения, которые ставят своей целью защиту коррупционных схем? – резонно спрашивает Юлия Тимошенко.
При этом лидер «Батькивщины» считает спекуляцией разговоры об обязательствах Украины перед МВФ.
«МВФ просто ожидает от правительства сбалансирования бюджета. Каким образом это происходит – это мудрость и компетенция правительства. Если сегодня оставляют почти 0% на дивиденды, и вводят 17% на пенсии – это решение правительства, а не МФВ, чем сбалансировать бюджет. Почему не вводят налог на дивиденды – кормятся от дивидендов. Пока мы не уберем от власти бизнесменов, ничего не изменится. Ведь они никогда интересы пенсионеров не поставят выше бизнес-интересов. Вот в чем проблема, – пояснила она.– Нынешняя рыночная стоимость газа для украинцев – 1590 грн. Именно по этой цене «Укргаздобыча» продает газ НАК «Нафтогаз», и они имеют миллиардные прибыли согласно отчету за 2015 год. Им не выгодна рыночная цена на газ, они просто собирают за газ налог с населения в 2-5 раз больше. Если бы МВФ увидел бы другое сбалансирования бюджета – не было бы предложения повышать тарифы для населения»
Новая модель тарифообразования порочна с точки зрения здравого смысла и элементарных финансово-арифметических расчетов, уверены в «Батькищине». С позиций здравого смысла к новым тарифам два больших вопроса:
– почему цена на газ для населения привязана к цене на немецком хабе, при себестоимости отечественной добычи (которая может покрыть все потребности домохозяйств) в 20 раз меньше установленного тарифа?
– работоспособна ли модель, при которой более половины домохозяйств – 8-9 миллионов семей – оказываются неспособны оплачивать коммунальные услуги?
Этот вопрос стоит обсудить подробнее. Согласно заявлению члена того самого Кабмина, который установил тарифы на газ, министра финансов Данилюка, на субсидии в нынешнем году необходимо потратить 70-80 миллиардов гривен из государственного бюджета (что составляет примерно 3,5% расходов государства). По его же признанию, эта сумма может оказаться для бюджета критической.
«Нас интересует снижение расходов бюджета, а когда большое число людей «сидят» на субсидиях, то получается, что деньги налогоплательщиков возвращаются субсидиями и оплачивают неэффективность», – отметил министр.
В то же время, согласно расчетам экспертов, экономически обоснованная модель, в частности, тарифов на газ, не просто существует, а лежит, можно сказать, на поверхности.
«Если бы мы остановились на цене 3600-3800 гривен за кубометр для населения и 3200 для теплокоммунэнерго (потому что предприятия теплокоммунэнерго – это оптовые покупатели), «Укргаздобыча» выполнила бы расчетные программы, а количество людей, которые вынуждены были бы обращаться за субсидиями, было бы в районе 10%», – утверждает глава Союза владельцев жилья Алексей Кучеренко. Принятую же модель экс-министр называет не иначе как «безумием».
Принятие экономически необоснованных решений – верный маркер наличия коррупционной составляющей. По мнению Кучеренко, точкой теневой прибыли сделана «Укргаздобыча», которой предписано за год увеличить свои финансовые и производственные показатели в пять раз. Если в прошлом году эта компания освоила 7 миллиардов, получив прибыль, по оценке эксперта не менее полумиллиарда гривен, то в нынешнем году ей предстоит освоить 35 миллиардов. «У меня вопрос: может ли производственная компания увеличить за полгода в пять раз производственную мощность? Я такого себе не представляю», – отмечает Кучеренко.
Второй точкой приложения коррупционных талантов могут стать субсидии, под которые «попадет» до 60% населения, считает эксперт. Этому, в частности, могут поспособствовать планы по их монетизации, которые озвучил министр энергетики и угольной промышленности Украины Игорь Насалик.
Кстати, ни Кабмин, ни НКРЭКУ экономическим обоснованием повышения тарифов не озаботились вообще (точнее, единственным «обоснованием» решения НКРЭКУ стало как раз… постановление Кабмина о повышении газовых тарифов). И здесь, пожалуй, стоит перейти в юридическую плоскость.
«В соответствии с законом «О ценах и ценообразовании», любая регулируемая государством цена или тариф должны иметь под собой экономическое обоснование, которое заключается в абсолютно конкретных документах, расчетах, финансовых планах, калькуляциях, прописанных в нормах закона. Ничего из этого предъявлено не было», – отмечает Алексей Кучеренко.
В Кабмине же, напоминает эксперт, данный вопрос вообще не обсуждался: «Без обсуждения просто взяли и проголосовали за такую формулу».
НКРЭКУ и вовсе приняло более сотни решений одним голосованием.
«При принятии данного постановления не были учтено позиции тех ведомств, в интересах которых оно принималась. В данном случае речь идет об облгазах, которые непосредственно поставляют тепло жителям тех или иных регионов. Одним голосованием, шестью голосами было единовременно проголосовано фактически более чем в ста решений НКРЭКУ. Не исследовались нюансы, не заслушивались выводы по тому или иному региону», – отмечает руководитель юридической службы партии «Батькивщина» Николай Титаренко.
С правовой точки зрения важно как то, что цена даже на газ, добытый в Украине, теперь привязана к немецкому хабу, так и то, что Кабмин вообще не имеет права устанавливать цену.
В соответствии со ст. 14 Закона Украины «О ценах и ценообразовании», стоимость импортируемого товара (природного газа) может использоваться при формировании государственных регулируемых цен только в случае покупки такого товара по заключенному внешнеэкономическому контракту и по цене, указанной в этом контракте и только в случае поставки такого товара на территорию Украина. Отсюда следует, что использование любых цен на товар на иностранных биржах и любых коэффициентов иностранных агентств для установления государственных регулируемых цен является незаконным. Также незаконно устанавливать государственную регулируемую цену на товар, который производится (добывается) на территории Украины, исходя из цен на аналогичный товар на иностранных торговых площадках.
Формирование же ценовой политики государственных регулируемых цен не относится к компетенции правительства. У него просто нет таких полномочий. Они принадлежат НКРЭКУ.
Вопреки закону, НКРЭКУ самоустранилась от выполнения своих обязанностей. При этом, устанавливая тарифы на тепло и горячую воду для населения, она, наоборот, превысила свои полномочия, поскольку эти вопросы относятся к исключительной компетенции местных органов самоуправления.
Хуже того, оба органа – и Кабмин, и НКРЭКУ – нарушили своими постановлениями положения закона «О ценах и ценообразование», в соответствии с которыми регулируемые цены на социально-значимые товары не могут расти быстрее уровня жизни населения. «Если смотреть на постановление НКРЭКУ, то там фактически увеличивается вдвое тариф на тепло и горячую воду, а если мы говорим о доходах населения, то на сегодняшний день они, по сравнению с предыдущим периодом, увеличились ориентировочно на 19%», – отмечает Николай Титаренко.
Иски Юлии Тимошенко были приняты и по ним открыты судебные производства. Заседания по ним назначены на конец июля (25.07 – по иску к НКРЭКУ, 27.07 – по иску к Кабмину).