ГоловнаЕкономікаБізнес

Олександр Завгородній: "Я братиму участь у конкурсі на голову УЗ"

30 марта Кабинет министров уволил Александар Завгороднего, исполнявшего обязанности председателя "Укрзализныци" с июля 2015 года. LB.ua удалось первым пообщаться с Александром Завгородним после его отставки.

Фото: meta.ua
В профильном министерстве приказ о вашем увольнении объясняют проведением конкурса на должность главы правления. И вы уже заявили, что принимаете в нем участие.

Да, я принимаю участие в этом конкурсе. Было бы нелогично с моей стороны отказаться от возможности продолжить работу, в которую уже вложено столько сил и времени. Моей команде многое удалось сделать за это время, проведен целый ряд структурных реформ. Само госпредприятие преобразовано в ПАО, мы реструктуризировали долги, наладили системную работу с международными финансовыми институтами, загрузили работой все наши предприятия. Очень многое сделано, очень много процессов запущено и мне хочется довести их до полноценного завершения.

Насколько объективным обещает быть конкурс?

Я считаю, сам процесс отбора можно сделать более прозрачным. В моем понимании должна быть какая-то балльная система, табличка, в которой должно быть четко указано: вот есть столько-то участников конкурса. Не хочет человек фигурировать под своей фамилией, пускай вместо этого поставят какие-то иксы или запятые с цифрами. Хочет — будет написана его фамилия. И тогда можно четко контролировать - образование подходит или не подходит. Стаж работы — подходит или не подходит. Будет такая объективная картина, которую можно будет видеть, анализировать. И тогда до минимума будет снижен риск каких-то кулуарных решений.

Говорят, условия конкурса прописаны под иностранца?

Требования к председателю правления начинали формироваться нашими специалистами, затем были трансформированы в Министерстве инфраструктуры. В списке нет обязательного условия, чтобы кандидат был профессиональным железнодорожником. Это создает равные условия для талантливых менеджеров из других отраслей. Есть жесткое требование по сроку управления крупной компанией на руководящей позиции. Это очень важный фактор, так как железная дорога это отрасль в отрасли, это министерство в министерстве. У нее есть энергетика, связь, строительство, машиностроение, различные ремонтные предприятия, горнодобывающая индустрия.

Фото: rbc.ua

Если говорить о конкретных результатах, что удалось сделать за восемь месяцев?

Объем работы проделан колоссальный. Мы внедрили прозрачные госзакупки. Подняли уровень безопасности, решили самые острые проблемы. Предприятия перешли на устойчивую пятидневную рабочую неделю. Мы подняли уровень погрузки. Хотя у нас есть проблема с Российской Федерацией и Донбассом, мы потеряли часть транзита.

Но главное, моя команда добилась результатов. Именно таких конкретных результатов, о которых можно вполне достойно рассказывать. Не улучшили, нарастили, реформировали вообще, а по фактам. Первое – мы реструктуризировали долги предприятия. То есть получили ту самую передышку, которая позволит ПАО разорвать порочный круг, в котором она находилась много лет. Зарабатываем мало, потому что инфраструктура устаревшая, требует модернизации. А на модернизацию нет средств, потому что заработанное уходит на выплаты по долгам. А быстрее отдать долги и вложить в модернизацию мы не можем, потому что мало зарабатываем. Вот такой круг. Теперь мы из него вырвались и есть шанс развивать инфраструктуру, больше зарабатывать и потом легче рассчитаться по обязательствам.

Больше зарабатывать можно только благодаря модернизации?

Под словом модернизация мы понимаем качественное улучшение процессов, внедрение современного подхода. Это не просто купить новые локомотивы, которые не нужно постоянно чинить. Это, кроме всего прочего, электрификация отдельных участков дороги, что позволяет снизить расходы. Модернизация полотна позволяет современным поездам ездить с большой скоростью и люди предпочитают ехать у нас, а не на машине. Модернизация системы управления, выстраивание вертикали позволяет оптимизировать производственные и управленческие процессы. И благодаря этому по итогам 2015 года мы сэкономили порядка миллиарда гривен – просто на реформировании и модернизации структуры предприятия.

«Укрзализныця» стала активно развивать международные проекты. С чем это связано?

С нами сейчас сотрудничает ряд европейских железных дорог, мы реализуем общие проекты с Казахстаном, Грузией, Китаем и Ираном. Мировые финансовые институты, такие как Европейский Банк Реконструкции Развития и Европейский Инвестиционный Банк помогают нам в реализации сразу нескольких проектов. То есть раньше мы выглядели непривлекательно, а сейчас налажено системное сотрудничество и не по одному направлению, а по целому ряду. То есть финансисты мирового уровня видят результат нашей работы, видят нашу перспективу в плане бизнеса и готовы вкладывать средства в модернизацию украинской железной дороги. И это сотрудничество – самая лучшая и честная оценка наших усилий. Те, кто работал с крупным западным капиталом, знают – их непросто убедить. Тут слов мало, нужны действия. Мы смогли на деле убедить их заходить в украинскую инфраструктуру.

Фото: sannews.com.ua

Когда можно завершить реформирование «Укрзализныци»?

Я считаю, что можно полное реформирование «Укрзализныци» провести за три года. Не нужно заниматься 2020-2025 гг. максимум, что нужно сделать — это три года реформирования. Это 2016-2018 гг. В 2018 году уже можно полностью перейти к вертикали управления со всеми причитающимися ситуациями.

Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram