В конце прошлой недели секретарь парламентского комитета по нацбезопасности и обороне Иван Винник заявил о необходимости пресечь действия, направленные на создание коррупционных схем, отдельных сотрудников Минобороны, «которые в прошлом были волонтерами».
Возмущение парламентариев вызвали махинации во время закупки обуви для военных. Дело в том, что все обувные тендеры в этом году выигрывает одна компания — ООО «Таланлегпром». Как выяснилось, никто другой не может победить в конкурсе — и вовсе не потому, что у компании самые низкие цены. Просто в техусловиях тендерного комитета указан рисунок подошвы ботинок производства «Таланлегпрома». В результате компания выставляет завышенные цены (на одной паре обуви — порядка 300 гривен), но признается победителем. В сумме государство уже переплатило поставщику около 70 миллионов гривен.
«Сегодня на примере проведения государственных закупок ботинок для военнослужащих (берцев) «волонтерский десант» при министерстве как по содержанию, так и по форме продолжает воплощать наработанную схему закупок по завышенным ценам… Победа одного участника и высокая маржинальная рентабельность сделок обеспечена путем утверждения новых технических условий изготовления ботинок», — отмечает Винник.
Аналогичная ситуация — с приобретением бронежилетов. Технические условия на них, как утверждает народный депутат Татьяна Чорновол, прописаны под продукцию ООО «НПП ТЕМП-3000». Другие производители пытались представить альтернативные варианты бронежилетов, но аналоги темповских «корсаров» чиновниками неизменно отвергались. Такая «принципиальность» сотрудников Департамента тендерных закупок вызвала определенные подозрения. Один из участников тендера для эксперимента под видом своего изделия подал на экспертизу бронежилет «Корсар». В результате чиновники-волонтеры забраковали образец, признав его… не отвечающим техусловиям!
По мнению депутатов, тендеры «под одного участника» и с завышенной ценой стали системой в Минобороны. Причем ни для кого уже не секрет, что «крышуют» этот сверхприбыльный бизнес некоторые бывшие волонтеры, а ныне — высокопоставленные чиновники.
«В рамках досудебного расследования происходит выяснение причастности к соответствующим злоупотреблениям конкретных сотрудников Министерства обороны и других причастных лиц, которые променяли свои прошлые волонтерские заслуги на возможность манипулировать бюджетными средствами. Представители всех коалиционных фракций, которые входят в состав нашего комитета, поддержали наши действия, направленные на инициирование соответствующего расследования», — подчеркивает Иван Винник.
По его словам, военная прокуратура уже занимается обстоятельствами закупки для нужд военного ведомства 30 тысяч тонн арктического дизельного топлива. Мало того, что тендер проводился в середине весны, так еще и оптовая цена, указанная в контрактах, оказалась выше стоимости горючего в розничных сетях. Тогда лишь вмешательство в ситуацию народных депутатов позволило госбюджету сэкономить около 123 миллиона гривен.
Высокий уровень коррупции в Минобороны отмечает и главный военный прокурор Украины Анатолий Матиос. По его словам, злоупотребления в оборонном ведомстве процветают, а расходование средств на нужды армии никто не контролирует.
Действия бывших коллег возмущают и известных волонтеров. Так, Юрий Касьянов отмечает: пока волонтеры заняты поиском оборудования и экипировки для военных, «волонтерский десант» в Минобороны рассказывает, как с ним воюет власть в лице следователей. Касьянов напоминает, что «волонтеры», контролирующие закупки оборонного ведомства, теперь являются чиновниками, которые должны нести полную ответственность за нарушение закона.
«Волонтерский десант» не является волонтерской организацией. Его «десантники» — обычные служащие Минобороны с необычно высокими для этого ведомства зарплатами, которые выплачивались из средств, собранных у населения. Это очень плохо, потому что настоящую реформу Минобороны надо было начинать с установления рыночных зарплат и конкурсного отбора специалистов, а не «своих людей». К тому же, по деятельности «десанта» есть много вопросов — в частности, о закупке арктического топлива в конце зимы по труднообъяснимым завышенным ценам; об организации конкурсов с требованиями, прописанными под одного участника; о негодном качестве обуви и формы, поставляемой в войска. Не удивительно, что подобной «героической» работой интересуется профильный комитет Верховной Рады. Нет ничего странного в том, что законность действий некоторых участников «десанта» может (и должна) проверить военная прокуратура. Зато странно видеть неуклюжие апелляции «десанта» к президенту, министрам, председателям и прокурорам с просьбой защитить от «свавілля влади». Смешно наблюдать эту тусовочную лубочную волонтерскую «тюрьму», — подчеркивает Юрий Касьянов.
Впрочем, закупки по завышенным ценам — это лишь потери для бюджета, пусть и многомиллионные. Последствия от затеянной «десантниками» аферы с возвращением армии на прежнюю советскую систему организации питания могут быть намного страшнее. Это и больные желудки солдат, и расцвет коррупции, и моральная деградация армии. Расхлебывать результаты таких «экспериментов» в сфере питания придется не один год. Будет упущено драгоценное время для модернизации вооруженных сил и перехода к стандартам современной профессиональной армии.
Что же задумал «волонтерский десант»? Люди, «крышующие» тендеры под одного участника, предлагают, чтобы военное ведомство отказалось от аутсорсинга в сфере питания военнослужащих. По уверениям «десантников», возвращение солдат к нарядам на кухне и передача функций продовольственного обеспечения непосредственно командирам воинских частей позволит экономить на затратах. Зачем платить поварам и посудомойкам, когда можно бесплатно использовать в подсобных работах солдатиков или курсантов?
«Эксперимент» уже начался во львовской Национальной академии сухопутных войск и на Одесской береговой базе ВМС. И пока в Министерстве обороны под информационным давлением «волонтерского десанта» планируют расширение числа воинских частей, где солдаты вместо обучения военной науке будут чистить картошку, в Верховной Раде открыто говорят о вреде, который принесет этот шаг армии и государству.
По словам члена парламентского комитета по вопросам противодействия коррупции Игоря Луценко, вопреки заявлениям чиновников Минобороны, передача продовольственных тендеров на места спровоцирует многократный рост «коррупционной составляющей». «Если имеется в виду, что разбиваются закупки на кучу мелких тендеров для каждой части, то такая децентрализация в этом вопросе, дробление на множество маленьких рыночных сделок действительно будут способствовать коррупции. Скажем так, будут увеличиваться коррупционные риски», — считает Игорь Луценко.
Его поддерживает коллега по Верховной Раде, координатор группы «Информационное сопротивление» Дмитрий Тымчук. Военный эксперт считает, что передача воинским частям функции продовольственного обеспечения просто переведет коррупцию на низовой уровень. В результате коррупционные схемы будут работать на уровне командиров частей, а к ним добавятся сотрудники кухонь, которые начнут разворовывать продукты. Все это в итоге приведет к ухудшению качества питания военнослужащих.
«Когда командование воинской части полностью занимается и закупкой продовольствия, и кормлением солдат, когда этим занимаются начпрод, штаб тыла и т.д., — коррупционный риск просто громаднейший. Повара каждый вечер несут домой огромные сумки с едой из столовой, работники продовольственных складов — тоже, и на КПП их свободно пропускают, потому что все в доле. А на солдатском или курсантском столе остаются жалкие крохи», — подчеркивает Дмитрий Тымчук.
Впрочем, есть надежда: «экспериментам» и коррупционным схемам «десантников» скоро придет конец. Единственное, что пока сдерживает правоохранительные органы от принятия кардинальных мер — политический вопрос, связанный с «заслугами» чиновников-волонтеров. Однако в парламенте уверяют: спрятать преступные действия за волонтерскими заслугами не удастся.
«Использование понятия «волонтер» к фигурантам уголовного дела, которые пытаются обогатиться за счет средств, выделенных с такими усилиями из государственного бюджета на ресурсное обеспечение сектора безопасности и обороны, является недопустимым. Людям, которые стремятся сделать «чиновничью карьеру» и подобраться ближе к распределению незаконных финансовых потоков, история непременно вынесет поучительный урок», — заявил Иван Винник.