Кадровые конкурсы, широко анонсированные правительством, благополучно умерли не родившись. Печальный опыт «Укрспирта» и «Укрзалізниці» показал, что комиссия в условиях прозрачного конкурса выбирает совсем не тех, кого надо. А порты или аэропорт «Борисполь» - вот так взять и чужим людям в управление отдать? Просто потому что они хорошие управленцы и могут эффективно руководить государственными предприятиями? На это правительство пока пойти не готово.
Хотя еще зимой именно о таком подходе к кадровой политике публично заявляли представители Кабмина. Так 24 февраля в Украинском кризисном медиацентре министр инфраструктуры Андрей Пивоварский заявил: «Пока я министр, не будет никаких подковерных договоренностей относительно назначения руководителей государственных компаний. Все эти процессы будут проходить через открытый конкурс». На практике уже через полгода от идеи проведения открытых конкурсов фактически отказались.
Обойтись совсем без конкурсов нельзя – есть общественное мнение и требование закона – назначение на ряд должностей только по результатам конкурса. Но проблема легко решается опытными бюрократами. Сейчас, на время можно кого угодно поставить исполняющим обязанности. Человек будет под полным контролем, потому что уволить его можно с той же легкостью. А конкурс проведем позже. Когда-нибудь потом. Возможно. И не на крупных предприятиях с миллионными и миллиардными оборотами, а на небольших – для красивой картинки.
По словам народного депутата фракции Блока Петра Порошенко Егора Фирсова, схема назначения исполняющих обязанности руководителей в обход прозрачных кадровых конкурсов не дает построить адекватную и эффективную систему управления. «Это сейчас стандартная схема, когда в обход конкурса назначают исполняющего обязанности руководителя государственных предприятий. Я лично буду поднимать этот вопрос в Верховной Раде, как только на сессию придет правительство. Должны быть конкурсы, должно быть все прозрачно. Только так можно построить вменяемую и адекватную систему, а не кулуарную, где кто-то расставляет своих людей», - говорит народный депутат.
Отвечая на вопросы журналистов о такой практике назначений, министр инфраструктуры Андрей Пивоварский с гордостью заявил, что конкурсы на вакансии директоров госпредприятий проходят успешно. И уже восемь предприятий получили новых руководителей. В качестве примера министр привел Запорожский и Днепропетровский электрозаводы. Остальные шесть предприятий он скромного назвал просто «другими», ввиду их незначительности. Действительно, маленькие госпредприятия, не представляющие особого интереса, провели конкурсы и получили руководителей без задержек. Другие дело – порты, железная дорога или отраслевые монополисты. Тут министерство держит глухую во всех смыслах оборону. Конкурсы под различными предлогами, отменяются, откладываются, а в самом крайнем случае признаются недействительными. А предприятия в ручном режиме получают от Пивоварского послушных и надежных руководителей с приставкой «исполняющий обязанности», которая позволяет провести это решение без конкурса.
Представители гражданского общества, занимающиеся борьбой с коррупцией в Украине, на такую кадровую политику реагируют достаточно резко. "Назначение без открытого и прозрачного конкурса однозначно можно считать негативным. Объяснения министра Пивоварского про понравившиеся ему комментарии будущего директора в Фейсбуке - это смешно. Единственная причина, которой можно объяснить такое назначение без конкурса - сделать процесс непубличным. И сделать нового руководителя зависимым от министра", - говорит глава Центра противодействия коррупции Виталий Шабунин.
Самыми резонансными кадровыми решениями украинского правительства можно считать назначения «и. о.» таких крупных предприятий, как «Укрспирт», «Укрзалізниця» и Ильический порт. Первый скандал с «Укрспиртом» разразился 30 марта, когда в финал кадрового конкурса вышли два участника, по каким-то причинам не устраивавшие «кураторов» отрасли. В СМИ появилась информация об уголовных делах на обоих кандидатов, позже информацию опровергли, но МинАПК уже отменило конкурс, назначив Романа Иванюка исполняющим обязанности. Вторую попытку провести прозрачный конкурс отложили вместе с планами приватизации монополиста. СМИ связывают скандал в мартовском финале с противостоянием между министром АПК Павленко и советником главы АП Бейлиным, которые «не поделили» этот кусок государственной собственности.
Назначение исполняющего обязанности руководителя Ильического морского торгового порта на первый взгляд сулило министру инфраструктуры Андрею Пивоварскому сплошные репутационные выгоды. Но кадровый конкурс оперативно свернули в связи с изменением статуса предприятия, это позволило министру сохранить во главе предприятия известного еще со времен Януковича руководителя Юрия Крука. Такое решение вызвало критику даже в рядах собственных подчиненных. Как пишет «Апостроф», первый замминистра Владимир Шульмейстер в своем интервью заявляет, что ГПУ выявила злоупотребления в ИМТП, который предоставлял ценовые преференции стивидору «Транс-Сервис». Предполагается, что Крук был удобен Андрею Пивоварскому, потому что подписывал ни к чему не обязывающие меморандумы с инвесторами, давая возможность министру отчитываться о привлечении инвестиций в порт.
Принципиальность сохранения старого руководителя в кресле ИМТП для министра можно определить по тому, как спокойно он игнорировал шквал критики в одесских и всеукраинских СМИ. Репутационные потери трудно было переоценить, но уступать глава Мининфраструктуры не собирался. Оборону Пивоварского смог поломать только решительный губернатор Михаил Саакашвили со своим «карт-бланшем» от президента. «Для Пивоварского тема Крука весьма болезненна. Трудно скрыть, что лишь после вмешательства Саакшавили МИУ перезапустило кадровый конкурс по Ильичевску. И, кстати, именно одесский губернатор, а не глава Мининфраструктуры, добился увольнения Крука с должности директора порта», - отмечает «Апостроф».
Пожалуй, самым масштабным скандалом стало назначение исполняющим обязанности директора «Укрзалізниці» Александра Завгороднего. Последовательное пренебрежение министром заявленного курса на прозрачность назначений вызвало резкую реакцию уже не только в СМИ, но и в Верховной Раде. А всплывший спустя две недели коррупционный скандал, связанный с новым главой ГП, вывел конфликт на новый уровень. В деле оказались замешаны не только представители Кабмина, но и люди из Администрации Президента. Так политолог Вадим Карасев заявил, что скандальное назначение пролоббировано советником главы АП Михаилом Бейлиным.
Реакция депутатского корпуса в Верховной Раде на кадровую политику Мининфраструктуры была однозначной. По словам народного депутата с фракции «Блока Петра Порошенко» Игоря Кононенко, при назначении руководителя «Укрзализныци» нужен кадровый конкурс.
«Кто его (Завгороднего) назначил на эту должность мне неизвестно… И в проекте устава ПАО ( которое будет реорганизована «Укрзализніця») записано, что руководитель будет выбран на конкурсе. И это правильный путь», - сказал Кононенко.
Лидер «Радикальной партии» Олег Ляшко считает, что «Укрзализныця» является стратегическим предприятием, и давно пора было назначить там руководителя. «Но вопрос – как? Это нужно было делать прозрачно, а как это происходит? У меня большие сомнения по поводу прозрачности этого назначения. У нас без Администрации Президента ничего не решается, к сожалению. Потому что мы на самом деле живем в парламентско-президентской стране, в стране после Майдана и все должно решаться не в Администрации Президента, а как минимум в парламенте. А максимум с согласия и ведома общественности», - сказал он. Народный депутат Андрей Ильенко поддерживает коллег: «Очевидно, что назначать людей на такие должности нужно на конкурсной основе».
Можно констатировать, что в Верховной Раде вполне хватит голосов, чтобы принять прозрачные кадровые решения уже по отставке министров. Защищать их нет оснований, ни у премьера, ни у президента. Потому что в этом случае вышестоящим придется разделить ответственность за все кадровые просчеты с подчиненными. Для репутации гораздо дешевле просто признать ошибку и исправить ее. Министр инфраструктуры в ситуации с Ильичевским портом и «Укрзалізницей» успешно доказал этот тезис.