Иван Васильевич, может ли сейчас Украина обеспечить сама себя энергией?
Украина на момент объявления независимости имела самый мощный энергетический комплекс в Европе, который по технологичности и надежности по электрификации можно было сравнить лишь с французским. Советский союз готовил третью энергетическую экспансию в Европу, после нефтяной и газовой - электрическую. И Украина должна была стать базой для этого наступления.
Тут строилось колоссальное количество мощностей энергоблоков на атомных станциях, на тепловых. На Чернобыльской АЭС должно было быть 8 блоков, на Запорожской — 12 блоков. Украина при потреблении 35 тысяч МВт имела мощностей на 55 тысяч МВт. А планировалось до 80-100 тысяч МВт. Это был плацдарм для того, чтобы «залить» Европу дешевой энергией. В подтверждение этому такой факт: Украина связана с Европой линиями электропередачи по мощности 5300 МВт, а с Россией — даже в советское время — всего 3500 МВт.
Но, к сожалению, мы безобразно этим наследием распорядились. Отдали за небольшую цену наши НПЗ, с условием, что Россия будет их наполнять, распродали мощности и остались зависимы от российского газа.
Можем ли мы отказаться от российского газа?
Что за вопрос? Можем, теоретически, но какой ценой? Будем мерзнуть? Отключать отопление по примеру Армении, Грузии, Молдавии? Вот ответьте. Может ли Крым отказаться от украинской электроэнергии? Может, конечно, но будет сидеть в темноте.
Дефицит баланса природного газа составляет 10-15 млрд кубометров, по моей оценке. Хотя правительство говорит только о 6 млрд дефицита — хотелось бы в это верить. Реверсная схема из Европы могла бы приносить нам до 12 млрд кубометров. Технически это возможно. Но обещанного реверса от наших «друзей из Европы» пока нет. Реверс дает десятые доли — 1-1,5 млрд кубометров в месяц. Пускай даже 3 млрд, этого не хватит. Даже с учетом экономии газа.
В то же время мы оказались сегодня в ситуации, когда угольные шахты на Востоке затапливаются, а электростанции, пять из которых принадлежит ДТЭК, а две – Донбассэнерго, работают в тяжелейших условиях под бомбежками. Запасы угля на станциях пополнять невозможно, высоковольтные линии электропередачи повреждены, без электричества миллионы людей. Складывается очень сложный режим работы оборудования, особенно в предстоящий отопительный сезон. Вот так мы входим в зиму.
Что Украина должна сделать прежде всего?
Принят закон о чрезвычайном энергетическом положении. Что это положение должно, на мой взгляд, предполагать. Первое: составить энергетический баланс страны, который с 1 сентября и до 1 мая четко определит не только в разрезе государства, но и в разрезе областей, городов, каждого населенного пункта, села-поселка, сколько потреблялось энергоресурсов в прошлом году, позапрошлом году и сколько нужно на этот год. Затем необходимо посмотреть, какие у нас первичные ресурсы (газа, угля, мазута, дров), как мы можем это перераспределить. Сейчас такого баланса в стране просто нет. Мы не знаем своих ресурсов. Не знаем, можем ли заменить один вид топлива или другой.
Правильнее всего было бы создать специальный орган, Комиссию при Президенте либо Кабмине, в которую вошла бы группа специалистов, 10-15 профессионалов, которые бы работали каждый день с регионами, проводя совещания с губернаторами, с их замами, оперативно назначая ответственных. Это сложная круглосуточная тяжелая работа до красноты в глазах. Эта комиссия уже сегодня должна работать. Хочется надеяться, что уже есть такая работа, а я о ней просто не знаю.
Как Украина переживет зиму, по-вашему?
Трудно что-то прогнозировать. Но если уже сейчас сядет комиссия, и мы перераспределим все энергоресурсы, которые есть, то все будет нормально. Нужно сократить потребление газа максимально. Юг Одесской области максимум перевести на электроэнергию, на твердое топливо. Они там газом зимой на улице готовят корм скотине. Потери сумасшедшие. Стоят горелки, это неэффективно.
В селах, где сохранились печки, завезти уголь. Каждый председатель сельсовета должен уже раз в неделю проводить сходку села и разговаривать. Вот как большевики мобилизовали людей, так и мы должны. Мы максимум должны переориентировать страну на твердое топливо, на уголь, электроэнергию и сократить до минимума потребление газа там, где это возможно.
Сйчас горячая вода есть в Киеве, в других городах… Ее надо отключать повсеместно. Сегодня обойтись без горячей воды можно. Потерпим до отопительного сезона. Горячую воду надо отключать сегодня не только там, где она производится с помощью сжигания газа, но и там, где генерация на угле, потому что угля зимой тоже может не быть в необходимом количестве.
Вот, например, Дарницкая ТЭЦ в Киеве работает на угле и только недавно вышла на лимит по производству горячей воды. Запасы угля минимальные, зато летом горячую воду производят. Что скажут ее потребители зимой? К сожалению, нет скоординированных действий ни на уровне страны, ни на уровне города в этом вопросе. Осенью же выборы, к сожалению. Все хотят быть хорошими. Осенью выборы пройдут, а зимой все будут друг на друга вину перебрасывать. Вот у нас беда.
Киевляне, которым отключили горячую воду, идут и покупают бойлеры…
Ну и хорошо! Но чтобы работали бойлеры, нужно, чтобы электрические сети выдержали эту нагрузку. «Киевэнерго» готовит внутриквартальные сети, до стенки дома. Но сейчас самое «узкое» место – внутридомовая проводка. Нужно, чтобы срочно город занялся этим вопросом. Чтобы каждый ЖЭК, ОСББ, ЖБК проверили внутридомовые сети, усилили их, поставили дополнительные автоматы, предохранители, чтобы когда будут дополнительные нагрузки, проводка эта выдержала.
Но вы же понимаете, что людям с бойлерами потом централизованное горячее водоснабжение уже не будет нужно? Не загубим мы так просто систему отключениями горячей воды?
Не совсем. Когда появится горячая вода, люди ее снова включат. Централизованное водоснабжение всегда будет дешевле горячей воды из бойлера. Не переживайте, не загубим. Бойлер – это резервная система. На время аварий, профилактик. Вы через бойлер себе ванну набирать не будете – только душ. Это все-таки не так удобно. В конце концов, сейчас чрезвычайная ситуация.
Особо выбирать не приходится. Россия нам газ перекрыла, а мы рассуждаем, не загубим ли мы централизованную систему отопления. Не переживайте, не загубим.
Это позитив для людей, которые например, имеют маленьких детей и могут решить проблему горячей воды, используя бойлер, как резерв.
Возможно, прежде чем перекрывать горячую воду людям, надо устранить поломки? Горячая вода из труб хлещет и зимой, и летом. Недавно ЕБРРовцы давали представление на Подоле: прошли с тепловизорами, нашли утечки, на люках жарили яичницу…
По поводу потерь…До 1990 года меняли сети регулярно, проводили реконструкции и т.д. После независимости уровень платежей за коммунальные услуги упали до 15-20%. Люди не могли платить за тепло, горячую воду, электроэнергию. И эти неплатежи продолжались лет 10-15. Коммунальные компании работали лишь бы дать людям зарплату, купить топливо и дать горячую воду и отапливать зимой дома. Ни о какой реконструкции речи не шло. Начали люди платить по счетам только последние лет пять. За какие деньги было проводить реконструкцию?
То есть, мы 20 лет не платили, а теперь вдруг проснулись и возмущаемся, а чего вы не заменили трубы и яичницу на люках можно жарить?! А что же не платили? Говорили, денег нет, зарплаты низкие.
Конечно, лучше все отремонтировать, заменить трубы. Вот давайте сейчас все остановим, поменяем трубы, чтобы не было потерь при теплоснабжении. А сколько на это нужно денег?
Сколько?
Вы у девушки своей спросите, сколько ей нужно денег, чтобы гардероб обновить? Сколько есть – все давай. И тут так же. Сколько надо денег, чтобы все обновить. Сколько есть – все давай, и все равно не хватит, чтобы было как в Хельсинки.
Но сегодня надо максимально сосредоточиться. Нужен и ремонт, и замена труб, конечно. Но вы знаете, что на подъездах мы теряем куда больше тепла, чем при транспортировке. Поэтому очень важно утеплять подъезды, подвалы. Весь дом распахнут, крыши распахнуты, подвалы распахнуты и т.д. Этим нужно тоже заниматься в первую очередь.
Еще важно, что энергетика должна выходить из поля политической составляющей.
Что вы имеете ввиду? Что газ собственной добычи дешевле и его хватит населению?
Это все популизм, набор штампов, когда говорят, что населению хватит газа собственной добычи. Когда говорят о населении, имеют ввиду только газовые плиты. Это непрофессионально. А теплокоммунэнерго, а бюджетные организации, а котельные – это что, не население? Возвращаясь к вопросу о собственной добыче. В Украине добывается 18 млрд кубометров. А нам в зависимости от зимы нужно около 55 млрд. Поэтому непрофессионально говорить, что населению газа хватит, а промышленные предприятия пусть его сами покупают. Они и так покупают.
Я вам еще несколько новостей зачитаю – чистый популизм. Вот бывший и.о. главы администрации Киева, руководитель киевской фракции «Батькивщины» Владимир Бондаренко «рассекретил» глобальные кражи «Киевэнерго» за счет страховой деятельности.
Я руководил «Киевэнерго» 10 лет. С 1995 по 2005 годы. В мою бытность было только обязательное страхование – это транспорт и водители. И еще я допускал себе такую вольность как медицинское страхование работников, но с 2003 года работники начали страховаться сами. А когда КИЕВЭНЕРГО перешло в частную собственность, страхуются только автомобили и ответственность водителей. Все.
Или вот директор «Института города» Александр Сергиенко заявил, что «Киевэнерго» 1500 тепловых счетчиков купило за деньги Всемирного банка и так их и не установило. Зачем так лгать? 3000 счетчиков были установлены, как кредитные, так и те, которые были закуплены по надбавке на тариф. А 1300 счетчиков были куплены по команде Черновецкого за бюджетные деньги города, которые находились только на складе «Киевэнерго» - больше негде их было хранить. И Бондаренко, когда возглавлял КГГА, почему-то не поднял этот вопрос, и не наказал виновных а том, что за бюджетные деньги были закуплены эти счетчики.
Знаю дом на Троещине, жители которого с большим боем добились от ЖЭКа, чтобы тот использовал данные теплового счетчика. Хотя такой счетчик на доме был изначально.
ЖЭК, конечно, отказывается. Кооперативы и ОСББ хотят, а ЖЭКи нет. Они расписывают на квадратные метры. Мало того, встроенные помещения, там где офисы, магазины, парикмахерские, не платят, а все это разбрасывается на всех жителей.
Чтобы установить теплосчетчики, «Киевэнерго» требует у ЖЭКа две вещи: дать помещение и заключить договор на сохранность. Потому что счетчики — дорогие. А они в ответ говорят, что не собираются охранять счетчики. Выходит, «Киевэнерго» должно на каждый дом выставить по охраннику? ЖЭКи... это отдельная тема. К сожалению, в государстве принята колоссальная ошибка, системная. Принят закон о том, что теплоснабжающие организации должны быть исполнителями услуг. И компания «Киевэнерго» должна теперь заключать договоры на обслуживание с каждой квартирой. Такого чуда в мире нет. Это опять увели ЖЭК от ответственности. Он деньги собирает с людей, деньгами распоряжается, но ни за что и ничем не отвечает. Священная корова. Поэтому надо сделать так, чтобы исполнителя услуги выбирал собственник строения. Независимо от формы собственника. Вот есть владелец дома — он себе исполнителя услуги выбирает. А этот исполнитель уже заключает договор с «Киевэнерго» на поставку тепла в гигокалориях, с «Киевводоканалом» на поставку воды в кубических метрах, с перевозчиком мусора и т.д. А внутри дома пусть уже разбираются сами. Единственная услуга, которая предоставляется напрямую, - это счетчики электроэнергии в каждой квартире.
Понимаю, тепловой счетчик слишком дорогой и рассчитан на дом. Но счетчики на воду можно поставить в каждую квартиру?
Где они ставятся? В ванной комнате? Вот я, например, не хочу, чтобы в мою ванную комнату заходил слесарь. Когда посторонние люди заходят, вы там потом два дня убираете-прибираете. Это азиатчина. Никто эти счетчики не поверяет потом. Ничего не надо придумывать. Есть же опыт других стран – той же Польши. Ставится счетчик на дом, и тогда слесарь его в любой момент может поверить.