Стоит напомнить, что работа по созданию НБР в Украине была начата еще в далеком 1995 году созданием Рабочей группы при Администрации Президента Украины. Результатом этой сложной работы все-таки стало создание НБР в 1997 году Указом Президента Украины Леонида Кучмы с последующей разработкой проекта Закона «О Национальном бюро расследований Украины».
Но, в результате деструктивных действий очень влиятельных в то время руководителей трех основных правоприменительных структур Украины – МВД, СБУ и Генпрокуратуры, – различных подковерных манипуляций в Верховной Раде и Администрации Президента Украины, а также отсутствия достаточной политической воли по этому направлению у Президента Кучмы, разработанный по всем международным стандартам проект закона, так Законом и не стал. Национальное бюро расследований Украины, которое в то время уже находилось в организационной стадии развития, было тихо похоронено в 1999 году в ходе, так называемой, административной реформы.
История показала, что это была, без преувеличения, стратегическая государственная ошибка.
В соответствии с проектом того Закона Национальное бюро расследований Украины планировалось как центральный специальный орган исполнительной власти с правоохранительными функциями полного цикла, созданный на базе существующих спецподразделений по борьбе с организованной преступностью. НБР должно было работать исключительно в организованной преступной среде высшего уровня, без всяких ограничений и табу.
Очевидно и то, что в данное время террористическая активность в Донбассе управляется, финансируется и обеспечивается живой силой, все теми же известными лидерами организованной преступной среды, а вот воздействие на них со стороны существующих сейчас спецподразделений по борьбе с организованной преступностью, в их сегодняшнем статусе, мягко говоря, минимальное.
Поскольку времени на академические споры по этой теме сейчас нет, то наиболее рациональным действием, в том числе и в целях сохранения уже имеющихся активов, видится, в рамках грядущих реформ, выделение системы спецподразделений ГУБОП в отдельную вертикальную структуру, пока – в системе обновленного МВД Украины, и переименование ее в Национальное бюро расследований. Естественно – с параллельной переаттестацией личного состава. Следующий логичный шаг – реанимация Закона «О Национальном бюро расследований Украины».
Таким образом, вырисовываются два пути решения существующей в нашей стране стратегической проблемы – продолжать закрывать управленческие провалы и прикрывать отсутствие политической воли властей телами Героев «Небесной сотни» и патриотов-участников антитеррористической операции на востоке страны или все-таки создать мощное, но не многочисленное Национальное бюро расследований, на пока еще не уничтоженной базе спецподразделений ГУБОП МВД Украины, которое в достаточно короткие сроки купирует всплески криминальной ситуации в двух областях Украины путем квалифицированного воздействия на лидеров организованной преступной среды, а затем сосредоточится и на мафиозных проблемах других регионов страны.
Есть надежда, что вновь избранный Президент Украины, раз и навсегда решит эту назревшую задачу.