ГоловнаПолітика

Воспалительный процесс

Каждый взрослый человек знает: в случае, если поднимается невысокая температура, сбивать ее лекарствами не стоит. Невысокая температура – признак того, что организм сам борется с вредоносными вирусами. Важно лишь не пропустить момент, когда ртутный столбик подскочит слишком высоко, а воспалительный процесс перейдет в стадию опасной хроники.

Простая эта житейская метафора весьма емко характеризует нынешнее положение дел в оппозиции. Объединительный процесс «Батькивщины» и «Фронта» лихорадкой сопровождался перманентно, но финальная его стадия порождает опасение: еще чуть-чуть и объединяться будет уже некому – сгорят от температуры.

Фото: Макс Левин

Окончательно «брак» «Батькивщины», «Фронта», ПРП Сергея Соболева, остатков Руха и «Народной самообороны» (Вячеслав Кириленко, Анатолий Гриценко и Николай Катеринчук со товарищи присоединяться к ним не торопятся) планируют формализовать в субботу. Понятно, на Михайловской состоится лишь «торжественная церемония»; съезды партий-союзниц пройдут раньше, ключевые решения также будут приняты раньше.

LB.ua пытается вникнуть в детали.

Письма счастья

Очередной виток противостояния внутри ОО пришелся на прошлую среду, когда Юрий Одарченко ненароком обронил жалобное письмо – на имя Тимошенко – буквально под ноги Арсению Яценюку.

Учитывая, что происходило все это в сессионном зале, Яценюк удар выдержал на ура. Письмо читали и осмеивали – пока Одарченко, обнаружив пропажу, его не выхватил – всем оппозиционным коллективом.

Правда, на следующем заседании фракции, слов в адрес Одарченко Арсений Петрович не выбирал. Одарченко отвечал тем же. Пар выпустили, но конструктива не добавили.

В пятницу копия скандального письма – с незначительными ремарками – появилась в СМИ. Правда, без подписей. При том, что на тот момент под документом, кроме самого Одарченко, подмахнулись Константин Бондарев, Николай Томенко, Роман Илык, Василий Кравчук, Андрей Сенченко, еще несколько региональных активистов. После «утечки» – поскольку «вынос сора из избы» партии вреден – автографы были отозваны. Правда, потом письмо адресату все-таки отправили. Более того, по состоянию на утро вторника, даже получили ответ. Огласить и обсудить который на общем собрании планируют в четверг после обеда. По предварительной информации, ответ не совсем такой, каким бы его хотели видеть авторы послания.

Сие, конечно, не удивительно. Тимошенко важно «дожать» ситуацию, поскольку если объединение сейчас не состоится, оппозиция рискует вовсе развалиться, а Яценюк превратиться из союзника, который «держит место», в оппонента.

Хотя, если разбираться объективно, авторы послания, они же – инициаторы тематической дискуссии внутри ОО (в письме изложено было далеко не все, к тому же оно грешит излишней эмоциональностью, потому сам документ предметом нашего анализа не является) – не так уж не правы.

Фото: Макс Левин

Всего-навсего, хотят выяснить:

  • стоит ли сейчас закреплять за Арсением Яценюком высшую руководящую должность (после самой ЮВТ) в партии или целесообразно повременить, придержав пока позицию первого замглавы за Александром Турчиновым
  • как защитить руководителей областных парторганизаций от произвола центра? То есть – регламентировать возможность рассмотрения вопроса по смене глав областных парторганизаций исключительно политсоветом (более широкий круг участников), но никак не президиумом партии (как предлагается);
  •  пропорции распределения руководящих должностей между «историческими» «фронтовиками» и «сердечными». Тут существует два варианта: «по заслугам» и «по квотам». На последнем настаивают «фронтовики», желающие получить треть всех должностей (две трети – «сердечным»). «Сердечные» против, причем несогласие аргументируют не жадностью – дальновидностью: ну, допустим, согласимся на квоты, а потом кто-то из членов политсовета окажется тушкой, что тогда?

Еще хуже: согласимся на квоты на местах (элементарная формула: глава партячейки – «сердечный», первый зам – «фронтовик»), но как себя – в случае возможного конфликта – поведут первые замы? Не станут ли коррумпировать руководителей городских и районных ячеек, раскалывая, таким образом, партию изнутри?

Делить «по заслугам» было бы, конечно, логичнее, но требует длительного и кропотливого переговорного процесса, который не всегда успешен ввиду чрезмерного себялюбия некоторых участников;

  • допустимо ли «совместительство» на высших партийных должностях? Может ли, например, член президиума быть одновременно замом главы фракции? Не многовато ли нагрузки?

«Фронтовики» полагают: совместительство допустимо и даже полезно. Их позиция объяснима: математически фронтовиков меньше, а «свои» люди Яценюку нужны и в парламенте, и в партии. «Сердечных» больше, и они настаивают: если вновь допустить «совместительство», усилия опять сосредоточатся на парламенте, а партстроительством, как водится, будут заниматься по остаточному принципу.

Фото: frontzmin.ua

Важны ли эти вопросы? Важно ли договориться обо всем еще «на берегу»? Чтоб в процессе сплава по горной реке не выяснилось: спасательные жилеты никто не взял, поскольку думал, что возьмет сосед.

- Арсений – очень хороший человек, но, как руководитель, весьма специфичен. Главная проблема – нежелание и неумение разговаривать с людьми, - поясняет LB.ua один из подписантов письма. - Мы не против объединения, мы за, только за, единственное – на прозрачных понятных условиях. Любая наша попытка эти условия обсудить, хоть как-то проговорить, воспринимается в штыки, сразу начинается «поиск врагов». Ну, так же невозможно работать!

- К Тимошенко могло быть миллион претензий, но она всегда слышала других людей. Если, допустим, я с чем-то был не согласен, она часами могла убеждать: да, твои аргументы верны, я их разделяю тоже, но прошу поддержать сейчас эту позицию, поскольку для партии так лучше, ну и т.д. Ни сил, ни времени не жалела, и скоро ты уже сам начинал верить в то, что думаешь, как она, - поддерживает еще один «заговорщик». - Яценюк совсем иной: «Я решил, значит, так и будет». Но с какой, спрашивается, стати он мне будет указывать? Тимошенко не указывала, а Яценюк, видите ли, ультимативно указывает.

Увы, аргументы обоих собеседников правдивы. Собственно, близкий соратник Арсения Петровича, Андрей Иванчук в интервью LB.ua признавал открыто: «…начал общаться с партийцами Юлии Владимировны более тесно. Они рассказывают, что все острые, важные вопросы всегда выносились на обсуждение. Признаться, у нас во «Фронте» такого не было – Арсений Яценюк часто самостоятельно брал на себя ответственность в принятии решений. И первое время в Раде депутаты от БЮТ возмущались, что Арсен Петрович позволял себе решать что-либо самовольно. Хотя он глава фракции и иногда вынужден это делать».

Словом, стиль управления Арсения Яценюка кардинально отличен от стиля Юлии Тимошенко, и ее соратникам это не по нраву.

Имеют ли они на это право? Вполне.

Имеет ли право Арсений Яценюк придерживаться собственных правил? Вполне.

Имеют ли обе стороны право закрывать глаза на проблемы, отмахиваясь клише: «Одарченко – человек Бондарева, Бондарев воюет с Мартыненко за прибыли будущих киевских выборов, вот они и травят друг друга» (строго говоря, так оно и есть). Вполне.

Но, очевидно, если речь идет об объединении, сторонам все-таки следует – даже поступаясь самолюбием – искать приемлемый компромисс.

Дополнительная сложность для самого Арсения Петровича состоит в том, что опереться ему, по сути, не на кого. Николай Мартыненко – блестящий организатор, опытный игрок, но в деле «убеждения» и «убалтывания» коллег по политическому террариуму не силен. В массе своей, они его ненавидят. То ли завидуют, то ли боятся, то ли просто он стал слишком удобной мишенью-громоотводом.

Упоминавшийся уже Андрей Иванчук – не того, пока еще, масштаба персона, чтобы «старые сердечные» к его увещеваниям прислушивались.

И даже Александр Турчинов, который – в силу возраста и опыта – мог бы данную ситуацию если не полностью «разрулить», то точно смягчить – по-прежнему вынужден больше времени уделять сложным личным обстоятельствам.

Еще раз разобраться со всем этим слепком мексиканских страстей оппозиционеры попробуют в четверг. После обеда на Туровской состоится решающее - перед съездом - собрание актива.

Дежавю

Впрочем, на «авторитаризм» Арсения Петровича, в последнее время, жалуются не только «чужие», но и «свои». Как сообщал ранее LB.ua, вечером вторника четвертого июня в столице собирались региональные руководители «Фронта».

Признаться, накануне, обсуждая предстоящую встречу с товарищами-«фронтовиками», я рассказывала им, как происходила аналогичная встреча актива «Трудовой Украины» накануне «слива» партии господином Тигипко в пользу ПР.

Происходила она так. «Значит, партию мы распускаем, а все желающие могут самостоятельно написать заявления в ПР», - коротко проинформировал Тигипко.

Фото: Макс Левин

Коллег новость настолько ошарашила, что пару минут в зале царила гробовая тишина. Потом постепенно начали раздаваться голоса: «Позвольте, так, может, вы б нам всем хоть места первых замов в облорганизациях обеспечили? Вы такой вопрос вообще ставили, обсуждали?», «Что нам людям говорить на местах?», «Мы же ячейки на свои деньги создавали, кампанию финансировали! Как же так?!» «Вы нас, получается, кинули!» - жестко резюмировал кто-то в последнем ряду. Окинув зал презрительным взглядом, Сергей Леонидович скопом отмел все претензии: «Я вас тут вообще-то не советоваться собрал, а просто проинформировать».

Рассказывая – беззлобно подкалывала: у вас, ребята, скорее всего, будет так же.

Увы, прогноз LB.ua почти полностью сбылся.

- Мы можем рассчитывать на первых замов руководителей облячеек? - спрашивали Арсения Петровича.

- Можете. Но на конкурентной основе.

- То есть, квот нет?

- Нет. Наша команда должна состоять из сильных, кто не выплывет – сам виноват.

- Что нам людям на местах говорить? Как все это объяснить?

- Изначально наши люди могли вступить в «Батькивщину»! Они же этого не сделали, они же выбрали «Фронт»! Представляете, как над ними сейчас местные «сердечные» потешаются? Еще и «Удар» в затылок дышит. Мы же половину партийцев так растеряем!

и т.д. и т.п.

В целом, на этой встрече перед ним стояло несколько задач:

А) уверить присутствующих в крепости их маленькой команды. Да, объединение, да, политика, все можно понять. Все можно, если знать, что твой лидер за тебя глотку перегрызет;

Б) снабдить присутствующих аргументами, которые они могли бы задействовать на местах. Очевидно, в таких случаях «идеологические установки» региональные руководители должны от первого лица получать, а не сами их на ходу выдумывать;

В) убедить присутствующих в крепости собственных позиций внутри ОО и твердой решимости бороться в 2015-м. Пардон, но слабые, не нацеленные на победу лидеры никому не нужны.

Справился ли с этими задачами Арсений Петрович? Судить, очевидно, не нам. Но нынешние настроения в среде «фронтовиков» весьма красноречивы.

Фото: Макс Левин

Меж двух огней

Еще одно испытание, предстоящее оппозиционерам в ближайшее время: сохранить цельность фракции до 5-го июля – завершения парламентской сессии.

Преодолеть особенно тяжело ввиду того, что «вербовка» тушек властью предпринимается сразу с нескольких фронтов. В среде большевиков видовая конкуренция также существует. Основные центры целеполагания: «младореформаторы» Сергея Арбузова и Сергей Левочкин. На парламентском поле традиционно играет и Андрей Клюев, однако сегодня его активности – ввиду дефицита имеющихся ресурсов – минимальны. Тем более, для Клюева ныне актуальны иные заботы: руководит давно созданным и интенсивно действующим штабом-2015 (как бы старательно это не оспаривали из одного высокого кабинета на Грушевского).

Способы «добычи» и «удержания» «тушек» у каждой из конкурирующих сторон разные.

Так, «младореформаторы» имени Сергея Арбузова сильны наличествующим у них админресурсом. «Схема следующая: я пишу заявление, в течение нескольких часов после этого в указанное мною место приезжает инкассаторская (курсив мой, - С.К.) с охраной, в машине – заранее оговоренная сумма (налом!!! Знаки восклицания вновь мои, - С.К.). Если я попрошу – сумму сразу на счет переводят», - рассказал LB.ua один из молодых оппозиционных депутатов, потенциальной «тушкой» прикидывавшейся, но так ею и не ставший. Пока, по крайней мере.

Под «оговоренной суммой» подразумевается три-пять миллионов долларов. Порою доходит до десяти. Повторяю: налом. Итоговая цифра зависит от персоны того, кого покупают. Некоторым и десять предлагают.

Этим, впрочем, сделка не ограничивается. Вторая необходимая составляющая – бизнес-преференции.

Аналогичные «показания» дали еще три депутата. Того – четверо. Разумеется – на условиях анонимности. Впрочем, не верить им у LB.ua оснований нет. В отличие от человека, на которого все четверо указали. И которая, по их словам, проводила тематические «собеседования» – на предмет возможного выхода из фракции – не только с ними.

Речь о заме руководителя аппарата первого вице-премьера Галине Гордиенко. Имя Гордиенко, прежде в столичной политической тусовке неизвестное, совсем недавно всплыло в контексте севастопольских перевыборов. Предполагалось, что Гордиенко станет баллотироваться здесь по округу, освободившемуся после перехода в Минобороны Павла Лебедева. Решение считалось практически принятым, как внезапно было изменено – округ отдали близкому соратнику Рината Ахметова Вадиму Новинскому. Сомнений в том, что именно Новинский одержит победу в Севастополе седьмого июля, не возникает. Ну, а госпоже Гордиенко теперь пришлось сосредоточиться на оптимизации кооперации между Кабмином и ВР.

Номинально ей поручено контролировать прохождение через парламент экономических инициатив правительства. В КМУ данную информацию о своей сотруднице подтвердили, уточнив, однако, что полномочиями возиться еще и с «тушками» ее никто не наделял. Подобная реакция пресс-службы, в целом, не удивительна, удивительно то, что тремя часами позже сама Гордиенко заявила, что в КМУ не работает, к политике не причастна и вообще имеет юрфирму в Севастополе. Странно, почему не выдала что-то вроде: «Я не знаю, кто такой Сергей Арбузов».

Ну, да ладно.

Еще один крупный игрок – Сергей Левочкин. Ключевая задача которого на нынешнем этапе – не допустить выхода «тушек» из «Удара». Ослабление Яценюка неизбежно усиливает Кличко, контрольный пакет акций политсилы которого СМИ приписывают именно Сергею Владимировичу. Зачем, спрашивается, «младореформаторам» такие конкуренты? Не проще ли выманить несколько тушек и из «Удара», чтоб на Банковой кое-кто не думал, что схватил Бога за бороду?

О четверых потенциальных ударовских «тушках» достоверно знает спикер Рыбак, к которому давеча их заявления поступили. Сергей Владимирович, судачат злые языки, о поступлении заявлений тоже вовремя узнал, так же вовремя – переговорил с Владимиром Васильевичем. В результате бумаги отложили в дальний ящик.

Перетягивание каната продолжается.

Соня КошкінаСоня Кошкіна, Шеф-редактор LB.ua
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram