Попытка номер пять
Процесс объединения оппозиционных партий был начат еще накануне гонки 2012-го. Формальная причина: необходимость (продиктованная ЦИК) - регистрировать списочников от одной какой-то партии. Уже по завершении кампании оппозиционеры, во многом под нажимом ЮВТ, взяли курс на окончательное "слияние и поглощение".
Предполагалось, что объединительный съезд состоится сразу после выборов.
Не состоялся.
В конце января - начале февраля, тоже.
Тогда его ввиду многочисленных сложностей отложил лично Турчинов.
Следующую дату назначили "на весну".
Ожидалось, что накануне 18-го мая "Фронт перемен", а также оппозиционные партии калибром поменьше проведу съезды, на которых:
А) заявят о самороспуске;
Б) вторым решением посоветуют своим активистам вступать в "Батькивщину".
Непосредственно 18-го планировалось торжественно вручить Арсению Яценюку и Николаю Мартыненко (на сцене на Софиевской пощади) партбилеты.
Съездов, однако, не состоялось. И даже имя единого кандидата на Софиевской не прозвучало. Как поясняли тогда в кулуарах митинга: ввиду особой упертости… нет, не Кличко, г-на Тягнибока.
Якобы продравшегося с Банковой. Что, конечно, не совсем так, хотя на определенные размышления демарш «Свободы» наводит.
Как выяснилось 29-го мая - из текста авторской статьи, написанной Юлией Тимошенко специально для LB.ua, - анонсировать единого кандидата не стали по настоянию самой Юлии Владимировны.
Данный тезис многие - даже из числа сторонников ОО - восприняли неоднозначно: мол, надо же как-то спасать ситуацию.
Впрочем, о тезисах Юлии Владимировны подробно скажем далее.
Сейчас вернемся к делам партийным.
Арсений Яценюк: отступление или попятная?
По состоянию на сегодня форум партийного единения анонсирован на вторую декаду июня. Ориентировочно - 18-25 число, но точная дата не определена.
На сей раз, однако, съезд с высокой долей вероятности все же состоится.
«Осенью будет уже поздно», - поясняют в «Батькивщине».
Тем более, в ускорении процесса заинтересован Арсений Яценюк. Заинтересован куда больше прежнего. Котировка его личных акций в оппозиционной среде стремительно падает.
Вспомним, какие позиции он сам и «Фронт» занимали в начале прошлого лета – при согласовании общего с «Батькивщиной» избирательного списка и дележе мажоритарных округов; далее – при назначении руководителей избирательных штабов ОО на местах.
Вспомним, сколько процентов – в общеоппозиционном командном зачете – собрали «фронтовики» в октябре.
Lb.ua не станет утомлять лишними подробностями – наш читатель достаточно искушен в политике, чтобы реконструировать события самостоятельно.
«Черная полоса» для Арсения Петровича началась, как ни странно, в парламенте. Причем в первый же день – демаршем отца и сына Табаловых. «Тушки» все как одна – «платные пассажиры», посаженные в списочный поезд кондуктором Николаем Мартыненко, - отныне стали страшным сном Яценюка. Причем сон продолжается – лимит тушек не исчерпан. И если после первого исхода Яценюк сам поставил вопрос о снятии с себя полномочий руководителя фракции и даже сложении мандата (в искупление), то после второго «группового» исхода этого стали требовать уже его соратники. Благо, должности Арсений Петрович не лишился. Лучший подарок для Банковой сложно было бы вообразить.
Однако, бесследно все это для реноме Яценюка не прошло. И если при распределении комитетов его команда еще удерживала оборону (в результате чего комитеты между «Фронтом» и «исторической» «Батькивщиной» поделили приблизительно поровну, а два лакомейших куска – комитет ТЭК и экономический – достались соответственно Николаю Мартыненко и Андрею Иванчуку, двум ближайшим Арсению Петровичу людям), то к концу пленарной сессии ВР от былого величия «Фронта» и его лидера осталось совсем немного.
Как уже доводилось писать, главных проблем у Арсения Петровича три:
А) нахождение внутри чужого проекта – априори недружественно настроенной к нему среды;
Б) фактор Мартыненко;
В) собственный низкий рейтинг.
Снизился он у него, стоит отметить, за последние восемь месяцев.
Причем Банковая со товарищи приложили к этому немало усилий.
Ни одного оппозиционного лидера все это время не «мочили» с таким усердием.
- Это на Яценюка штатные комментаторы ПР выливали ушаты грязи в подконтрольных телеэфирах и далее - на страницах не слишком дорожащих репутацией СМИ. При этом Виталий Кличко значился целью номер два. Олег Тягнибок не значился вообще, разве только в разделе «приоритетов» со знаком «плюс» - как разжигатель «фашистской тематики».
- Это за Яценюком гонялись и гоняются чернушники (опять-таки контрактованные из стана бело-голубых) с морковками, черепами кроликов и прочими аллюзиями на тему флоры и фауны.
Внутриоппозиционные факторы тоже сработали.
- Это Яценюк вынужден постоянно оправдываться «за тушек» и за «того парня» по фамилии Мартыненко.
- Это Тягнибок, провозглашающий пламенные речи с крыши агитмашины, выглядит убедительно, а Яценюк с его интеллигентской внешностью – нет.
- Это Кличко и «Удар» - чемпионы по блокированию трибуны, а остальные меньшевики в этом деле – их младшие ассистенты.
Результат – из трех лидеров парламентской оппозиции персонально Яценюк – самый низкорейтинговый. Да, согласно последним опросам, Олег Тягнибок еще отстает от него на процент-полтора, но совершенно очевидно, что в «полевых условиях» кампании лидер «Свободы» разрыв быстро сократит. Работа с электоратом по принципу «тысячи рукопожатий» - не сильная сторона Арсения Петровича.
Понимая все это, Яценюк как никогда заинтересован поскорее войти в большую оппозиционную семью и возглавить ее.
Человек опытный, он осознает: любую угрозу всегда можно превратить в возможность. Если карьера электорального политика не складывается, следует сосредоточиться на партийной. Капитализация таких акций в 2015-м году может быть даже выше, чем акций электоральных.
Вопрос лишь в том, как именно сложится окончательный союз «Батькивщины» и «Фронта».
Гражданский брак или церковное венчание?
Поскольку даже дата съезда окончательно не определена, а обсуждение организационных подробностей в самом разгаре, итоговый вариант объединения пока не выработан. Наиболее активно обсуждаются несколько вариантов. Каждый имеет свои плюсы и минусы.
Первый вариант предусматривает юридическое закрепление готовящихся метаморфоз. Учитывая, что речь идет о слиянии сразу нескольких политсил под флагом «Батькивщины», шаг вполне логичный. Но в условиях современной Украины весьма опасный.
Вспомним местные выборы 2010-го года и блестяще разыгранную властью комбинацию по уничтожению одной из крупнейших партячеек «Батькивщины» – киевской. Комбинация началась с попытки внутреннего переворота – замены одного руководителя ячейки другим. Не вышло. Тогда в ход пошли воровство и подмена печатей, уставных документов, прочего партийного скарба. Все это – на фоне судебных тяжб.
По мотивам «разбора полетов» на одной из партконференций активисты приняли решения, зафиксировать которые необходимо было в Минюсте. Свою визу Минюст очень долго не давал; в результате конфликт разгорался еще больше. В итоге от столичной партячейки осталась лишь горстка отчаянных, да и они полноценного участия в избирательной кампании принять не смогли.
Сегодня, три года спустя, связываться с Минюстом и судами оппозиционерам еще опаснее.
Все метаморфозы лучше произвести в рамках действующих уставных документов «Батькивщины». Что представляется, конечно, крайне малореальным. Но до момента съезда какой-то компромиссный вариант, очевидно, будет найден.
Пока более приоритетным считается вариант номер два.
Согласно «плану Б», на «большом съезде» в «Батькивщину» вливаются (предварительно, как и оговаривалось ранее, самоликвидировавшись) «Фронт», часть Руха, индивидуально – несколько бывших «самооборонцев» («Самообороны» как самостоятельной единицы уже давно не существует), ПРПисты Сергея Соболева. «За Украину!» Вячеслава Кириленко к вышеперечисленным присоединяться пока не торопится – продолжает торги. Аналогично - «Европейская партия» имени Николая Катеринчука, который все не сложит цены своему нулевому личностному рейтингу. Также неизвестна окончательная позиция Анатолия Гриценко.
Лидером партии, естественно, остается Юлия Тимошенко. Главой политсовета назначается Арсений Яценюк. Важный нюанс – имя главы политсовета предлагает делегатам съезда сама Тимошенко.
При этом Александру Турчинову достаются обязанности руководителя этакой надорганизации – исполкома и центрального штаба одновременно. Такая комбинация позволит Александру Валентиновичу развивать бурную деятельность не только в избирательный период; плюс реально контролировать происходящее в партячейках, особенно на местах.
Помогать ему в этом, по информации источников, станут: Михаил Левинский, Сергей Пашинский, Елена Ледовских (человек Николая Мартыненко). Очевидно, перечень «помощников» еще расширится. Но вот Николай Мартыненко в него, равно как на другие руководящие должности, не попадет. В свете последних событий вокруг «тушек» разумнее всего для него тихо «залечь на дно».
Еще один руководящий орган – президиум партии, который на сегодня «сердечные» намерены укомплектовать «почетными замами», плюс – ветеранами вроде Ярослава Федорчука, для которых важен не столько даже функционал, сколько название должности.
Правда, относительно персонального состава и сферы деятельности президиума партии жаркие споры сейчас в самом разгаре. Так что выводы пока преждевременны.
Один из самых любопытных аспектов споров – невозможность совмещать высокие партийные должности с парламентскими.
Логика здесь есть: работы и в ВР, и в партии (которой внимание уделяется обычно «по остаточному» принципу) достаточно, чтоб ни на что иное больше не отвлекаться. Поэтому если человек, допустим, является замом главы фракции или возглавляет в Раде комитет (а то и то, и другое одновременно), на первые роли в партии претендовать уже не должен.
Такая схема чрезвычайно выгодна исторической «Батькивщине», где на каждое более или менее значимое кресло вечно находятся десять потенциальных начальников. Но она абсолютно невыгодна Арсению Яценюку, у которого близких соратников, которым сам он доверяет и которых хотел бы делегировать на ключевые должности, не так-то много. Основной из них, он же – главный совместитель – Андрей Иванчук. За Иванчуком уже числятся экономический комитет ВР и статус зама главы фракции. Сложно представить, что он сейчас откажется от комитета в пользу партнагрузки.
В целом, разрешение этой дискуссии – о не/возможности совместительства – будет весьма показательно с точки зрения того, у кого в ОО «контрольный пакет» больше – «фронтовиков» или все же «сердечных».
Еще один принципиальный индикатор – распределение сил в областных организациях.
В начале переговоров (то есть еще в прошлом году) «фронтовики» претендовали на половину квот глав областных партийных организаций. Сегодня – в силу вышеизложенных причин – подобное уже невозможно. Хорошо бы пять-шесть регионов за собой «застолбить» (причем необязательно даже номинально).
Невозможно еще и потому, что прошлый съезд «Батькивщины» (состоялся, напомню, летом 2012-го – для выдвижения кандидатов в народные депутаты) не был закрыт. Следовательно, сейчас в Киев приедут те же делегаты. А симпатиков «Фронта» среди них не так-то много.
«Соломоново решение»: менять глав облорганизаций лишь там, где это действительно необходимо, причем выбирать объективно сильнейшего претендента. Так недавно произошло на Полтавщине.
В остальных случаях предлагать «фронтовикам» должности первого зама главы партячейки.
Утвердят ли его, станет понятно поздним вечером вторника. В этот день в столице запланировано собрание региональных активистов «Фронта». С большой долей вероятности к ним также присоединятся региональные активисты «Батькивщины».
Юлия Тимошенко: возвращение
Программная статья Юлии Тимошенко «День Европы», опубликованная Lb.ua в среду, внесла серьезные коррективы в планы оппозиционеров и спровоцировала настоящий переполох в провластной среде.
Масштабы переполоха в полной мере проявились в четверг и пятницу, когда ряд СМИ заполонили комментарии штатных запевал Банковой; плюс, никому неизвестных «луганских политологов кировоградского происхождения» на тему: «Тимошенко сошла с ума», «Тимошенко похоронила замыслы соратников», «Тимошенко выставила оппозиционеров дураками» и т.д.
Но апогеем маразма стали новости в духе «а статья-то ненастоящая. Вы уверены, что ее писала сама ЮВТ? Вы что, свечку держали?» (напомнило «темник» ПР относительно избиения Оли Сницарчук: «может, это она сама себя побила», «пусть докажет», - С.К.).
«Подтверждением» тезиса приводились фразы Виталия Кличко: «Я еще не успел прочесть текст, поэтому не могу комментировать. Это же не интервью, да? А статью можно по-разному интерпретировать…». При этом абсолютно нейтральная цитата лидера «Удара» маркировалась заголовками «Кличко сомневается в достоверности письма Тимошенко».
Ну да, «сомневается в достоверности» и «я еще не успел прочитать» - это, конечно, одно и то же.
Вся эта какофония свидетельствует об одном: прервав двухлетнее молчание, Тимошенко умудрилась сразу затронуть глубинные нервы всех обитателей политического террариума.
5-го августа исполняется ровно два года с момента заключения экс-премьера. За это время ЮВТ дала одно полноценное интервью - «Зеркалу недели», все остальные послания попадали в СМИ посредством заявлений ее пресс-службы (хотя и от ее имени).
Заявления обычно сводились к следующему: стало хуже, стало лучше, проводятся процедуры, облилась чаем. При всем уважении и понимании непростой ситуации, в которой Юлия Владимировна пребывает, это – явно не тот семантический ряд, с которым должен ассоциироваться государственный деятель, за которого проголосовали 14 миллионов избирателей. Соратники ЮВТ, конечно, уверяли: все хорошо, она по-прежнему в строю, держит руку на пульсе и управляет оппозицией, но обыватель в эти мантры верил все меньше.
И тут мощнейший бенефис. Бенефис, однозначно свидетельствующий: Юля вернулась. Она по-прежнему субъектна, и с этим невозможно не считаться.
Более того, если продолжит практику публикаций подобного рода форматов, то получит массу бонусов. От страховки «нечаянного искажения» своей воли однопартийцами (что уже, признаться, бывало, и не раз) до прямого канала коммуникации с обществом.
Нынешнее ее послание каждый понял по-своему. Многие в оппозиции сразу ехидно запыхтели: «Ну да, не смогли договориться о едином кандидате, так давайте скажем: не очень-то мол, хотелось».
Еще: «Ну все, Сеню окончательно слили: то он носится с этой своей акцией, а тут Юля говорит: заканчивай!»
«Ой, да что вы обсуждаете, она просто напомнить о себе решила, а то народ, ведь, забывать стал. Лучше б еще раз чаем облилась», - поддерживали скалозубы во власти.
И те, и другие «День Европы» читали невнимательно. Либо вовсе не читали, но поторопились осудить. Либо им просто невыгодно признавать правду.
А правда состоит в том, что:
- Да, 18-го числа с единым кандидатом действительно не получилось. Да, Тимошенко действительно спасает ситуацию как может. Разве она, как политик, не права?
- Откладывая вопрос единого кандидата, Тимошенко стимулирует конкурентную борьбу в оппозиционном лагере. Единым кандидатом, напомню, должен был стать не Яценюк – сама Тимошенко.
Посему тезис о том, что единственный шанс Арсения Петровича на успех в 2015-м – поддержка Тягнибока и Кличко, – не совсем верен. Если Арсений Петрович действительно имеет личные планы на 2015-й и для их реализации не включится активно в электоральную борьбу уже сейчас, ему даже поддержка Папы Римского не поможет.
Как было сказано, он сам должен определиться: он намерен действовать как электоральный политик или как функционер? «Объять необъятное» невозможно: блестящий функционер Александр Турчинов, проваливший киевскую кампанию в 2007-м, лучшее тому доказательство.
- Если Арсений Петрович предпочтет карьеру функционера, на обновленную партию «Батькивщина» это должно оказать исключительно положительное влияние.
Простая гипотеза: Яценюк максимально вложится в дело партстроительства, но когда ЮВТ освободится, она постарается его из «Батькивщины» как потенциального конкурента выжить.
Гипотеза посложнее: за два года, оставшиеся до президентских выборов, Яценюк может не просто стать архитектором сильнейшей оппозиционной политсилы с развитой сеткой местных организаций, идеологически мотивированными членами, закаленными в борьбе активистами и т.д. Силы, в рядах которой он, Арсений Петрович, будет пользоваться таким авторитетом и уважением (плюс, контролем за ключевыми парторганизациями; тут ему наверняка поможет Николай Мартыненко - он в таких делах мастер), что «подвинуть» его будет не так-то просто. Еще кто кого подвинет.
Вопрос: выгоден ли подобный сценарий партии, Яценюку, Тимошенко? Ответ ясен.
Вопрос: выгодна ли слабая, раздираемая внутренними противоречиями партия и третий – из трех оппозиционных – рейтинг Яценюка, ему самому, Тимошенко и «Батькивщине»? Здесь ответ также ясен.
- Призыв прекратить митинг «Вставай, Украина!» вышел из-под пера Юлии Владимировны не сам по себе, но в контексте одновременного сворачивания «антифашистского фронта» власти.
Из клетушки харьковской ЦКБ Тимошенко увидела то, что очевидно сегодня каждому здравомыслящему гражданину и патриоту, но совершенно неясно большинству из тех, кто живет интересами «печерского треугольника»: подобные игрища слишком опасны. Да, информационные и манипулятивные возможности власти значительно богаче оппозиционных; да, это власть насаждает дилемму «фашистов и антифашистов». Но если оппозиция, даже, возможно, в ущерб собственным ситуативным интересам, власть из этой парадигмы не вышибет, то волной стихийного цунами сметет и тех, и тех. Страну тоже сметет.
Важно, чтоб это поняли – на чем Тимошенко также акцентировала – в обществе.
Вместо резюме
В завершение политического сезона Объединенная оппозиция подошла к простому выбору: или – следуя примеру барона Мюнхгаузена – самой себя вытащить за волосы из болота, или окончательно превратиться в «апгрейд» «Нашей Украины»: такой же своевольный, сколь и бестолковый. Кажущийся простым, выбор зависит от желания и умения играть в долгую. Что большинству украинских политиков, к сожалению, не свойственно.