ГоловнаПолітика

Кирило Куликов: за все, що діється в Київраді, повинен відповідати колишній секретар Олесь Довгий

Верховная Рада в очередной раз объявила крестовый поход против Леонида Черновецкого и его «молодой команды». На этот раз нардепы решили разобраться с делами земельными. То есть изучить кадастровые дела на участки, отчужденные Киеврадой с 2007 по 2010 год.

Фото: Дмитрий Алексеенко

Для этого в июне была создана Временная следственная комиссия из 11 нардепов. Руководит работой комиссии нашеукраинец Кирилл Куликов. По его словам, комиссия проработала всего полтора месяца, но уже раскопали много чего интересного. Например, выяснилось, что ключевая разрешительная документация по некоторым участкам никогда Министерством культуры не выдавалась. «Когда мы пришли в Минкульт, оказалось, что в Министерстве культуры лежат одни заключения, а в кадастровых делах – другие. Все они на официальных бланках учреждения с подписями. Но в Минкульте их не делали. Так на что это похоже? Наверное, это – признаки фальсификации. И подобных случаев — сотни», – рассказывает нардеп в интервью LB.ua.

Это уже третья комиссия ВР, призванная разложить деятельность экс-мэра Киева Леонида Черновецкого по полочкам, к работе которой причастен Куликов. Аналогичные комиссии созывались и в 2008 (возглавлял Николай Томенко) и в 2009 годах (возглавлял уже Куликов). Если 2008 году результатом работы комиссии стало назначение внеочередных выборов в Киеве, которые, правда, не выбили Черновецкого из мэрского кресла, еще и позволили вдвое нарастить актив блока его имени в Киевраде, то в 2009 году обвинительный отчет комиссии на 200 страницах и вовсе никак не отразился на позициях бывшего мэра Киева. Куликов уверяет: причина — безразличие третьего президента Украины Виктора Ющенко, якобы он должен был принять меры против «молодой команды», но спустил все на тормозах.

Однако, учитывая близость перезагрузки Верховной Рады в октябре 2012 года, уверенности в том, что нынешнее расследование нардепов будет иметь какие-то последствия, нет. Если у представителей «молодой команды» остались еще какие-то «аргументы», способные убедить власть отсрочить наказание, то факты, о которых Куликов говорит в этом интервью, так и останутся на бумаге. Более того, кажется, нардеп тоже это понимает. Так, например, отмечает: «Я не уверен, что у власти есть желание поступить с Леонидом Черновецким или Олесем Довгим по закону, но оснований, чтобы продолжить измываться над ними, будет предостаточно. По крайней мере, их «благие дела» теперь точно не останутся незамеченными. То, какую форму это приобретет, – вопрос».

Фото: Дмитрий Алексеенко

Именно Олеся Довгого и Леонида Черновецкого Куликов называет ключевыми фигурами, причастными к расхищению особо ценных земель в Киеве. «По моему мнению, за все, что происходило в Киевраде, за фальсификацию документов и все остальное должен нести ответственность непосредственно тогдашний секретарь Олесь Довгий», – чеканит Куликов в интервью LB.ua. И добавляет: «Я бы не имел права так говорить, если бы не имел фактов, которые могу предъявить».

Куликов не уточняет, кому повезет воспользоваться этими фактами: Александру Попову в борьбе за кресло киевского градоначальника, новому шефу Куликова – Виталию Кличко в борьбе за места в Парламенте, или Банковой, чтобы продолжить шантажировать "молодую команду". В любом случае, если факты о которых говорит Куликов, будут дожидаться окончания работы комиссии (которое запланировано на январь 2013) то предъявлять их уже будет некому. Олесь Довгий, которого Куликов в интервью называет ключевой фигурой для ВСК, с высокой вероятностью будет избран в обновленную Верховную Раду и получит иммунитет депутатской неприкосновенности.

Разбираться с незаконными стройками в Киеве должен экскаваторщик, а не суд

Временная следственная комиссия была создана полтора месяца назад, уже должен быть готов первый промежуточный отчет о ее работе.

Действительно, мы готовы выступить с отчетом перед коллегами по Верховной Раде. Тем более, исходя из постановления ВР, мы должны были отчитаться в течение сорока дней после создания комиссии, то есть, в середине июля. Однако, на последней неделе сессии представить отчет мы просто не могли. Все, наверное, помнят, что творилось в Раде в эти дни. Я надеялся, мы все же как-то успеем рассказать о результатах работы до момента ухода депутатов в отпуск, но такой возможности не представилось.

Фото: Дмитрий Алексеенко

То есть вы приостановили работу, пока ВР на каникулах?

Нет, комиссия продолжает работу. Еженедельно мы проводим заседания, посвященные тому или иному вопросу в пределах нашей компетенции. Мы распределили между членами комиссии ответственность за дела по различным районам. Мне, например, достались Дарницкий и Днепровский. Работают мои общественные приемные, куда киевляне могут обращаться с информацией о всех нарушениях в сфере земельных отношений. Члены комиссии получили доступ ко всем кадастровым делам, которые еще «живы».

И какую часть кадастровых дел вы уже успели изучить?

К сожалению, пока лишь малую толику. Дело в том, что документов очень много. Мы можем изучить их только поверхностно. Сейчас мы разделили их по зонам. В первую очередь нас интересуют особо ценные участки земли – те, что находятся в буферных зонах заповедников Киево-Печерская Лавра и София Киевская. Мы уже заслушали отчеты директоров обоих заповедников. В буферной зоне Лавры ситуация еще более менее, а что касается Софии Киевской – там полный мрак. Выделено 55 участков под застройку, при этом нет даже опорного плана (план, на котором показана сложившаяся на исходный срок проектирования топографическая и хозяйственная ситуация объекта планировки, – LB.ua).

Есть ли какие-то факты, которые вы готовы передать правоохранительным органам?

Такие факты мы получаем каждый день. Например, на прошлом заседании мы обсуждали участки в буферной зоне Софии Киевской. Ни один из этих участков не может передаваться в собственность, там можно только проводить раскопки и тому подобное. А любые изменения, которые касаются этой земли, требуют согласования с Министерством культуры и Комиссией по вопросам охраны культурного наследия. Когда мы обратились к представителям Главного управления земельных ресурсов города Киева с вопросом, почему эта земля была отдана под строительство, они предоставили нам заключения Минкульта по каждому из участков. В каждом кадастровом деле лежит документ, подтверждающий, что Минкульт не возражает против строительства. Но когда мы пришли в Минкульт, оказалось, что у них были абсолютно другие заключения. То есть в Министерстве культуры лежат одни заключения, а в кадастровых делах – другие. Все они на бланках Минкульта с подписями. Но в Минкульте их не делали. Так на что это похоже? Наверное, это – признаки фальсификации. Самая главная разрешительная документация в этих делах: разрешения Минкульта и другие согласования – сфальсифицированы.

И подобных случаев – сотни. Например, Стрелецкая, 10. Кто вообще мог позволить отводить землю по этому адресу? Это же стена к стене с Софийским заповедником! Дальше: куда из собственности города исчезли земли природных заповедников? Какой умник построился на Жуковом острове? Кто разрешил строить здания в гидрозонах на Трухановом острове? Есть четкий закон доступа к гидрозонам: в зоне ближе 100 метров никто не имеет права ничего строить. А у нас часто киевляне из-за «сиротских» хатынок не имеют возможность выйти к водоемам.

Фото: Дмитрий Алексеенко

Не удивительно, что сейчас руководитель МЧС заявляет, что в Киеве возможно наводнение. Причина – стройки в гидрозонах. Из-за них у нас все коммуникации разрушены. Чтобы разобраться с этими стройками, не нужно даже в суд ходить, есть закон. Надо идти к экскаваторщику. Экскаваторщик должен приехать и решить все вопросы.

Очевидно, что просто так никто не даст снести уже построенные здания. Начнутся суды, тем более, что большинство участков сегодня уже перепроданы по нескольку раз. Как вы собираетесь объяснять нынешним собственникам, почему хотите отобрать их участок, который они законно купили по рыночной цене?

Нас интересует то, что в юридической практике называется первичные действия. Мы хотим выбрать те проекты решений, которые Киевсовет не имел права принимать. Потому что распоряжение этими участками не входит в сферу его компетенции. Именно такие решения необходимо признать незаконными. То, что потом эти земли покупались, перепродавались – нас не волнует. Кто кого кинул, пусть выясняют между собой субъекты хозяйственной деятельности. Пусть предприниматели, которые давали «молодой команде» многомиллионные взятки, придут к представителям этой команды и с них спрашивают. Мы хотим эти земли вернуть городу, а «пацаны» между собой пусть разбираются сами. Тем более, когда совершаются подобные сделки, покупатель проводит due diligence, в результате которого он должен четко понимать, что предыдущие сделки были незаконны. Если он сознательно идет на такой риск – это его право.

То есть, отмены проектов решений будет достаточно, чтобы вернуть участки в городскую собственность?

Это все очень сложно. Мы говорим, что первично нынешним собственникам эта земля не принадлежит. Дальше будет очень сложная юридическая процедура. Чем она сложная: тот человек, который строится, и я находимся заведомо в разных весовых категориях. Человек выкладывает на этот проект десятки и сотни миллионов долларов, и планирует потом заработать миллиарды. И потратить миллион, чтобы отбелиться через прессу или уладить вопрос в суде, для него ничего не стоит. Застройщики сильнее меня, потому что у них больше аргументов в материальном измерении, я имею ввиду.

Вы говорите, что некоторые проекты Киеврада не имела права принимать, но городской совет – это коллегиальный орган, как можно привлечь к юридической ответственности 120 человек?

На самом деле привлекать 120 человек и не придется. Есть один человек, который ставит подпись на тот или иной документ, все фамилии известны. Если в кадастровом деле документы были сфальсифицированы, то мы не будем делать вид, что мы не знаем, кто за этим стоит.

По моему мнению, за все, что происходило в Киевраде, за фальсификацию документов и все остальное должен нести ответственность, непосредственно тогдашний секретарь Олесь Довгий. Я не имел бы права так говорить, если бы не имел фактов, которые я могу предъявить. Так что написать «сфальсифицировано неустановленными особами» прокуратура, конечно, может, но для нашей комиссии особа давно установлена.

Фото: Дмитрий Алексеенко

То есть, результатом работы комиссии станет привлечение Олеся Довгого к уголовной ответственности?

В этом Парламенте ничего не происходит просто так. Если комиссию создали, а 355 депутатов за нее проголосовали, в том числе, и мои коллеги из ПР, значит это кому-то нужно. Я не уверен, что у власти есть желание поступить с Леонидом Черновецким или Олесем Довгим по закону, но оснований, чтобы продолжить измываться над ними, будет предостаточно. По крайней мере, их «благие дела» теперь точно не останутся незамеченными. То какую форму это приобретет – вопрос.

Олесь Довгий выдвигается в Верховную Раду по мажоритарному округу, если он получит депутатский мандат, его смогут привлечь к ответственности или он будет защищен депутатской неприкосновенностью?

Я надеюсь, что у киевлян хватит достоинства не голосовать за него на выборах в ВР, невзирая на все подкупы. Пусть Довгий продолжает строить детские площадки, пусть раздает людям тонометры – должен же он какую-то пользу принести киевлянам. Но они должны прийти на участки и проголосовать честно.

Довгий – одна из ключевых фигур, которая входит в сферу интересов временной следственной комиссии. Он должен сейчас не бабушек подкупать на округе, а участвовать в наших заседаниях.

Вы его приглашали на заседания?

Да, но он ни разу еще не явился. Мы ему постоянно отправляем телеграммы. Но он не приходит якобы по состоянию здоровья. Болезненный юноша, как выясняется.

Из названия временной следственной комиссии следует, что сфера ваших интересов только земельные вопросы? Почему не коммунальная собственность в целом?

Потому что коммунальная собственность была сферой интересов предыдущей следственной комиссии. Есть отчет этой комиссии, есть постановление Верховной Рады.

Почему результаты работы этой комиссии не привели к каким-то юридическим последствиям для Леонида Черновецкого?

Результатом работы первой комиссии, которую возглавлял Николай Томенко, стало проведение внеочередных выборов Киевского городского головы и Киевсовета.

Позже, в 2009 году была создана новая комиссия, которая занималась расследованием деятельности Черновецкого, ее возглавлял уже я. В отчете комиссии на 200 страницах сказано обо всех крупных нарушениях, которые были допущены Черновецким и его коллегами, и об опасностях, которые грозят столице, если не будут приняты меры. В постановлении ВР, которое поддержали 226 депутатов, содержался перечень необходимых мер, однако Президент Виктор Ющенко проигнорировал это постановление.

Депутат Киеврады Дмитрий Андриевский в интервью LB.ua как-то прогнозировал, что Леонида Черновецкого могут посадить под выборы, чтобы поднять рейтинг Александра Попова. Вас не смущает, что наработки ВСК могут использовать как пиар-инструмент для выведения Попова в мэры Киева?

Закон – это неотвратимость наказания. Если это наказание произойдет под выборы, под День Независимости, под Новый год, под день Киева, под пиар-кампанию, под что угодно – не имеет значения, главное, чтобы это произошло. Чтобы люди убедились, что негодяев можно и нужно наказывать.

Нынешнее руководство КГГА, кстати, задействовано в работе комиссии?

Да, они помогают. На каждом заседании присутствует начальник главного управления по земельным ресурсам. Также мы сотрудничаем с профильными замами. Нам нужен доступ в администрацию к кадастровым делам. У меня нет замечаний к ним. Возможно, они действительно действуют, исходя из своих интересов. Но меня устраивает, что наши интересы совпадают.

Фото: Дмитрий Алексеенко

***

Недавно многие политические силы обнародовали списки своих кандидатов на Парламентских выборах этого года. Судя по этим документам, вы будете представлять партию «УДАР» на 212 мажоритарном круге в Киеве. Почему именно Дарница?

Если вы посмотрите постановление о создании Временной следственной комиссии, то увидите, что по нашему мнению, самая большая опасность, которая сегодня угрожает Киеву – это Бортническая станция аэрации. Это единая система очистных сооружений стоковых канализационных вод Киева. Станцию ввели в эксплуатации в 60-х годах прошлого столетия, и она вносит дискомфорт в жизнь жителей Дарницы. Вся система водоочистки требует колоссальных инвестиций, но на первых порах, что мы можем сделать минимальными силами – это убрать запах, который отравляет воздух в этом районе. Если в будущем удастся реконструировать всю систему – уровень всех заболеваний в городе сократится в 20 раз. Я считаю, что за это стоит побороться.

Кто был инициатором вашего сотрудничества с «УДАРом»?

Мы дружим с Виталием Кличко уже много лет. Так, в 2008 году я пришел к нему с Юрием Луценко и мы договорились о создании блока Луценко-Кличко. К сожалению, благодаря интригам некоторых персонажей этот блок не состоялся. И мне тогда пришлось сделать очень тяжелый выбор между одним моим другом и другим.

Вы обсуждали с Виталием возможность выдвижения вас кандидатом от УДАРа на выборах мэра Киева?

Нет, мы это никогда не обсуждали. Для меня тут важна позиция самого Виталия Владимировича.

***

Вы два года работали руководителем Национального центрального бюро Интерпола в Украине, вы можете объяснить, почему на официальном сайте организации нет информации о розыске зятя Черновецкого Вячеслава Супруненко?

Это презентационный сайт. Профессиональный сайт несколько другой. Но проблема не в этом, дело в том, что для меня до сих пор остается загадкой: разыскивают ли Вячеслава Супруненко или нет. Я написал депутатский запрос министру внутренних дел с вопросом, действительно ли Супруненко в розыске. Но четкого ответа так и не получил.

Вы обращались с уточнением к нынешнему руководителю Интерпола, к Василию Неволе?

Зачем мне обращаться к подчиненному министра внутренних дел, когда я направил вопросы непосредственно к министру Захарченко Виталию Юрьевичу?

Нет ли опасности, что объявление Супруненко в международный розыск станет поводом для получения им политического убежища за рубежом? По аналогии с Мариной Погибко, которая ранее была главой управления экономики в КГГА, а сейчас получила политическое убежище в Великобритании?

Скорее случай Вячеслава Супруненко можно сравнить с ситуацией Александра Волконского, который занимался "Элита-Центр". Он же не получил политическое убежище. Да и что Супруненко скажет? «Я воровал, потому что ненавидел власть. Прошу предоставить мне политическое убежище, потому что я так боролся против режима»? Это будет достаточно забавно.

Марія РидванМарія Ридван, журналістка
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram