ГоловнаСпорт

​Женщина с блином

Накануне 8-го марта LB.ua побывал в гостях у женской сборной страны по тяжелой атлетике. Оказалось, что девушки мечтают о крепких мужиках, которые были бы еще тяжелее, чем те штанги, что девчонки тягают на тренировках.

Фото: Макс Левин

У проходной на олимпийскую базу в Конча-Заспе нас встречает главный тренер женской сборной, двукратный чемпион мира — Денис Готфрид. То ли шутя, то ли серьезно, предупреждает: «У нас девчонки красивые. Можем и невесту подобрать». Впрочем, этой фразой потчуют каждого, кто приезжает в гости к женскому коллективу.

Готфрид — мужик обстоятельный, говорит быстро, но ясно.

«Я раньше крайне негативно к женской тяжелой атлетике относился. «Железной игрой» занимались только мужчины, мы самоутверждались в этом. Сейчас это делают и женщины. И наша задача — сделать так, чтобы они делали это профессионально. Чтобы у них было как можно меньше травм, чтобы они выглядели так же женственно и смогли после спорта не только достичь чего-то в жизни, утвердиться финансово, но и выйти замуж, иметь здоровых красивых детей. Моя главная задача — сохранить их здоровье, вторая — чтобы они добивались результатов», - расставляет приоритеты Готфрид.

Алене Вашиной сейчас 14 лет. В тяжелой атлетике она с восьми: «Рядом со школой был тренировочный зал. Я сама пошла, без подруги, без никого. Посмотрела — понравилось, попросилась туда. А до этого ходила на танцы, на хип-хоп».

Фото: Макс Левин

Алена — крепышка, но с выраженной женской фигурой. Говорит, что не боится растерять девичью красоту: «Всё зависит от человека. Если человек сам по себе красивый — он изменяться не будет». Но на всякий случай Алена делает наклоны со штангой на спине — упражнение помогает подчеркнуть талию.

Готфрид считает, что женственность дается от природы. И добавляет, что девчонки в сборную попадают с почти сформированными нравственными понятиями. «Мы не надзиратели, в какой-то мере можем быть педагогами, но мы больше помощники», - говорит Денис.

В сборной хватает девчонок из непростых, неблагополучных, как принято говорить, семей. Или из сел, где осталось по три хаты. Останься они в той, старой, жизни, кончили бы не очень хорошо. А спорт открывает перед ними перспективы. Но тренеры уверяют, что остаются, выдерживают темп только те, кто полюбил это дело по-настоящему, принял его всем сердцем.

Надя Чибисова в атлетическом зале выглядит как посланник других миров. У Чибисовой фантастическая для такого вида спорта фигура — по типу песочных часов. Её стати могли бы позавидовать даже легкоатлетки. У Нади и впрямь осиная талия. Кажется, что спортсменка сейчас переломается под тяжестью штанги, но он планомерно наращивает вес и с легкостью выдерживает нагрузки.

Фото: Макс Левин

Сейчас ей 18, она всего четыре года в этом виде спорта. Когда начала заниматься, весила лишь 34 кг (и это в 14 лет!), сейчас уже 60.

Чибисова с уверенностью говорит, что тяжелая атлетика точно ничего у нее не забрала, не лишила чего-то. Философски замечает, что все люди к чему-то стремятся, куда-то идут. Она стремится попасть на Олимпийские Игры. В Лондон-2012 точно не успеет, поэтому расчет уже на Рио-де-Жанейро.

Чибисова могла бы мечтать о Рио вместе с Остапом Бендером на страницах «Золотого телёнка», но честно признается, что совсем не любит читать. И добавляет: «Но это надо делать»...

Юлия Калина после недавней дисквалификации Ольги Коробки превратилась в первого номера всей сборной. На недавнем чемпионате мира уроженка Мариуполя стала четвертой.

Фото: Макс Левин

Юле сейчас 23, в тяжелой атлетике она с 13-ти. Говорит, что спорт забрал у нее детство, но тут же делает поправку: «Это было детство, которого не жалко. Мои одногодки ничего не добились в жизни: нет ни образования, ни работы, сидят на шее у родителей. Они курили, пили, шли на пляж, а я — на тренировку. Иду со второй — а ребята возвращаются с пляжа».

Спортсменка говорит, что компания пыталась затянуть ее назад в болото. Говорили: «Зачем оно тебе надо? Это не женский вид спорта. Будешь ростом маленькая, с ногами раскачанными, как бочка».

Зато сейчас друзья детства завидуют Калине: «Ой, ты и там была, и там. А ты за свой счет ездишь?» Нет, не за свой — за казенный.

Юля в свои 23 растит 8-летнюю дочку. Когда она забеременела, то подумывала об аборте. Но вмешалась мама: «Лучше рожай, сделаешь аборт в раннем возрасте, а потом будешь локти кусать». Так у Юлиной мамы появилась еще одна дочка. Ведь пока Калина ездила по сборам да по соревнованиям, воспитанием малышки занималась ее мама.

К слову, после родов у спортсменки произошел огромный рост результатов (здесь уместно вспомнить и пример нашей чемпионки мира в тройном прыжке Ольги Саладухи). Подруги-соперницы Калины даже шутили: «Я тоже хочу родить. Юлька родила — и ее прорвало». На что отец одной из девчонок, тренер, ответил: «Ты что — сдурела? Тебе 13 лет всего!»

Калина за свои спортивные успехи получила в Мариуполе квартиру. Но так как у нее дочка, то дали 1-комнатную. Был бы пацан — была бы «двушка». В общем, сэкономили.

Зарплата Юлии — что-то около четырех тысяч гривен. Она признается, что, конечно, обидно получать меньше конкуренток (тех же россиянок). Я делаю ремарку: «Так вы медаль на Олимпиаде выиграйте — и всё вам дадут». Юля с горькой ухмылкой отвечает: «Конечно, разгонятся — и еще раз дадут».

Но на медаль настраивается серьезно. А вдруг все-таки дадут.

Анастасия Романова выделяется даже в таком экзотичном виде спорта как женская тяжелая атлетика. Романова принадлежит к тому самому типу женщин, которые коней на скаку останавливают. Анастасия — это «любезная Екатерина Матвеевна» товарища Сухова. Ей бы сарафан, платок на голову и коромысло через плечо. Но вместо этого на ней трико и штанга в крепких руках.

Фото: Макс Левин

Настя в зале с четырех лет — инициатива папы-тренера. Романова внешне колючая, жесткая. На предложение кого-то из девчонок попозировать перед камерой отвечает: «Счас, всё брошу, буду позировать, а не тренироваться». И она идет пахать, время от времени подходит к Денису Готфриду, чтобы внести корректировки в технику выполнения упражнений.

Настя говорит, что у нее было детство, правда, не такое, как у всех. И игрушки у нее были другие — металлические и тяжелые.

В девять лет она впервые выступила на соревнованиях: весила 28, а толкнула 32 кг. Была маленькая, худенькая.

А когда пошла в рост, чтобы не поломаться на помосте, стала больше тренироваться. А чем больше нагрузка — тем крупнее мышцы. Это Насте от отца досталось: даешь нагрузку — и мышцы тотчас раздуваются. На юношеском чемпионате Европы она выступала в категории до 69 кг. Но потенциально Романова - супертяж (свыше 75 кг).

Фото: Макс Левин

Для нее не имеет значения, на какой помост выходить — будь то чемпионат области, Кубок Украины или чемпионат мира. Помост для нее всегда одинаковый: «Каждые соревнования для спортсмена должны быть как последние. Ты должен выкладываться на полную. У меня мандраж одинаковый всегда и везде».

Романова говорит, что уже не может себя представить другой: «Я привыкла к такому своему внешнему виду и я себе нравлюсь такой. Вы видите нас на тренировке, но не видите в жизни. А это те же короткие юбки, те же каблуки».

«Но ведь ходить сложно!», - замечаю я. «Сложно, но можно», - парирует Настя.

Что тяжелая атлетика точно изменяет в головах девушек, так это восприятие мужчин. Все опрошенные нами спортсменки «забраковали» нашего очень крепкого, но худосочного фотографа Макса Левина. Даже мне — обладателю почти 100-килограммового веса — скорее из жалости дали характеристику: «Ну, сносно».

У миниатюрной Юлии Калины, в которой нет и 60 кг, парень под два метра ростом и 150 кг веса. Похожие вкусы и у Алены Вашиной с Надей Чибисовой. Лучше всех объяснила такую метаморфозу 15-летняя Анастасия Романова: «Он должен быть накачанный. Смотрите: как я могу быть с парнем, который, во-первых, меньше меня, а во-вторых, я, обнимая его, буду бояться сломать ему ребро».

Мы интересуемся у Дениса Готфрида, кто идет в женскую тяжелую атлетику — антигламурные девчонки или пацаны в юбках? Он отвечает, что в 90% случаев — это обычные женщины. А в 10% — пацанки; с нормальной сексуальной ориентацией, но мужского склада характера. И добавляет, что это меньше, чем в женском футболе.

Фото: Макс Левин

Денис терпеливо объясняет специфику явления: «У нас тяжелый спорт, с жестким режимом, где надо пахать. Безусловно, это откладывает на девушках отпечаток. Не забывайте, с мужским типом характера легче добиваться результата. При этом все они — женщины».

С 8-м марта, девчонки!

***

Фото: Макс Левин

Фото: Макс Левин

Фото: Макс Левин

Фото: Макс Левин

Фото: Макс Левин

Фото: Макс Левин

Фото: Макс Левин

Фото: Макс Левин

Фото: Макс Левин

Фото: Макс Левин

Фото: Макс Левин

Фото: Макс Левин

Фото: Макс Левин

Фото: Макс Левин

Фото: Макс Левин

Фото: Макс Левин

Фото: Макс Левин

Фото: Макс Левин

Фото: Макс Левин

Фото: Макс Левин

Фото: Макс Левин

Фото: Макс Левин

Фото: Макс Левин

Фото: Макс Левин

Фото: Макс Левин

Фото: Макс Левин

Фото: Макс Левин

Євген ШвецьЄвген Швець, журналіст
LB.ua в соцмережах: