Примерьте подобную ситуацию на себя: если к сорока вершины профессионального Олимпа не покорены, считайте последние три десятилетия жили и трудились зря. Никакого "когда-нибудь", "почти" или "совсем скоро". Представили? Правда, непросто смириться?
Уже в восьмилетнем возрасте будущие Дон Кихоты, Офелии и Ромео поступают в хореографическое училище. С жизнью обычных школьников на том и прощаются. В училище немного времени уделяют математике, украинскому или химии, зато до исступления отрабатывают стойки, однообразные движения и партии. После училища еще 20 лет — репетиции и классы по семь часов в день, спектакли и - если повезет - гастроли по всему миру. Из 169 артистов балетного цеха НОУ от силы дюжина — солисты, «премьеров» и того меньше. Риск все 20 лет быть "пятым лебедем у воды" слишком высок. Зато в 38 лет покинуть Оперу придется всем. И почетное "солист", "премьер", "народный", "заслуженный" в новой жизни никак не помогут. Разве что уроки танца у такого репетитора будут стоить чуть дороже, чем у менее титулованного коллеги.
***
"Балет — искусство молодое, после двадцати лет стажа всех отправляют на пенсию, как шахтеров, - рассказывает LB.ua ассистент балетмейстера НОУ Вадим Горбач. - Раньше работали до 40 лет, теперь в училище поступают раньше, соответственно и прощаются с артистами уже в 38. Конечно, бывают исключения: кто-то и двадцать лет не дотягивает, другие работают по двадцать пять и не видно".
С выходом на пенсию каждому танцору придется искать себя заново: кто-то идет в репетиторы, кто-то организовывает кружки, другие станут преподавать в училище или университете Драгоманова.
Вадим Евгеньевич утверждает: сейчас большинство балетных смотрят на жизнь прагматичнее, чем двадцать лет тому назад. Мол, 80% труппы во время работы в НОУ получают заочное образование. В основном тоже в балетной сфере. Правда, все больше артистов планируют - после выхода на пенсию - распрощаться с балетом навсегда.
Крысы и снежинки
Оказалось, что попасть на репетицию балетного цеха в Национальную оперу Украины не проще, чем на режимный объект. Необходимо написать множество запросов, получить отдельное разрешение на фотосъемку. Но даже когда все формальности будут соблюдены, строгий охранник не впустит вас в театр без сопровождения одного из сотрудников балетного цеха. Нашим провожатым стал ассистент балетмейстера Вадим Горбач.
В последнее время Национальная опера, на мой взгляд, прозябала, не двигалась в ногу со временем. Нам не хватает не только современных спектаклей - имеющиеся классические нуждаются в серьезном обновлении. В этом плане, моя работа как руководителя балетного цеха, упрощается: мне есть чем заниматься в ближайшие годы.
— Денис Матвиенко, руководитель балетного цеха НОУ
Невысокий моложавый мужчина встретил у одного из боковых входов в театр, представился, попросил следовать за ним... и тут же пропал в одном из коридоров Национальной оперы.
Перебегая с этажа на этаж по крутым ступенькам, минуя множество дверей, переходов, залов, кабинетов, мы едва за ним поспевали. Иногда казалось: просто ходим кругами - так однообразны были тусклые коридоры Национальной оперы. Если бы не провожатый, вряд ли бы достигли цели.
Тем более по пути встречали монахов, королев, рыцарей.. женщины – в кринолинах и причудливых шляпках, мужчины - в ярких костюмах, часто - с пышными бородами, лоснящимися от клея. Они степенно шествовали по своим делам, здоровались друг с другом, останавливались побеседовать. Вот в уголочке солидный мужчина в парче шепчется о чем-то с невысокой женщиной в забавном рыжем парике. Со стороны, будто персонажи рыцарского романа обсуждают детали дворцового переворота.
После увиденного в кулуарах, репетиционный зал кажется каким-то не особо приметным.
Черный линолеум, огромные - от пола до потолка - окна, рояль. Совершенно неуместная в такой спартанской обстановке, на потолке красуется огромная хрустальная люстра. Блики ее отражаются в многочисленных зеркалах. Зеркала же так искажают изображение, что и без того изящные фигуры балерин приобретают совсем уж гротескные формы.
"Это - кордебалет", - кивает в сторону двадцати с лишним девушек ассистент балетмейстера, - репетируют Сульфиду". Поясняет: сегодня на репетиции солистов мы не увидим, они отрабатывали роли всю неделю и теперь отдыхают перед вечерним спектаклем.
В соседнем зале репетируют "солдатики и крысы", то есть мужчины готовятся к спектаклю "Щелкунчик".
"Крысы, останьтесь!" - обращается к подопечным педагог-репетитор. Где-то в другом месте подобное обращение сошло бы за оскорбление, но здесь означает, всего лишь, что «солдатики» могут отдыхать.
Девушки и юноши прилежно выполняют команды педагогов. Фигуры танцоров миниатюрные, как говорят в просторечье – «точеные». Гибкость, пластика – как у подростков, а ведь возраст многих присутствующих приближается к 30.
Артисты балета с детства «заточены» на дисциплину. Их жизненный уклад не меняется с восьмилетнего возраста. Как и в детстве на танцах, так и в училище, и на работе — педагог-репетитор всегда рядом, всегда говорит, что делать, а танцоры беспрекословно слушаются.
Из-за этого, слегка напоминают малышей из танцевального кружка - бегают, смеются, шушукаются. Так и хочется у них спросить: что станут делать, когда вырастут. То есть, когда достигнут «порога» в 38 лет.
Мужчин в балете всегда не хватает
«Хочется заниматься чем-то совершенно другим», - лучезарно улыбается 28-летняя Катя Козаченко, вопрос LB.ua о будущем поставил ее в тупик. При этом девушка рассудительно объясняет: ни одна из популярных сейчас профессий ей не подходит. Так чтобы стать, например, врачом или юристом надо было раньше получать профильное образование, коего у нее нет.
«Может, с подружками что-то организуем, что-то хочется, конечно, - мечтательно тянет Катя. - Время покажет. Потому что педагогом быть — это очень ответственно, это не всем дано, нужно иметь дар».
Катя - в масштабах Киевской оперы - настоящая звезда: солирует во многих спектаклях, постоянно ездит на гастроли. Правда, сама же подчеркивает: что ждет ее в конце блестящей карьеры, пока сказать сложно.
Катин ровесник Алексей, пока выступает только в кордебалете, но советует корреспондентам LB.ua не переживать о его будущем. «У меня есть наследственный бизнес», - хитро прищуривается парень, который только что закончил танцевать вместе с остальными «солдатиками».
Кстати, считается, что молодым людям добиться успеха в балете проще чем девушкам: мужчин всегда не хватает.
«В этом году из хореографического училища выпускается всего четыре мальчика — это очень мало, — сетует ассистент балетмейстера Вадим Горбач. - При этом четверо же уходят на пенсию». Так что девушкам, чтоб получить место в первом театре страны после окончания училища предстоит сложнейший конкурс, в то время как молодые люди, с большой долей вероятности, получат работу все.
«Когда я закончила хореографическое училище, в Киевской опере было всего несколько свободных мест, - рассказывает 18-летняя Юлия Москаленко. - При этом пробовались на работу сорок балерин. Каждая из нас получила урок, мы прошли все этапы и в самом конце объявили фамилии счастливиц».
Правда, похоже, это был не самый сложный конкурс в пока еще короткой карьере Юли. Дело в том, что в этом году в репертуаре театра впервые появятся два модерных балета: «Класс-концерт» и «Radio and Juliet», на музыку британской рок-группы Radiohead. В «Radio and Juliet» Юля солирует.
Участвовать в таком спектакле — большая честь, ведь раньше ничего подобного в театре не ставили. Более того, игра в спектакле с современной хореографией — новая школа для танцоров. Ведь модерный балет требует особых навыков, которым не обучают в хореографическом училище.
«В «Radio and Juliet» — два состава, значит нужно всего двенадцать парней и две девушки», - рассказывает Юля.
В балетном цехе 63 артиста — мужчины, а 94 — женщины. Это означает, что конкурс на участие в новом спектакле среди мужчин был 5 человек на место, в то время, как за роль Джульетты сражалось 47 балерин.
«Пока я себя не представляю ни в чем другом кроме балета, - размышляет о будущем Юля, - но мне только 18 лет, возможно, когда стану старше появятся другие приоритеты».
На этих словах рассказ ее обрывается. Парни, участвующие в «Radio and Juliet» уже отрепетировали, теперь настал черед Юли шлифовать мастерство перед выступлением.
***