Это время украинские соседи обещают потратить с толком — наладить отношения со странами Восточной Европы.
Реализовывать этот план, однако, придется по схеме малых дел. В Варшаве обещают упростить пересечение границы — сократив время пограничного контроля, и расширить возможности малого приграничного движения.
Сейчас состояние дел на украинско-польской границе далеко от удовлетворительного. Простоять в очереди 14 часов, если вы едете на личном автомобиле — обычное дело. Да и количество граждан, пересекающих границы меньше, чем того можно было ожидать.
По подсчетам польского Центра Восточных исследований, количество ежегодных пересечений польско-украинской границы сегодня примерно равняется количеству пересечений польско-словацкой границы накануне отмены пограничного контроля между двумя государствами — около 15 млн в год. Учитывая, что население Украины больше словацкого примерно в 9 раз, можно сделать выводы о доступности трансграничных поездок для украинцев. Визы, очевидно, здесь играют основную роль. Между Польшей и Словакией их никогда не было.
Не менее занимательным является и тот факт, что при населении в 5,4 млн человек, Словакия, в свое время, обустроила около 30 пограничных переходов с Польшей. На украинско-польском же участке границы таких пунктов сейчас всего 6. При чем 2 из них предназначены только для грузового транспорта.
Фото: Сегодня
Обещания построить новые ПП звучат не меньше десяти лет, но до сих пор находились уважительные причины ничего не делать. Среди них были даже сетования на нехватку дорог. Дескать, до пограничного перехода еще нужно доехать, а строительство новых транспортных путей удовольствие не из дешевых.
Но новые времена несут новые надежды. Теперь сроком наступления приграничного коммунизма объявлен 2012 год — к футбольному чемпионату. К этому времени на украинско-польской границе должны появиться 7 новых ПП. А чтобы жизнь казалась еще радужней, пограничный контроль на них будет совместным, что сократит его время раза в два. По крайней мере, на это надеются в украинском МИД.
На сегодня заминка заключается в том, что все это счастье потребует некоторых законодательных инноваций на уровне ЕС. Эту часть берет на себя польская сторона. Дело в том, что шенгенский кодекс на сегодня запрещает совместный погранконтроль с третьими странами, поскольку главный принцип этого объединения состоит в том, чтобы максимально упростить передвижение людей и товаров между участниками, но при этом дополнительно ужесточить контроль на общих внешних границах.
Совместный контроль на украинско-польской границе в свое время был отменен, собственно, из-за вступления Польши в ЕС и присоединения к шенгенской зоне. Однако теперь ради дружбы с Украиной Польша готова будет пробить небольшую брешь в стене «европейской крепости», внеся поправку, разрешающую совместный пограничный контроль. Об этом на собраниях, посвященных украинско-польскому визовому диалогу рассказывают чиновники польского МИД, правда, пока на условиях анонимности.
Осторожность продиктована сложностью процедуры. Проведение законодательной инициативы через институты ЕС — задача весьма нетривиальная. Ее выполнение может потребовать около полутора-двух лет времени. В отличие от парламентов отдельных государств, парламент ЕС не обладает полнотой законодательной власти, не имеет права законодательной инициативы, являсь «соучаствующим органом». Право разрабатывать законодательные проекты — исключительная привилегия Еврокоммиссии (хотя идеи Коммиссии официально «подкидывает» Совет ЕС). После внесения любой законодательной инициативы начинается процесс согласования позиций Европарламента, Совета ЕС и Комиссии. Каждый проект должен быть поддержан всеми тремя органами, а процедура предусматривает три возможных чтения, что и растягивает весь процесс на годы.
В общем, по словам польских чиновников, чтобы управиться к сроку, они договорились с венгерскими коллегами, что те внесут предложение в Еврокоммиссию о разработке поправки во время венгерского председательства в Совете ЕС (оно началось первого января 2011).
Эмблема председательства Венгрии в Совете ЕС на одном из домов Будапешта. Фото: ЕРА/UPG
А с первого июля 2011 эстафетную палочку подхватят уже поляки во время своего президентства. В Варшаве надеются, что больших проблем с законодательной инициативой быть не должно — в Еврокоммиссии идею предварительно одобрили. Так что заинтересованные стороны могут уже сейчас затаить дыхание и ждать.
Украинская сторона в знак дружбы с соседями обещает уже вскорости привести в человеческий вид процедуру пересечения границы для иностранцев. Неграждан Украины должны освободить от необходимости заполнять на границе бумажную иммиграционную карту и носить ее с собой все время пребывания в стране.
Требование это, являясь рудиментом докомпьютерной эпохи, практического применения уже не имеет, зато служит прекрасным источником дополнительного заработка для украинской милиции. Автору приходилось встречать беспечных иностранцев с которых требовали взятку на основании отсутствия при них бумажки при прогулках по украинским улицам (суммы варьируются). Требование пересмотреть процедуры выдвинул ЕС как условие в переговорах о безвизовом режиме. В Украине обещают, что успеют к 2012.
Пока в Брюсселе не готовы сказать Украине ни «да» ни «нет» по поводу безвизового режима с ЕС. Документ, подписанный в Брюсселе во время визита Виктора Януковича, здесь считают большой дипломатической удачей: гарантий предоставления безвизового режима даже в случае полного выполнения всех технических требований он не содержит. В случае же выполнения требований частично — самый вероятный вариант развития событий — ЕС получит лучше охраняемый со стороны Украины участок границы и полное право отказать в выполнении обещания.
А в Варшаве, тем временем, всерьез рассчитывают на смягчение визового режима для украинцев не мытьем, так катанием — за счет малого приграничного движения. На сегодня Украинцы, проживающие в пограничных населенных пунктах, могут получить разрешение на безвизовое пребывание на пограничной территории сопредельных государств — на расстоянии до 30-ти километров от границы. В Варшаве расчитывают, что эту территорию могут увеличить до 50-ти километров. В этом начинании Польшу может поддержать, к примеру, Литва, которая всерьез заинтересована в посетителях из Беларуси. До вступления Литвы в «шенген», шоппинг в Вильнюсе был привычным занятием для белорусов. Автобусное путешествие из Минска в Вильнюс занимало 4 часа, а цены и ассортимент в Литве были достаточно привлекательными. Затем их часть из-за проблем с визами переоринтировалась на шоппинг в Киеве и других украинских городах близких к белорусской границе.
Расширение зоны приграничного движения до 50 километров, позволит включить в нее Вильнюс, Друскинискай, белорусский Гродно, и сделать безвизовые посещения доступными для полутора миллионов человек. В Литве такая идея многим нравится, так что можно рассчитывать на широкую коалицию в поддержку малого приграничного движения (глядишь, и Венгрия присоединится).
Вобщем, новые пограничные переходы с Польшей Украине нужны уже сейчас, и надобность в них может увеличиться в будущем — самое время поинтересоваться у Бориса Колесникова, каковы планы по новым дорогам.