Кроме обычного для таких опусов потока самовосхваления и самолюбования, порой там встречаются весьма точные и емкие определения того, что происходит в политикуме.
Вот, например, несколько цитат из книги одного крупного политика.
«…подавляющее большинство украинцев… порядком устали от мертвой зоны, в которую превратилась сейчас политика, где сталкиваются узкие интересы, а идеологические меньшинства навязывают всем собственные версии абсолютных истин. Не важно, из какого человек региона – красного или синего, – все ощущают обман, пустословие и бестолковость наших политических дебатов и просто на дух не выносят все то же дежурное блюдо, составленное из позавчерашних обещаний».
«Не имея возможности обсудить – не говорю уже провести – самую незначительную поправку, демократы начинали кричать, гневаться и в конце концов беспомощно отступали, а регионалы, наоборот, методично принимали законы о крупным льготам по корпоративным налогам».
«Демократы вовсе не рады сложившемуся положению, потому что, по крайней мере сейчас, они оказались в проигрыше – их буквально задавили регионалы, которые по принципу «победитель получает все» контролируют все ветви власти и даже не думают ни о каких компромиссах».
Правда, очень реалистическое описание украинской политики?
Но приведенные цитаты взяты из книги Барака Обамы, написанную в 2006 году, когда нынешний президент США еще трудился сенатором. Я лишь провокации ради заменил американцев на украинцев, а республиканцев на регионалов.
В США и Украине, да и во многих других странах очень схожие проблемы в политике, которые очень точно описал Барак Обама. Да и сами политики разных стран – почти что родные братья. Везде они склонны к монополизации власти, нежелании и неумении слушать оппонентов, излишнему популизму. Везде есть коррупция – и порой в масштабах, никак не меньших, чем в суперкоррумпированной Украине.
Почему же результат на выходе так разительно отличается? Почему в одних из приблизительно того же расходного материала у одних получается более-менее эффективная политическая система, а у других, скажем так ничего особо не получается?
В случае со США разницу можно списать на грамотно отстроенную за двести с лишним лет политическую и властную системы, очень эффективную судебную систему. А также на наличие такого действенного механизма контроля за властью как институт независимых прокуроров, которые расследуют злоупотребления или преступления высших руководителей страны. И, пожалуй, самое важное: в США конституция – это на самом деле Основной Закон. Который, по блестящему определению Барака Обамы, «не только гарантирует права личности, но и служит средством организации по-настоящему демократического обсуждения нашего будущего».
В случае Украины что-то можно списать на тяжелое советское прошлое, что-то на незрелость демократических институтов, что-то на некие особенности менталитета. А чем же еще кроме менталитета объяснить тот факт, что с 1996 года, когда была принята украинская Конституция, каждый глава государства в обязательном порядке вытирал об нее ноги? Но все эти объяснения становятся несостоятельными, если вспомнить, что практически одновременно с Украиной независимыми становились и другие страны – с очень похожими проблемами, социалистическим прошлым и даже родственным менталитетом.
Так, все-таки, почему так происходит? Ответа, увы, я не знаю. Предлагаю искать его сообща, организовав по-настоящему демократическое обсуждение нашего будущего.