52,3% граждан Украины под термином «независимость» понимают именно экономическую независимость от соседних государств. Как политическую независимость от других стран ее понимают почти половина опрошенных (48,7%), а 41,2% – территориальный суверенитет.
Есть и «расшифровка» содержания независимости. Около трети опрошенных полагают, что это авторитетность государства на международной арене и собственная национальная культура (33,2%). Более четверти граждан Украины (27,9%) понимают под термином «независимость» государственный язык – украинский, а каждый пятый опрошенный (19,6%) – независимую Украинскую церковь. Ответили опрошенные и на вопрос, на какие «жертвы» готовы пойти граждане ради независимости. Большинство, 77,3%, готовы ради ее сохранения покупать продукты питания от отечественного производителя. Более половины готовы хранить сбережения и осуществлять денежные операции в государственной валюте (61,3%), не продавать землю и недвижимость иностранцам (57,2%), пропагандировать украинскую культуру иностранцам (51,3%). Половина украинцев (50,7%) готовы покупать промышленные и бытовые товары отечественного производителя, меньше половины – отдыхать на отечественных курортах (46,1%) и защищать Украину с оружием в руках, в случае вооруженного конфликта, угрожающего ее независимости (43,8%). Более трети опрошенных (39,9%) готовы говорить на государственном языке, а более четверти (28,4%) – лечиться только препаратами отечественного производства. При этом больше платить за газ и энергоносители ради независимости Украины готов только каждый шестой гражданин, а именно 15,1% опрошенных.
По поводу всех этих цифр можно рассуждать. Скажем, для кого-то мало почти 20% тех, кто хочет «независимой Украинской церкви» и 28%, усматривающих украинский язык в качестве атрибута независимости. Для кого-то многовато тех, кто нетерпим к правам других выбирать себе церковь, но радует оптимизм большинства в отношении гривны, особенно после крупномасштабного обвала в 2008 году, видимо, позабытом. Можно сокрушаться по поводу того, что за газ ради независимости готовы больше платить только 15% опрошенных – во всяком случае, во всемирной Сети этот пункт опроса вызвал самое большое количество позитивных и негативных откликов; Институт Горшенина можно только поздравить в связи с индексом цитирования.
Но есть ли очень большой смысл в подобных рассуждениях? Украина совсем не уникальна в своих проблемах, и этот вывод прямо следует из сравнительного анализа социологических исследований в нашей стране и в других государствах Восточной Европы, включая Россию.
Да, да, Россию. Согласно опросу авторитетного ВЦИОМА от 19 августа 2010 года, где можно было выбирать несколько вариантов ответа, 19% граждан РФ гордятся своим государством, 17% – русской литературой и искусством своей страны, 13% – русским языком. Все это близко к нашим показателям. Граждане России значительно более преданны своей валюте, рублю. Согласно майским опросам, 88% из них отдают предпочтение рублевым сбережениям.
Видимо, цензурными мотивами объясняется отсутствие исследований ВЦИОМа по поводу реакции граждан РФ на возможный рост цен на энергоносители, или, что актуально для этих дней – панику в отношении подорожания или нехватки продуктов питания. Но в том, что эта реакция негативна для общественного мнения во всех странах – сомневаться не приходится. Вспомним, как в свое время после заявления премьер-министра Латвии Индулиса Эмсиса, что «в связи с повышением цен на регулируемые виды товаров возрастут тарифы за пользованием газом и электроэнергией» сразу более чем на 10% снизился уровень поддержки ЕС гражданами его страны. Так что не будем переживать по поводу 15%-ной готовности наших граждан платить газом за независимость.
23 июня 2010 года авторитетное европейское агентство «Евробарометр» опубликовало данные опроса, засвидетельствовавшие обеспокоенность всех без исключения европейцев своим финансовых будущим. Только один из пяти европейцев заявил, что сможет без проблем оплатить все необходимые счета. 44% респондентов считают, что по крайней мере есть риск, что они не смогут выплачивать свои повседневные счета. Оптимистами в отношении будущего региона стали только граждане стран Северной Европы.
Так что не будем преувеличивать отечественные проблемы… Хотя сопоставление двух цифр – 52,3% под «независимостью» понимают именно экономическую независимость и 15% готовых платить за газ больше в обмен на независимость заставляет вспомнить любимый анекдот Вячеслава Чорновила: «Куме, а Ви на українську революцію коня дасте? Дам. А курку? І курку дам. А свиню? Свиню не дам. Чому? Тому що коня і курки я не маю, а свиня – є».
Конечно, можно сокрушаться по поводу ксенофобских настроений граждан Украины, 57,2% граждан которой за то, чтобы не продавать землю и недвижимость иностранцам. Эти люди, видимо, не знают, что иностранцы имеют право покупать недвижимость в Украине, чем многие и воспользовались. Но недавние опросы авторитетного социологического «Левада-центра» показали, что 29% опрошенных ими респондентов опасаются расхищения страны иностранцами, а 51% – вообще за максимальное ограничение на въезд в Россию граждан других стран. Похожие настроения и в Белоруссии. Социометрическая лаборатория НОВАК, Исследовательский центр ИПМ и Белорусский институт стратегических исследований провели в первом квартале 2010 года опрос и констатировали любопытный факт: 44,8% опрошенных категорически не согласны с тем, что крупнейшие белорусские предприятия следует продавать российским инвесторам. 47,1% респондентов то же самое думают о европейском капитале.
И в этих настроениях ничего удивительного нет. Граждане всегда боятся воображаемых угроз, а потом оказывается, что угрозы нет или она преувеличена.
Вот примеры из новейшей истории Чехии. Накануне вступления Чехии в ЕС на референдуме против этого решения было готово голосовать 36% граждан, а 12% полагали, что иностранцам вообще не стоит предоставлять не то что рабочие места, но даже разрешение на долговременное пребывание. Интересно, что опросы, отразившие эту тенденцию, зафиксировали, что одновременно с «еврофобией» чехи считали Россию наибольшей угрозой для национальной безопасности страны – так действовали воспоминания об оккупации Чехословакии войсками стран-членов Варшавского договора во главе с Советским Союзом. После вступления в ЕС процент тех, кто против делегирования полномочий Праги Брюсселю упал до 19-ти.
Тенденция здесь такова: чем ближе та или иная страна к Евросоюзу и его стандартам, тем быстрее ее общество переживает реальные или воображаемые угрозы для этой страны. Тем отчетливее понимает, что газ – газом, а независимость – независимостью. Тем толерантнее она к правам людей других национальностей. Ибо она перестает быть просто Украиной (Чехией, Литвой), а становится Европой. Оставаясь собой, но уже другой. Наблюдая за современной Украиной, каждый может сделать самостоятельный вывод о том, насколько становится Европой наша страна.