Логично, что осенью борьба за кресло городских голов развернется не на жизнь – на смерть. Причем не только между «городскими сумасшедшими», баллотирующимися всегда и везде; опальными бизнесменами, выдвигающимися от «карманных партий» и не жалеющими денег на кампанию; но и между претендентами от ПР. Особенно – чиновниками, опасающимися попасть под следующую волну сокращений. А поскольку волна поднялась уже сегодня и завтра грозит превратиться в цунами, то к старту кампании – 10 сентября, нас могут ожидать те еще неожиданности. Которые спровоцируют жестокую межвидовую схватку в партии власти. Воспользовавшись смутой, региональные элиты, едва «переварившие» новую норму закона о партийности мэров, вполне могут «втиснуться» в расклад. Либо – окончательно остаться не у дел.
Фото: Макс Левин
То, что любой амбициозной власти сильные мэры не нужны – факт. Причем бесспорный. Лозунги ПР о децентрализации не в счет. До обещанной реформы местного самоуправления руки у них пока не дошли. Не говоря уже о перераспределении бюджетных средств в пользу областей.
Первыми «негласную волю» Банковой поняли губернаторы, руководители штабов и ячеек ПР на местах. Их задача – максимально ограничить численность новичков в «осеннем призыве»: чем меньше свежих лиц обнаружится во власти после 31 октября – тем лучше. Меньше народу – больше вакантных кресел. Кресел для своих, разумеется.
С другой стороны, сами губернаторы, руководители штабов и ячеек ПР уже в «системе»; попав в «систему», они денно и нощно размышляют о том, как им продвинуться вверх по ее вертикали. Понятно: без поддержки местных элит им в этом не обойтись. Значит – необходимо мастерски совместить личный интерес с интересами элит и центральной власти.
Цель же региональных элит – добиться реализации своих задач даже в столь непростых условиях. Главная всегда одна – обеспечить спокойную будущность своему бизнесу, процветающему в пределах отдельно взятого региона. «Свой» мэр для этого вовсе не нужен, тут требуются:
- большинство в горсовете;
- «свой» секретарь горсовета и несколько ключевых замов,
- главные комиссии;
- плюс – постоянная поддержка медиа. Желательно – собственных ресурсов. Наличие которых не просто добавляет статусности, а является действенным способом защиты, что продемонстрировал в 2005-м Виктор Пинчук.
Ну и, конечно, – конструктивный диалог с губернатором. Приоритет которого – дальнейшее воспроизводство себя во власти. То есть вероятность быть в дальнейшем назначенным или избранным на еще более высокий пост. Чему, конечно, поспособствует наличие добрых взаимоотношений с ключевыми бизнесменами «вверенного» региона. Взаимная заинтересованность тут налицо.
Рассмотрим конкретный пример – Харьков. Некоторое время назад по городу стали распространяться слухи о якобы наличии амбиций градоначальника у известного бизнесмена Ярославского. Слухи, подогреваемые самим Ярославским. Подогреваемые не столько для того, чтоб оценить электоральные настроения, сколько чтоб разрешить свой бизнес-конфликт (основная составляющая – земельная) с правящим тандемом Добкина–Кернеса. После того как Михаил Маркович и Геннадий Адольфович прикинули, какая заварушка начнется в ПР, попытайся-таки выдвинуться Ярославский (чью сторону примут Клюев и Ко, Ахметов и Ко, Азаров и Ко, Левочкин и Ко), – конфликт незамедлительно разрешился. Ну, а после посещения празднования юбилея Януковича Ярославский вовсе успокоился и политических притязаний больше не озвучивает. Для него данная комбинация была не целью – средством. И средство себя оправдало.
Сегодня, однако, отыгран только первый акт. Второй – получение контрольного пакета голосов в горсовете – еще впереди. Пакет сей нужен не только Александру Владиленовичу – всем, кто не желает мириться с монопольным властвованием «Допы» и «Гепы». Приметно: большинство этих граждан – члены ПР. Опять-таки: внутривидовая борьба. А иного выхода нет – силы, альтернативные провластным, в местную власть допущены попросту не будут.
Фото: Униан
Пример тому – рейдерские атаки на ячейки «Батьківщини» во Львове и Киеве (где поддержка «сердечных» довольно сильна). С помощью нехитрых юридических манипуляций ячейки просто отсекаются от участия выборах. Конкретно – посредством отказа регистрировать изменения в их руководящем составе. Нет регистрации – нет выборов. Ну, или есть выборы, но со старым руководством. Не удивлюсь, если, последовав примеру г-на Майбоженко, г-н Фельдман тоже завтра обратится в суд, восстановится в качестве предводителя «сердечных» Харьковщины и – под красно-белыми флагами – поведет своих подопечных на выборы Гепы. И к политсиле Юлии Тимошенко эти подопечные не будут иметь абсолютно никакого отношения. Какую позицию они потом займут в городском и областном советах, догадаться несложно.
Следующий пример, где местные элиты умудрились получить желаемое еще до выборов, – Днепропетровск. Два года назад группа представителей деловых кругов поставила себе амбициозную задачу: изменить расстановку управляющих городом сил, в частности – отодвинуть «от штурвала» трио беспредельщиков – Олега Царева, Михаила Соколова, Гарегина Арутюнова и их товарища Загида Краснова. Одним из главных инструментариев стало создание лидерского рейтинга дотоле неизвестному Игорю Цыркину – протеже группы. В результате ни о Цареве, ни о Соколове с Арутюновым в городе сегодня не вспоминают; Краснов мэрством еще грезит, но «ручной» фракции и большинства в горсовете уже лишился; а у представителей группы быстро обнаружился общий интерес с губернатором Вилкулом. Интерес, как было сказано, взаимен. Позитивы поддержки местных элит, гарантирующие успешное проведение реформ в регионе (значит – капитализацию личностных политических акций) для губернатора очевидны. Для бизнесменов, обменявших свою золотую акцию на непоколебимое статус-кво в городе, – тоже. В итоге цели достигнуты, все всем довольны, мэрствовать продолжает нейтральный и безобидный Куличенко. 31 октября вряд ли внесет радикальные правки в существующий расклад: поменяться могут несколько фамилий, но центры влияния останутся прежними.
Игрокам местного уровня в других областях стоило бы, пожалуй, внимательно изучить и перенять опыт Днепропетровска, поскольку «нормальные герои всегда идут в обход». Тем более – в условиях сворачивания рынка легальной политической конкуренции. Если меняется карта боя и изменить формат управления городом невозможно с помощью выборов, это не значит, что его невозможно изменить в принципе. Достаточно просто использовать иной инструментарий. Эффективный, к слову, и против другой технологии власти по контролю над ситуацией на местах.
Технологии, апробированной в Киеве: избранного мэра превращают в «английскую королеву», а все ключевые полномочия переходят его первому заму по горадминистрации. Конечно, у города-героя статус особый (что, собственно, и позволило задействовать данный прием), но упрощенная версия этой технологии вполне пригодна для применения на других территориях. Скажем, в Луцке, где сильных претендентов на мэрство несколько и кампания обещает быть весьма нескучной. Однако в последнее время все более очевидным становится намерение ПР сделать ставку Антона Кривицкого, уже имевшего опыт управления древней столицей Волыни. Период его правления не запомнился ничем особо плохим, ничем особо хорошим. Вообще ничем.
Тогда это всех устраивало. И сейчас бы устроило: схема «технический» мэр – «нужные люди» в замах, осуществляющие оперативное управление, для власти оптимальна. Сильный мэр, как отмечалось в начале, Банковой не друг.
Для полноты картины не хватает лишь одного кусочка пазла – стратегии партий-сателлитов ПР: СПУ, «Сильной Украины», яценюковского «Фронта». Одно дело – участвовать в выборах по спискам (на что позволение Банковой ими получено). Другое – выдвигать своих кандидатов в мэры, то бишь – гарантированно вступать в конфликт с местным губернатором и с его покровителями в Киеве.
Официальную позицию «по мэрам» ни одна из трех политсил не озвучивала. Интрига сохраняется. Пока что при этих крупных заводах, производящих ликвидную продукцию, множится лишь число посредников, торгующих продукцией. Проще говоря: предлагающих места в списках.