ГоловнаПолітика

Судьба оппозиции. Судьба коалиции. Одна на двоих

Коалиционные игры, завершившиеся таки союзом ПР, КПУ и БЛ, отвлекли внимание от двух не менее занимательных постизбирательных сюжетов. Первый – борьба за лидерство в оппозиции. Второй – конкуренция за влияние внутри ПР.

В схватке «меньшевиков» сошлись Тимошенко, Яценюк и – только не смейтесь – Тигипко, Гриценко, Костенко и даже Балога с Ющенко. В драке «большевиков» – «отцы-содержатели» и группа РУЭ.

Судьба оппозиции. Судьба коалиции. Одна на двоих
Фото: Макс Левин

Комитетский пирог

«Уйти в оппозицию» и «вылететь из политики» – более не синонимы. Напротив, пребывание в оппозиции обещает хорошие бонусы «на выходе». Минимум – благосклонность избирателей. Максимум – хорошие заработки.

Мощная парламентская и внепарламентская оппозиции – один из столпов гражданского общества. Оппонировать власти – серьезный экзамен для мнящих себя политиками, тем более – государственными деятелями.

Конечно, наши нардепы мыслят категориями более приземленными. Следование лозунгу «а Баба Яга против!» сулит им:

а) укрепление собственных электоральных позиций в условиях отсрочки местных выборов (предварительно запланированных, по имеющимся данным, на 31 октября), которые позволят «отбить» вложенное в кампанию посредством торговли местами в списках, плюс – усилить политическое влияние. Очевидно ведь: «улучшить жизнь уже сегодня» за один день новая власть не сможет. Громко указывать на это – много ума не надо. Главное – никакой ответственности. Рисков – тоже;

б) возможность «косить бабло», работая в парламентских комитетах. Именно они дают «путевку в жизнь» «правильным» законопроектам, нарабатывают поправки – полезные и не очень – к действующим законам. Негласные «тарифы» на положительное/отрицательное решение того или иного комитета на Печерске прекрасно известны (тоже, кстати, подвержены инфляции).

Фото: Макс Левин

По традиции, самые «прибыльные» комитеты Рады достаются «обиженным». Согласно Регламенту, сферы ответственности меньшинства и большинства строго разграничены. Поскольку с победой Януковича меньшинство с большинством поменялись местами, можно не сомневаться: БЮТ потребует передела комитетов Рады в ближайшем будущем.

Тут, однако, неизбежно возникнут вопросы:

а) кого, собственно, считать оппозицией?

б) в какой пропорции «делить пирог» между «меньшевиками»?

Из 27 комитетов ВР «регионалы» контролируют девять. Поскольку еще недавно они числились за оппозицией – то самых «престижных»: по вопросам правосудия (Кивалов), Регламента (Ефремов), транспорта и связи (Козак), соцполитики (Хара), финансов и банковской деятельности (Азаров). Плюс – свободы слова и информации (Герман), аграрный (Присяжнюк), строительства и ЖКХ (Рыбак). Именно ими в обозримой перспективе «бело-голубым» придется делиться. Плюс – комитеты их партнеров по коалиции: литвиновцев и коммунистов

Передел комитетов – заложник воли спикера Литвина, глубины его интеграции в новую власть. Теоретически, имея большинство, «бело-голубые» вполне способны игнорировать все кадровые требования «меньшевиков». Практически, если Владимир Михайлович, движимый каким-то альтруистическим порывом, либо – недовольством от передела квот во власти, попытается «помочь обделенным», «регионалы» легко могут его сместить. Это, в общем-то, зависит от того, насколько критичными для новой коалиции окажутся голоса БЛ. Проще говоря, как быстро 235 превратится в 300 и более - когда демарш фракции БЛ отряд не заметит и не почувствует.

Следующий вопрос: как делить, между кем и кем? С точки зрения Регламента, опять-таки, все просто.

Для того чтобы назваться оппозицией, достаточно провозгласить себя таковой посредством официального заявления на пленарном заседании. Прежняя редакция Регламента позволяла оппозиционность лишь фракциям, «численный состав которых насчитывает более половины народных депутатов, не вошедших в состав коалиции». Сообразно последним правкам, оппозиционность – дело добровольное, сугубо индивидуальное.

Если об оппозиционности заявляют две и больше фракций, скооперировавшись между собой, они могут создать «оппозиционное объединение». Важный нюанс: «в Верховной Раде может быть только одна оппозиционная депутатская фракция или одно оппозиционное объединение депутатских фракций, являющееся парламентской оппозицией» (!!!). То есть наделенное ее правами, такими как создание «теневого правительства», к примеру. Комплектовать которое можно лишь народными депутатами.

Проще говоря, если Тимошенко (посредством своих «штыков» в Раде), Яценюк и Кириленко захотят заниматься полноценной протестной деятельностью, им придется между собой договориться: кто – главный, кто за что отвечает и т.д. Двум-трем оппозициям, теневым Кабминам и прочим меньшевистским коллективам Регламент – не помощник.

Миноритарные акционеры меньшинства

Сейчас наиболее выгодные исходные позиции у Яценюка. Он первым, еще 8 марта, заявил о намерении сделаться профессиональным оппонентом бело-голубых. 9-го намерение подтвердил, обсудив его даже с Януковичем. В этот же день, на Народном Вече в Киеве главой объединенной оппозиции (сформированной силами партий Кармазина–Тарасюка–Стретовича) провозгласили Тимошенко.

Фото: Макс Левин

Сеня опередил ЮВТ всего на полдня, хотя главное ее расстройство не в этом. В том, что вне Рады развивать бурную оппозиционную активность вряд ли получится.

Регламент – тому подтверждение.

Вполне понятно: объединенной оппозиции в Украине как не было, так и не будет. Тем более, парламентской. Просто потому, что Тимошенко, Яценюк и компания скорее удавятся, чем признают кого-то другого – не себя, лидером оппозиции.

Соответственно, оппозиций у нас, скорее всего, возникнет несколько.

Первая – непримиримая. Лицо – Тимошенко, группа поддержки – Кармазины–Стретовичи–Катеринчуки–Тарасюки.

Вторая – типа европейская-цивилизованная. Лицо – Яценюк. Один в поле воин.

Третья – праворадикальная. Лица – Ющенко и Тягнибок. «Аудитория» – западноукраинский электорат. Цель – голоса на местных выборах.

Четвертая – национал-патриотическая-коллаборационистская. Лица – Костенко, Балога. Как бы далее ни развивался их роман с ПР, эти граждане, вне сомнения, публично будут пытаться позиционировать себя не только как добровольных помощников власти, но и как самых ее объективных – то есть благожелательных критиков.

Пятая – комплиментарная. Лицо - Тигипко. В данном случае логика Сергея Леонидовича не слишком отлична от логики того же Виктора Ивановича. Его согласие на вице-премьерство не особо удивило. Конечно, премьерство оказалось бы более предпочтительным, но ежели б ему предложили пост замминистра ЖКХ, скажем, – согласился бы. В конце концов, Тигипко шел в кампанию не затем, чтобы стать президентом – а чтоб вернуться во власть. Это-то у него и получилось. Выполнив задачу, запасным аэродромом не пренебрежет. Ему тоже еще в местных выборах участвовать да партию строить. Последнему он уделяет немало внимания. Пригласив, в частности, к объединительному процессу Супрун с остатками НДП, Червонописского и «некаськивскую» часть «Поры», также – персонально Богатыреву, сын которой уже возглавил «Сильную Украину» в Донецкой области.

Посему вскоре мы услышим от Сергея Леонидовича не одно в меру критическое высказывание о новой власти. Адресат – юго-восточный электорат Януковича, частичное разочарование которого в своем кумире неизбежно.

Шестая – осколки НУ-НС. Идентифицировать их более конкретно сложно, поскольку поговорка «иди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что» – не о капризных барышнях, а об экс-«оранжевых». Ясно лишь то, что, оказавшись на обочине, «под крыло» к Тимошенко Мартыненко, Жвания и прочие товарищи попросятся лишь в крайнем случае. Одно дело – дудеть в ее дудку, когда ЮВТ – премьер, другое – когда экс-премьер. При таком раскладе лучше попытаться смастерить собственную дудку.

Фото: Макс Левин

Подобная пестрота весьма выгодна «бело-голубым». Очевидно, что удержать первенство во главе оппозиции Тимошенко будет очень и очень сложно. Для них это – основное. Размывать доли главных акционеров вмешательством миноритариев – классическая рейдерская практика. Этим-то «доны» сейчас и занимаются. «Любимая оппозиция Януковича» – как метко окрестил Соболев Яценюка – только первая ласточка.

Впрочем, Юлия Владимировна тоже не дремлет. Начать решила, как и прогнозировал «ЛБ», с чистки партийных рядов. «Первый тур» их состоится на съезде 13-го марта. Не исключено, там же будет оглашено о переформатировании блока в монолитную партию. На базе «Батьківщини», разумеется. Так, чтоб преобразованная структура, принимая участие в ближайших парламентских, могла сказку о двухпартийной системе попытаться сделать былью.

«Отцы содержатели» vs Левочкин

Вторая линия фронта, как уже писал «Левый берег», пролегла в тылу «донецких». Конкретно – между «отцами-содержателями» и засевшим на Банковой Левочкиным. «Понятийно» «отцы-содержатели» Януковичу ничего более не должны: обещали сделать президентом – сделали. В теории, Виктор Федорович должен им сейчас организовывать благодарности. На практике Левочкин делает ровно противоположное. При формировании предварительных списков кандидатов в министры и губернаторы в АП используется главный критерий: лишь бы претендент не был «человеком Ахметова».

Остальное – не столь важно. Поскольку иных критериев не предусмотрено, «отцы-содержатели», по имеющимся данным, уже устроили Виктору Федоровичу одну беседу на повышенных тонах. Точнее – самый главный из «отцов-содержателей», «умиротворить» которого пытались преподношением ему «Укртелекома».

Пока беседа имела предупредительный характер. С надеждой на то, что Сергей Владимирович все-таки самоуправничает – без ведома Виктора Федоровича. Тем более – без подсказок Фирташа и Ко.

Фото: tsn.ua

Если надежды не оправдаются, их дальнейшие действия спрогнозировать несложно. Куда сложнее им избрать стратегически правильную линию поведения. А именно – не позволить Виктору Федоровичу отменить политреформу. Пусть себе, как предписано Конституцией, занимается внешней политикой, а «решать вопросы» – компетенция премьера, то есть – Азарова. Который от склоки Левочкина с «отцами-содержателями» выигрывает по максимуму. Потому что все альтернативные Сергею Владимировичу ниточки будут завязываться на нем. Объективно больше просто не на ком. Протянутой навстречу ему руки «отцов-содержателей» Азаров не отвергнет.

В один прекрасный день Николай Янович (вспомнив, что у него – как премьера – бюджет, самонаведение местных элит да админресурс) скажет Сергею Владимировичу свое фирменное: «Да пошли вы!». И будет прав. И все вокруг, кроме самого Левочкина, громко поаплодируют. Включительно с теми, кому он сейчас помогает получить вожделенные должности. Импровизированные «собеседования» в АП происходят, кстати, довольно примечательно. Начинаются и заканчиваются вопросом «Товарищ, вот ты хочешь пост, а переформатировать большинство в совете на своей территории сможешь?». Правильный ответ – «Да, конечно». Неважно, что в очень многих случаях он заведомо лживый. В свое время, выбирая между премьером Януковичем и премьером Тигипко, Кучма ставил им единственное условие – собрать в ВР большинство под изменения в Конституцию. Тигипко, принявшийся объяснять невозможность воплощения задуманного, в итоге пролетел, как фанера над Парижем.

Янукович, навравший обещаний с три короба, и премьером стал, и позже – кандидатом

в президенты. Даже вопреки тому, что его роль в реализации конституционной реформы по версии Кучмы равнялась полному и абсолютному нулю.

***

«Все устаканилось. Наконец-то», - фраза, которую, в день создания новых коалиции и Кабмина, в Раде приходилось слышать чаще всего. Причем как от «регионалов», так и от их оппонентов. Теперь, имея определенность, ясную картину политического мира вокруг, стороны могут планировать свое житие-бытие на долгосрочную перспективу. Для начала – сформулировать самим себе задачи.

Задача Януковича – увеличить «группу поддержки» себя, любимого, в Раде с 235 «тушек» до 300. Параллельно – продолжать размывать акции оппозиции, уничтожая, тем самым, «ненавистную Юльку». Что, если по-хорошему, ему не на пользу – во вред, поскольку без сильной оппозиции любая власть неполноценна.

Задача оппозиции – держать оборону от рейдерских атак власти, консолидироваться, избрать себе предводителя.

Задача противоборствующих групп в ПР – поскорее «застолбить» за «своими людьми» ключевые должности. Особенно, губернаторские и в силовом блоке. Пока у них это получается с переменным успехом. Так, если премьерство Азарова – колоссальнейший удар по позициям Левочкина и «пасс» Ахметову-Колесникову; то верховенство в СБУ Хорошковского – бальзам на раны РУЭ и соль на раны отцов-содержателей.

Тут действует правило: кто первый встал – того и тапочки. Кто первым оккупирует почту, телефон, телеграф и, заодно, банки, тому и жить припеваючи ближайшие пять лет.

Задача «отцов-содержателей» - заручившись поддержкой Азарова, пресекать попытки Януковича отменить политреформу. Поддержкой им в этом – общественное мнение. Как выяснилось в ходе телефонного опроса, 9-го и 10-го февраля проведенного Институтом Горшенина на тему «Нужна ли стране коалиция?», формирование оной вопреки Конституции точно не поддержали б 68.6% граждан. При том, что абсолютно всех граждан, «коалициады» достали до невозможности, соглашаться на противоправный формат нового ПБ – лишь бы оно только появилось – они не готовы. «Готовых» насобиралось лишь 7.4%, хоть ожидалось цифра в десять раз большая. Что обнадеживает: гражданское общество в этой стране пока еще звук. Но уже, слава Богу, не пустой.

Соня КошкінаСоня Кошкіна, Шеф-редактор LB.ua
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram